• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока №16 по истории на тему Образование государства в долине Нила

Технологическая карта урока №16 по истории на тему Образование государства в долине Нила

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания


Предмет

История

Класс


5


Тема урока

16. Образование государства в долине Нила.


Цели урока

Создать условия для формирования представлений об особенностях природных условий Древнего Египта и появления государства в Древнем Египте.


Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей.

Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника

Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3.позитивная моральная самооценка;

Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.


  1. LearningApps.org/447570

  2. proshkolu.ru

  3. school-collection.edu.ru



  1. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка - М., 1994.

  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., 1983.

  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

  4. Энциклопедия для детей. - М., 2000. - Т.1.

  5. Я познаю мир: Энциклопедия: История - М., 1996.


  1. А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 - 464 стр.

  2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. - 304 с.: ил.

  3. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 96 с.

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

  5. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 - 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) - 202 стр.

Проектор, компьютер, презентация «Образование государства в долине Нила», Рабочая тетрадь, § 5

Основные понятия

Пороги, долина, дамба, ирригация,ном.

Форма проведения урока

Комбинированный урок.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Продолжительность:

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность



Приветствует учителя






Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 15 минут

Актуализация ДЗ:

Выдвигает проблему через иллюстрацию карты Древнего Востока (с.26 учебника)


Прием «Работа с картой»

Используй Памятку

№ 5

Тест: «Первобытный мир»

- Рассмотрите карту. Какие территории, на ваш взгляд, ученые называют Древним Востоком?

- На каких территориях возникли первые государства на Востоке?

- Почему первые государства возникли именно там?

- Где, когда на ваш взгляд, возникло самое первое государство?

- О чем мы сегодня будем говорить?


Решают тест.

Выявляют затруднение и отвечают на вопрос учителя.

-Сев. Африка и Азия

- Египет, Месопотамия, Индия, Китай

-реки, вода, теплый климат

- Египет, 3 тыс. до н.э.

Формулируют план урока, который пишется на доске и в тетради:

1. Природа Древнего Египта.

2. Хозяйственная деятельность древних египтян.

3. Образование государства Древний Египет

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Продолжительность:

23 минут





Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи









Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует работу с картой в учебнике с. 28. Памятка № 5



Контролирует выполнение работы.



Организует работу с историческим источником (с. 32 учебника)

Организует беседу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

Прием «Памятка №1»



Физминутка.

Организует эвристическую беседу по карте на с. 28.


Организует работу с терминами. «работа с учебником» с. 30.




Организует применение полученных знаний на практике

Прием «Работа в паре»

Решить кроссворд из Рабочей тетради на с. 12.

1. Рассмотрите карту на с. 28.

- Какая большая река протекает на Северо-востоке Африки?

- Как называются препятствия на реке, которые мешают передвижению кораблей и лодок?

- Сколько порогов вы видите на реке Нил?

- Долина реки Нил пригодна для земледелия. Покажите, где находятся основные районы земледелия?

- Посмотри на снимок из космоса и на карту и объясни, что такое дельта Нила?

- В какое море впадает Нил?

- Почему территория вокруг Нила изображена желтым цветом? Как это помогало египтянам спасаться от врагов?

2. Прочтите древнеегипетский «Гимн Нилу» на с. 32

- За что хвалят египтяне Нил?

- Почему Нил - «творец пшеницы и ячменя, им держатся храмы»?

- Когда «вся страна мучается»?

- Когда «земля начинает играть от радости»?

- О каких занятиях египтян можно узнать из текста?

- Почему египтяне называли свою страну КЕМЕТ, (четная, черноземная страна) и противопоставляли её красной земле?

- По каким признакам можно определить, что изображенный на иллюстрации на с. 28 бог Хапи, является богом Нила?

- Посмотрите на легенду карты на с. 28 и на условные обозначения. Какие занятия, кроме земледелия, были распространены в Древнем Египте?

- Устанаите связь между природными условиями и занятиями людей

Прочтите п.2 §5 с. 30-31.

- Что такое дамба? Зачем она нужна?

- Что такое оросительные каналы? Кто их создавал?

- Что такое ирригация?

- Что такое НОМ и зачем он нужен?

- Сколько номов было в Древнем Египте?

- Где и когда появилось государство в Египте?

- Почему древнегреческий историк Геродот Египет назвал «Даром Нила»?

Выполните задание 5 в Рабочей тетради на с. 12.

- Нил

- Пороги

- 4 порога

- вдоль долины Нила

- Дельта - устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и острова между ними.

- Средиземное море

- непроходимые пустыни (Ливийская и Нубийская)

Отвечают на вопросы по документу.

- дарует жизнь Египту

- позволяет выращивать зерно и платить налоги

- когда нет разливов

- во время разливов (в сентябре, 4 месяца)

- земледелие, ремесло, служат в храмах, скотоводство, есть цари

- разливы Нила удобряют землю, она становится черной. Красная - земля пустынь и полупустынь

- течет вода и расцветают цветы и растения


Находят занятия:

Ремесленники - изготовление изделий из золота, меди, камня. Рыболовство, передвижение по каналам. Торговля.

Формулируют ответы.

Высказывают своё мнение и делают вывод.

Дамба - вал для защиты от затоплений.

Оросительный канал - канал, по которому поступает вода из Нила на дальние поля.

Ирригация - осушение болот.

- Ном - город и окружающие его села с четкой организацией. Для контроля над оросительными системами.

- 40

- 3100г. до н.э. - Египет, столица - Мемфис.


Выполняют задание, проводят самооценку работы.

Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей.

Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

ПР3

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 минут


Прием «Хочу спросить…»

Дает комментарии домашнего задания

Вы - историки. Какие проблемы вы не выяснили в сегодняшнем уроке? Что вы хотите спросить?

Д.З.

1 уровень: «Проверяем и размышляем»:

§5, рабочая тетрадь

2 уровень: «Исследуем и творим»:

Устно рассказ от лица путешественника по Древнему Египту

Осуществляют самоанализ .

Записывают Д.З.

Л.2,

Р.7, Р.1,

К.1,

П.6




© 2010-2022