Из опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектики

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектикиИз опыта работы на уроках истории и обществознания Метод синектики«Метод синектики, как метод развития инновационной активности личности»

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

У. Гордон сделал упор на необходимость предварительного обучения и использование специальных приемов, а также на определенную организацию процесса решения.

Синектика является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Есть два механизма творчества:

а) неоперационный механизм - неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию и вдохновение;

б) операционный механизм - процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Важно научиться применять операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение эффективности творчества и создает условия для проявления неоперационного механизма.

Синектика как метод поиска идеи - это, по сути, мозговая атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1) ознакомление с проблемой;

2) уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует понимать (ПКП);

3) решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

  4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Примеры заданий на основе методов синектики на уроках истории и обществознания.

Задание №1. Сравнить культуру, опираясь на обществоведческое содержание понятия со строением земного шара, выделив его составляющие, такие как ядро, мантия, земная кора, литосфера, атмосфера, гидросфера (аналогия- ядро - плотное, твердое, трудноизменяемое как и в культуре, которая, держится на традициях, выступающих как основа культуры



Задание №2 Вспомните виды химических реакций и найдите аналогии в исторических явлениях

Реакция замещения по химии сравнима с историческим событием 18 века в период дворцовых переворотов- смена императоров. Использование понятие «химическая реакция» при изучении 8 классе темы «Смутное время»: рост народной активности в начале 17 века стал реакцией народа на последствия войн и неурожаев, реакция всеобщего недовольства правительством Лжедмитрия стало его убийство в мае 1604г. и т.п.

События смутного времени

Виды реакции

Рост народной активности в начале 17 века стал реакцией народа на последствия войн и неурожаев

соединения

Реакция всеобщего недовольства правительством Лжедмитрия стало его убийство в мае 1604г

При применении таких приемах прослеживаются метопредметные связи

Задание №3 При изучении по обществознанию в 8 классе темы: Пути исторического развития общества» необходимо сформировать понятия революционного и реформаторского пути развития. Можно для аналогии предложить формы развития общества сравнить с природными явлениями

формы развития общества

природными явлениями

революция

буря

реформа

дождь

Задание №4. Соотнести заданные рисунки с социальными явлениями. По обществознанию применимо к изучение темы «Взаимоотношение личности и общества»



Задание №5. Заполнить таблицу сравнивая грузовой автомобиль с государством

Автомобиль

Государство

Мотор

Руль

Тормоза

Кузов

Колеса

Задание №6. Нарисовать в виде растений исторические образы трех правителей. Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV Грозный

Задание №7. Составление образного рисунка в группах по изученной теме

Задание №8. Заполнение опорных схем по изучаемой теме, при организации такого вида учебной деятельности происходи формирование образных представлений исторического материала

Задание №9. Закрепление определение терминов. Подобрать прилагательные к слову камень? (твердый) А какое социальное явление соответствует этому свойству.

Литература

1.Большой психологический словарь/Сост.Б.Мещеряков, В.Зинченко

2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2008г.

3.Иоффе А.И. Мотивация в обучении истории и обществознанию// ПИШ 2009г. №6

Материал подготовила учитель истории и обществознанию МОУ «Котикская СОШ», Тулунского района Иркутской области Лисовая Ольга Александровна.

5


© 2010-2022