Конспект урока по истории для 6 класса «Путешествие в средневековый город»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории средних веков по теме: «Путешествие в средневековый город»

для 6 класса




Тип урока - повторительно-обобщающий.

Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по главе "Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках).

Задачи:

повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;

развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;

развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", творческие работы учащихся (гербы ремесленников, макет замка), слайды по данной теме, тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе", презентация по теме.

Ход урока


  1. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью его обитателей - горожан, побываем в средневековом университете.

- А пока устроим разминку.

2. Разминка: (работа с терминами)

1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции.

( Шампань)

2. Человек, который "вышел" из ростовщиков и менял. (Банкир)

3. То, что производил ремесленник на продажу. (Товар.)

4. Помощник"- мастера.(Подмастерье)

5. Глава цеха, избиравшийся мастерами. (Старшина.)

6. Правила, обязательные для всех членов цеха. (Устав.)

7. Города, освободившиеся от власти сеньора. (Коммуна)

8. Человек, живущий за счет денежных процентов. (Ростовщик)

9 Здание городского совета. (Ратуша)

10. Союз мастеров-ремесленников одной специальности. (Цех.)

3. Беседа с классом по пройденному материалу:

- Как и почему возникали города? Выделим причины их появления.

1. Успехи в хозяйстве (новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность)

2. Отделение ремесла от с/х.

3. Рост потребностей в изделиях ремесленников.

4. Увеличилась плотность населения.

- Где возникали средневековые города?

Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен-Жермен , Сантьяго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт"- брод, "хафен"- гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж"- мост, "честер"- (от латинского "каструм") лагерь.

- Почему города стремились избавиться от власти сеньора?

- На какие слои населения делились городские жители?

- Как выглядели средневековые города?

Использовать отрывки из исторических источников.

Работа учащихся с документами.

« В средневековом городе» из произведения В. Хинкиса « Жизнь и смерть Роджера Бекона»;

« О русских путешественниках в Европе»

- Что собой представляло санитарное состояние города?

- Как выглядел город изнутри? (Работа с картиной).

- В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. В Кельне в XIV веке светились лишь три фонаря: один у думы, другой на Марсовом поле, третий у монастыря. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей либо при нарушениях общественной безопасности. Во Франкфурте кое-где на перекрестках улиц устанавливали железные ящики, в которых по временам жгли серу и еловые ветки. Горожанин, вынужденный вечером выйти из дому, не полагался на уличное освещение. Он вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было плащом защищать от ветра. Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики, Кожевники, Седельщики - таковы наименования улиц, не требующие пояснений. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, "гостям", которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская в Базеле, Русская во Вроцлаве. Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Мы уже знаем, что сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: "Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа...". Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже - более дорогой черепицей.

Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам да богатым купцам, были каменные.

При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламенявшиеся кровли, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, которым общими силами боролись все граждане .

Сообщение о чуме и лечении в средние века.(карта распространения чумы, Вид госпиталя) Задание Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.

- Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третий этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые же этажи построены с соблюдением требуемых норм.)

- В какие союзы объединялись горожане и почему?

- Что собой представляли ремесленные цехи?

Задание 1.

Представь, что ты - владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое сырье?( Работа по картине.) Отгадайте, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?( рисунки гербов на доске)

Задание 2. Прочти "Устав ткачей шерсти» и ответь на вопросы.

1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.

3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.

8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.

15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.

17. Старшина и двое" присяжных

должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.

26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.

31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок*.

34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.

40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.

47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.

51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы

2. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?

3. Кто мог работать в мастерской?

- Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?

- Чем объяснить предписания, связанные со сроками ученичества?

Как устав предписывает наказывать нарушителей?

Индивидуальные задания для уч-ся.

Задание 3. Ответить на вопрос.

В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно, нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".

- Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ? (Совет не разрешил строить колесо, ибо в результате использования машины эффективность труда бы увеличилась, и многие сукнопрядильщики остались без работы. Документ отражает консерватизм цехового производства и самосознания ремесленников. Они не стремились всеми силами улучшить процесс производства шелка. Их устраивали традиционные методы производства, они были заинтересованы в социальном спокойствии внутри цеха и равенстве доходов его членов).

- Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"- правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?

Права и свободы горожан.

"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."

Вопрос:

- При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?

- Что обозначала средневековая поговорка "Что с возу упало, то пропало"? (Упавшие вещи с повозок купцов,принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.)

- Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

- Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

- Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)

Задание 5. Работа с исторической картой (с.106-107 учебника)

- Внимательно рассмотрите легенду карты. Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них. (Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)

- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма? (По Средиземному и Черному морям.)

- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)

- Назовите крупнейшие ярмарки и торги. (Париж, Вена, Милан, Москва, Новгород и т. д.)

Образование в средневековом городе.

Вопрос: Как называется особая группа людей, занятых умственных трудом? (Интеллигенция).

- Мы незаметно подошли к теме образования в средние века. Очень часто оно носило поверхностный характер, с точки зрения современного человека, в системе средневекового образования было много лишнего, искусственного и странного. Уже тогда образование подвергалось насмешкам, что нашло отражение и в литературе, например, в немецком народном романе о похождениях Уленшпигеля, отрывок из которого вы сейчас и увидите.

Сценка "Уленшпигель и ректор в университете"

Ректор. Уленшпигель, извольте четко и доступы отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос, мы осудим вас и ославим как невежду и оскорбителя науки.

Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.

Ректор (замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времен Адама и до сего дня?

Уленшпигель. Всего семь дней. А когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.

Ректор. Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?

Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся.

Ректор. Ну что ж, примем и этот ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?

Уленшпигель. В нем тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звезды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится. (Ректор в гневе срывает с себя шапку, бросает ее и убегает.)

- Итак, вам теперь предстоит ответить на следующий вопрос: Кто такой магистр?

(Варианты ответов: 1.Один из знаменитых авторов рыцарских романов.

2. Низшее звание, которое мог получить студент университета.

3.Ученое звание, которое мог получить студент после окончания университета.)

- А сейчас прослушаем латинскую песню XII столетия, вышедшая из студенческой среды. "ОСТАВИМ ЗАНЯТИЯ"

Бросим все премудрости,

По боку ученье!

Наслаждаться в юности

Наше назначение.

Только старости пристало.

К мудрости влечение,

Быстро жизнь уносится;

Радости и смеха

В молодости хочется;

Книги лишь помеха.

Вянут годы вешние,

Близятся осенние;

Жизнь все безутешнее,

Радостей все менее.

Нам ли, чьи цветущи годы,

Над книгою сутулиться?

Нас девичьи хороводы

Ждут на каждой улице.

Комментарий учителя:

- Хоть и прошло с тех пор более 9 веков, но мало что изменилось, между средневековыми и современными студентами сохранилось много общего.

Городская культура.

Входят "слуги" и раскладывают на столе реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты.

- Первое задание за одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. (Ответ: карты (изобретены позднее), ч

- Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее делениями). - Зачем на свече деления? (Ответ: чтобы следить за временем; каждое деление соответствует 2 часам.)

-Следующий вопрос нашим гостям: - как будет вымыта посуда? (Ответ: никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)

- В средние века, как известно, не было холодильников. Как же хранилась пища? (Ответ: мясо хранили в соли, овощи просушивали и мариновали.)

- Из чего сделано большинство тарелок на столе: из фарфора, серебра или хлеба? (Ответ: из хлеба, т. к. серебряная посуда была очень дорогой.)

Развлечения.

- Как развлекались в средние века? (турниры, театры, маскарады).

- Отгадай шарады

Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий -предлог, целое - свободный средневековый город. (Ком-му-на.)

Первое - бог солнца в Египте, второе - короткое торжественное музыкальное приветствие, третье - начальная буква алфавита, целое - здание городского совета в средневековом городе (Ра-туш-а.)

Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают к стойкой, второе - русское национальное блюдо, третье - предлог, а в целом - одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на.)

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили, закрепили материал по теме « Средневековый город», познакомились с образом жизни горожан.

Ответьте на вопрос: « А вы сами хотели бы жить в средневековом городе?»

Домашнее задание: п. 13.

Дополнительные задания :

Тестовое задание.

Вариант I

1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:

а) успехи в хозяйстве; б) отделение ремесла от сельского хозяйства;

в) правильно только б); г) правильно а) и б).

2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:

а) монополия; б) коммуна; в) фортуна.

3. Орган управления городом, избираемый горожанами?

а) совет народных депутатов; б) ратуша; в) городской совет; г) совет ремесленников.

4. Что такое цех?

а) место добычи сырья; б) место обработки сырья; в) союз ремесленников одной специальности.

5. Кто являлся хозяином мастерской? а) цех; б) цеховой старшина; в) мастер.

6. Что такое гильдия? а) союз старшин; б) союз купцов; в) союз правителей.

7. Название управления городов, жители которых победили сеньора?

а) самоопределение; б) самовыражение; в) самоуправление.

8. Глава городского совета в Англии и Франции?

а) мэр; б) пэр; в) сэр; г)бургомистр; д) верно а) и б).

9. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха?

а) устав; б) программа; в) приказ; г) уложение.

10. Что такое банк?

а) хранилище больших сумм денег; б) место работы менял; в) место торговли купцов.

11. Что называется товаром?

а) вещь, изготовленная на продажу; б) вещь, изготовленная для собственного пользования; в) вещь, которая изготовленная для подарка.

12. Что такое ярмарка?

а) большая площадь; б) ежегодный торг; в) место сбора налогов.

13. Здание городского совета в средневековом городе?

а) мэрия; б) сенат; в) ратуша.

14. Название горожан в средние века

а) патриции; б) бюргеры; в) менялы.


© 2010-2022