Конспект урока Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья, с содержанием законов Хаммурапи, и их значением для жителе Вавилона.

  2. Продолжить формирование умения работать с географической картой

  3. Формирование умения анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Представим себе, что из Египта мы отправляемся в путешествие. И отправимся мы на С-В из самой северной столицы Египта, где между Средиземным и Красным морем есть перешеек, по которому можно перебраться на Синайский п/о. К Северу от полуострова находятся страны Палестина, Сирия и Финикия (с которыми нам еще предстоит познакомиться). А к Востоку простирается огромная аравийская пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам на верблюдах, мы вновь сможем увидеть край похожий на чудесный сад.

Что это за государство? Где же вы оказались? Междуречье

Почему страна носит такое название

Страна имеет много названий эта лежит между двумя большими реками - Евфрат и Тигр. Отсюда ее название - Двуречье или Междуречье.

Вы знаете, что начинаем с рассказа по карте

Вспомним план

Место нахождения: Передняя Азия (Западная)

Водные объекты Реки, моря. Тигр, Евфрат. Они разливались так же как и Нил, но разливы короткие, бурные и неожиданные. Могли снести все на своем пути (жилища, пастбища, посевы). Люди жили в постоянном страхе перед наводнением, строили насыпи. Особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается

Климат Кто может предположить какой климат?

более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Сезон дождей зимой

На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?

Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания сделанные Геродотом, путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.

Индивидуальная работа с документом

Геродот. История

... Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Са­мый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изоби­лии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с де­рево. Я знаю сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вави­лоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Вопросы к документу:

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодо­родная)

- Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеница, яч­мень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

- Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Основные занятия. Во время прилива вода заливает всю страну, и на плодородной почве откладывается слой песка и глины.

Крупные города. Города возникали из поселений земледельцев, становились центрами небольших государств. Самые крупные Ур, Урук. Они находились на берегу реки или канала, что бы плавать из города в город. Города долго воевали между собой - Вавилон

ЗАДАЧА

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, - золотой шлем, кинжал, украшения.

При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.

Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

Молодцы: А теперь мы переходим к сравниваем Египет и междуречье

  • Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? А сравнивать мы будем по следующим линиям:

а) климат
б) реки
в) полезные ископаемые

  • Как называются реки в Египте и Двуречье? (Обратите внимание на тот факт что в Египте одна река, а в Двуречье - две.)

  • Какие природные явления происходят с реками в этих странах?

  • Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?

Д/з параграф читаем. Составить и выучить рассказ по атласу.



Решение исторических задач:

А) Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

(Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

Для письма нужен простой и дешевый материал. Но папи­рус на берегах Тигра и Евфрата, не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжига­ли, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы.

Б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вече­ром рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он прини­мал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

Ответ: Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были по­мощниками царей...

В) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколь­ко гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религи­озные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие нера­венства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т.д.

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, - золотой шлем, кинжал, украшения.

При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.



  • Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? А сравнивать мы будем по следующим линиям:

а) климат
б) реки
в) полезные ископаемые

  • Как называются реки в Египте и Двуречье? (Обратите внимание на тот факт что в Египте одна река, а в Двуречье - две.)

  • Какие природные явления происходят с реками в этих странах?

  • Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?







ЗАДАНИЕ №1

Геродот. История

... Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Са­мый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изоби­лии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с де­рево. Я знаю сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вави­лоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Вопросы к документу:

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие культуры выращивали жители этой страны______________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие занятия существовали у жителей Двуречья? ____________________________________________________________________________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ №2

«РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

А) Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вече­ром рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он прини­мал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

В) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколь­ко гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

ЗАДАНИЕ №3


ИСПРАВТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ УЧЕНИКА


Наконец, утром после длительного пути, египетский купец Гильгамеш попал в страну Шумер. Он сразу отправился в столицу этого единого государства - город Ур. Плывя на корабле к Уру, египтянин отметил, что река Евфрат, как и Нил впадает в Средиземное море. В Уре его поразил своей красотой храм главному шумерскому богу Тоту, сложенный из белого камня, который добывали в местных каменоломнях. В столице Шумера Гильгамеш заключил выгодную сделку о поставках в эту страну зерна из Египта в обмен на дерево, медь, камень. Эти товары были в изобилии в междуречье. Составленный договор на глиняной дощечке, шумерские купцы, как было принято у них, записали иероглифами черной краской.














Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение




  1. Водные объекты




  1. Климат




  1. Занятия




Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение




  1. Водные объекты




  1. Климат




  1. Занятия




Вопросы для сравнения

Египет

(различия)

Общие черты

Двуречье

(различия)

  1. Местоположение




  1. Водные объекты




  1. Климат




  1. Занятия





© 2010-2022