Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основ­ного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по ис­тории, примерного базисного учебного плана, феде­рального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, автор­ской программы А.А. Данилова «История России» (М.: Просвещение, 2011).

Данная программа ориентирована на исполь­зование учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века» (М.: Просвещение, 2014).

Место и роль исторического знания в образо­вании школьников обусловлены его познаватель­ными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности че­ловека. В современной России историческое образо­вание служит важнейшим ресурсом социально-эко­номического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготов­ке шестиклассников к жизни в современном обще­стве в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на главные вопросы ми- ропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих цен­ностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории чело­веческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возмож­ности самоидентификации в культурной среде, со­отнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собиратель­ную картину социального, нравственного, сози­дательного, коммуникативного опыта людей. Она

служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об об­щественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного пред­мета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности об­щественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменений бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диа­лога времен, культур, образа мысли, мотивов пове­дения, нравственно-этических систем.

Изучение истории должно формировать у уча­щихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших собы­тиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется та­ким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отноше­ния к истории своей страны, стимулировал жела­ние самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

В 6 классе задачей курса истории является погру­жение учащегося в эпоху, формирование понимания ее духа через мысли людей, вещи, события, процес­сы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможно­стей школьников и лишь в отрывках). На элемен­тарном уровне происходит ознакомление с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценку, на мотивы поступков исто­рических деятелей. Шестиклассники должны овла­деть законченным систематизированным комплек­сом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания истори­ческих и обществоведческих знаний в следующем классе. При построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.

При изучении данного курса у школьников фор­мируется научное понимание истории как законо­мерного, поступательного процесса. Учитывая зна­ния учащихся 6 класса и их возрастные особенности, можно создать лишь первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. В процессе изучения курса учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма на территории нашей страны: становления, феодальной раздроблен­ности, образования централизованного государства.

Содержание курса истории 6 класса важно для целостного представления об эпохе Средневековья. В программе курса предусмотрены уроки открытия нового знания, развивающего контроля, рефлексии и общеметодологической направленности, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преем­ственности при изучении отечественной и всеобщей истории. Содержание курса отечественной истории эпохи Средневековья открывает большие возмож­ности для показа роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом. Курс содержит огром­ные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изуче­ния ряда тем истории России, где показана освобо­дительная борьба народа за свою независимость. Отражено взаимодействие и взаимовлияние культур народов России. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

Изучая курс истории 6 класса, ученики осваи­вают основополагающие ценности и исторический опыт своей страны, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особен­ностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» в 6 классе дает учащимся широкие возможности для самоиденти­фикации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элемен­ты сложности и самостоятельности в работе учащих­ся: развитие мышления, формирование умений и на­выков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовать со­бытия в пространстве и времени: работа с картой, планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.

Логические связи предмета «История» с осталь­ными предметами (разделами) учебного образователь­ного плана

На ступени основного общего образования ис­пользование межпредметных связей базируется,

прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обшествознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловлен­ности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многокон­фессиональном обществе. В рамках историческо­го образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания уча­щихся о закономерностях пространственной ор­ганизации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей ис­тории и образовательных предметов области «Фи­лология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися истори­ческого контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса ли­тературы, а также предметов образовательной обла­сти «Искусство».

Цели обучения

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, спо­собного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления ис­торического опыта своей страны и человечества в це­лом, активно и творчески применяющего историче­ские знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения

  • Овладение учащимися знаниями об основ­ных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, эко­номической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к ме­сту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализиро­вать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошло­го и настоящего, руководствуясь принци­пом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование умений воспринимать собы­тие, явление в пространстве и времени, в ис­торическом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса;

  • овладение законченным систематизиро­ванным комплексом социально значимой

информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания;

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социаль­ной, культурной самоидентификации в окру­жающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонацио­нальному Российскому государству, в соот­ветствии с идеями взаимопонимания, толе­рантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современ­ного общества;

  • формирование у школьников умения при­менять исторические знания для осмысле­ния сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в со­временном поликультурном, полиэтничном и много конфессиональном обществе;

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социаль­ной, культурной самоидентификации в окру­жающем мире;

  • воспитание учащихся в духе уважения к про­шлым векам и традициям человечества;

  • освещение взаимодействия человека с окру­жающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • формирование умений выявлять и характе­ризовать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре;

  • исследование процесса становления идей и институтов, понимание которых необходи­мо современному человеку и гражданину;

  • раскрытие на конкретном материале положе­ния о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человече­ства.

Подобный подход дает возможность формиро­вать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Основное содержание курса «История России» (40 ч)

Введение (1ч)

Что изучает история Отечества. История Рос­сии - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

ГЛАВА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (12 ч)

Тема 1. Восточные славяне (4 ч)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географиче­

ского положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их рассе­ление. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотно­шения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы: присваивающее и про­изводящее хозяйства, пашенное земледелие, родо- племенная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Тема 2. Древняя Русь в IX - первой половине XII в. (8 ч)

Формирование Древнерусского государства. Пред­посылки и причины образования государства у во­сточных славян. Совершенствование приемов зем­леделия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исто­рической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского го­сударства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киев­ский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Яросла­ве Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зави­симые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. По­ловецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские ос­новы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Де­ревянное и каменное зодчество, скульптура, живо­пись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных соору­жений (мозаика и фрески, иконы, книги, приклад­

ное искусство). Ценностные ориентиры древнерус­ского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древ­нерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Повторение и проверка знаний по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.».

Основные понятия темы: государство, княже­ская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

ГЛАВА II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XIII вв. (10 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Со­циально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятель­ных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Се­веро-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгору­кий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя поли­тика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хо­зяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политическо­го устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности геогра­фического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Гатича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание дер­жавы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Ко- ловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Ге­роическая борьба русского народа против завоева­телей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносца­ми Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледо­вое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. По­литическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского влады­чества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских зе­мель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоедине­ния русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культур­ное единство и создание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литерату­ре, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Повторение и проверка знаний по теме «Русь Удельная в IX-XII вв.».

Основные понятия темы: удел, посадник, ордын­ское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

ГЛАВА III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI вв. (17 ч)

Тема 3. Образование единого Русского государства (8 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Во­сточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борь­ба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонеж­ский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Об­разование русской, украинской и белорусской на­родностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского вла­дычества. Присоединение Твери. Борьба за возвра­щение западных русских земель. Василий III. Завер­шение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в поли­тическом строе и управлении. Усиление великокня­жеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение.

Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV - начале XVI в. Истори­ческие условия, особенности и основные тенден­ции развития русской культуры в XIV - начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литерату­ре политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Ма­маевом побоище». Житийная литература. «Хожде­ние...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Повторение и проверка знаний по теме «Образова­ние единого централизованного государства».

Основные социальные слои Российского государ­ства в XIV- начале XVI в. «Знатные люди» Россий­ского государства. Хозяйство и быт светских и ду­ховных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы: Боярская дума, само­державие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально- крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Тема 4. Московское государство в XVI в. (9 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избран­ной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Бо­ярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Силь­вестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Ре­формы центрального и местного управления. Сто­главый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитиче­ские успехи России в 50-х гг. XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набе­гами крымского хана. Сибирское ханство и его взаи­моотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. XVI в. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. По­зиция православной церкви. Ликвидация последних

уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги оприч­ной политики.

Социально-экономические последствия оприч­нины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фе­доров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство ша­тровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение и проверка знаний по теме «Москов­ская Русь в XIV-XVIвв.».

Основные понятия темы: централизованное го­сударство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дво­ряне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, церковный собор.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

В результате освоения курса истории России 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценно­стей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опы­та предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответствен­ному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);



  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учи­теля;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведе­ние, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явле­ниям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметным результатом изучения курса являет­ся сформированность следующих умений:

  • формировать целостное представление об ис­торическом пути народов своей страны и всего человечества как необходимой основе миропо­нимания и познания современного общества;

  • применять понятийный аппарат историческо­го знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, их ана­лиза, сопоставления, обобщенной характери­стики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-эти- ческих вопросов далекого прошлого;

  • изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных ис­точников, раскрывая ее социальную принад­лежность и познавательную ценность;

  • расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний лич­ности и народов в истории;

  • применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников;

  • читать историческую карту, находить и по­казывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;

  • давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры, в том числе по сохранившим­ся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • различать в учебном тексте факты, сопостав­лять их аргументацию, формулировать собст­венные гипотезы по дискуссионным вопро­сам.

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал

и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета

Для определения уровня усвоения учащими­ся 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут прово­диться проверочные тестовые работы. Особое вни­мание будет уделено курсу «История России с древ­нейших времен до конца XVI века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:

/. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать после­довательность и длительность исторических событий.

    1. Знание исторических фактов, работа с фак­тами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на леген­ду, определять местоположение историко-гео- графических объектов;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (матери­альных, текстовых, изобразительных и др.);

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исто­рических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, заня­тия людей в древности;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.

составлять описание исторических объектов, памятников.

  • Анализ, объяснение:

  1. соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  2. называть характерные признаки исторических событий и явлений;

  3. раскрывать смысл, значение важнейших ис­торических понятий;

  4. излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • Работа с версиями, оценками:

  1. приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литера­туре;

  2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значитель­ных событий и личностей в истории.

  • Применение знаний и умений в общении, соци­альной среде:

  1. использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людь­ми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  2. способствовать сохранению памятников ис­тории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и сохранению памят­ников истории и культуры).

В преподавании истории предполагается реали­зовать системно-деятелъностный, личностно ориен­тированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются урок, практикумы с проведением исследовательской работы, проектной деятельности. В ходе образовательного процесса широко исполь­зуются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Формами текущего и итогового контроля явля­ются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источ­никам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: те­стирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, наце­ленные на конкретизацию полученных знаний, вы­полнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые по­зволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном мате­риале, а предлагаемый формат проверочных зада­ний и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.

Используемые педагогические технологии: здо- ровьесбережения, информационно-коммуникаци­онные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обуче­ния, группового обучения, поэтапного формирова­ния умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, личностно ориентированного обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

Место предмета

Согласно требованиям Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение исто­рии в 5-9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 ч за учебный год, включая часы на проме­жуточный и итоговый контроль. На изучение исто­рии в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов - из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч - на изучение истории России. Данная про­грамма составлена в соответствии с этим распреде­лением учебного времени.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса об­щеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику А.А. Да­нилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древ­нейших времен до конца XVI века»: учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2013.

Оборудование

Исторические карты:

  1. «Киевская Русь в IX - начале XII в.»;

  2. «Русские княжества в XII - начале XIII в.»;

  3. «Борьба народов нашей страны против ино­земных захватчиков в XIII в.»;

  4. «Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв.».

Справочная литература

  1. Данилов А.А. Справочник школьника «Исто­рия России IX-XIX вв.». М.: Дрофа, 2002.

  2. Полный энциклопедический справочник «Ис­тория России в картах, схемах, таблицах». М.: Олма- Пресс, 2001.

  3. Справочник «История России с древнейших времен до конца XV века». М.: Мир книг, 2006.

  4. Школьная энциклопедия «История России. 1X-XVI века». М.: Олма-Пресс, 2003.



пара­графа учеб­ника

Тема урока

Коли­чество часов

Вводный урок

1

ГЛАВА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (12 ч)

Тема 1. Восточные славяне

4

1

Древнейшие народы на территории России

2

2

Восточные славяне

2

Тема 2. Древняя Русь в IX - первой половине XII в.

8

3

Формирование Древнерусского го­сударства

2

4

Первые киевские князья

1

5

Владимир Святославич. Принятие христианства

1

6

Расцвет Древнерусского государ­ства при Ярославе Мудром

1

7

Культура Древней Руси

1

8

Быт и нравы Древней Руси

1

Повторение и проверка знаний по теме «Древняя Русь в VIII - пер­вой половине XII в.»

1

ГЛАВА 11. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XIII вв. (10 ч)

9

Начало раздробления Древнерус­ского государства

1

10, 11

Главные политические центры Руси

2

12

Нашествие с Востока

2

13

Борьба Руси с западными завоева­телями

1

14

Русь и Золотая Орда

1

15

Русь и Литва

1

16

Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Повторение и проверка знаний по теме «Русь Удельная в XII-XIII вв.»

1

№ пара­графа учеб­ника

Тема урока

Коли­чество часов

ГЛАВА III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI вв. (17 ч)

Тема 3. Образование единого централизован­ного государства

8

17

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

2

18

Москва - центр борьбы с ордын­ским владычеством. Куликовская битва

1

19

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в.

1

20

Создание единого Русского госу­дарства и конец ордынского влады­чества

1

21

Московское государство в конце XV-начале XVI в.

1

22

Церковь и государство в конце XV - начале XVI в.

1

Повторение и проверка знаний по теме «Образование единого цен­трализованного государства»

1

Тема 4. Московское государство в XVI в.

9

23

Реформы Избранной рады

2

24

Внешняя политика Ивана IV

1

25

Опричнина

2

26

Просвещение, устное народ­ное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

27

Архитектура и живопись BXIV-XVI вв.

1

28

Быт в XV-XVI вв.

1

Повторение и проверка зна­ний по теме «Московская Русь eXIV-XVIee.»

1

Всего часов

40



© 2010-2022