Комбинированный урок по теме: «Крестьянская реформа 1861года » для учащихся 8 классов

Данный урок является комбинированным уроком по теме: «Крестьянская реформа 1861года » для учащихся 8 классов, обучающихся по школьному учебнику «История России. 19 век» под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников. Основными задачами урока являются: Объяснить, как велась подготовка крестьянской реформы, познакомиться с основными положениями Манифеста об отмене крепостного ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данный урок является комбинированным уроком по теме: «Крестьянская реформа 1861года » для учащихся 8 классов, обучающихся по школьному учебнику «История России. 19 век» под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников.

Основными задачами урока являются:

  1. Объяснить, как велась подготовка крестьянской реформы, познакомиться с основными положениями Манифеста об отмене крепостного права. Определить значение отмены крепостного права в России.

  2. Развивать умение работа с документами, определять главное, учить умению работать в группах.

  3. Воспитывать чувство уважения к личности Александра ІІ.

Тип урока комбинированный

Форма урока: групповая (лабораторная работа)

Методические приемы:

1. сравнительный анализ исторических фактов и событий.

2.творческие задания для работы в группах, (работа с текстом документов)

3.оценочная деятельность на основе использования информации из различных источников.

Данный урок ориентирован на учащихся 8 класса с различным уровнем сформированности приемов учебной деятельности.









Тема: Крестьянская реформа 1861 года.

Эпиграф: «Лучше отменить крепостное

Право сверху, нежели дожидаться,

Когда оно само собой начнет отменяться снизу.»

Цель урока:

  1. Выяснить как велась подготовка крестьянской реформы, познакомиться с основными положения Манифеста об отмене крепостного права. Определить значение отмены крепостного права в России.

  2. Развивать умение работа с документами, определять главное, учить умению работать в группах.

  3. Воспитывать чувство уважения к личности Александра ІІ.

Тип урока: комбинированный.

Форма: групповая.

Оборудование: доска, мел, компьютер, презентация «Отмена крепостного права», учебник «История России XIX века» А.А. Данилова, Л.Г. Косулина, рабочая тетрадь к учебнику «Истории России» 8 класс А.А. Данилова, Л.Г. Косулина, поурочные разработки по истории России XIX век 8 класс Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова.

Словарь новых терминов и дат:

  1. 19 февраля 1861 - Манифест об отмене крепостного права.

  2. Временно обязанные крестьяне - лично свободные крестьяне, выполняющие барщину и оброк перед помещиком до перехода на выкуп.

  3. 19 февраля 1863 - начало выкупной операции.

  4. Отрезки - лишняя земля, которая отрезалась у крестьянина в пользу помещиков.

  5. Дарственный надел - ¼часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

  6. Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.

  7. Мировые посредники - должностное лицо из дворян, составляли уставные грамоты, разбирали спор между крестьянами и помещиками.

  8. 1881 год - перевод всех крестьян (15%) на обязательный выкуп.



Ход урока:

І. Организационный момент (класс делится на 3-4 группы).

ІІ. Проверка д/з по теме: «Накануне отмены крепостного права».

  1. Что такое крепостное право? Каковы были причины отмены крепостного права? (1 группа).

  2. Как русская общественность относилась к крепостному праву в России? (2 группа).

  3. Как русские императоры: Павел І, Александр І, Николай І относились к вопросу отмены крепостного права? (3 группа).

ІІІ. Изложение нового материала по теме:

Учитель: Основой экономики Российской империи на протяжении долгого времени был труд крепостных крестьян, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Ко второй половине ХІХ века Россия значительно отставала по темпам экономического роста от Европы, что привело к ослаблению армии, усугубило финансовое положение страны и это, в свою очередь, спровоцировало крестьянские волнения. Все вышеперечисленное вынуждало правительство принять срочные меры.

План:

  1. Подготовка крестьянской реформы.

3 января 1857 г. - Секретный комитет.

1858 г. - Главный комитет по крестьянскому вопросу.

1859 г. - Редакционные комиссии.

  1. Основные положения реформы 1861 года

От 3 до 12 десятин 1 десятина (больше 1 га)

Плата сразу 20-25%

Правительство 80-75%

Крестьянин отдавал 49 лет - +6% годовых

  1. Значение отмены крепостного права.

ІV. Закрепление нового материала. Работа в группах по документам.

Работа с документом №1 (1 группа)

Отрывок их поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо.»

Порвалась цель великая,

Порвалась - раскачалася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

-Как вы понимаете слова Некрасова?

-Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единственный акт?

Работа с документом №2 (2 группа)

Отрывок их поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо.»

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпогорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

-Определите время, когда могло происходить действие поэмы?

-Как называются губернии, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дол им такие названия?

Работа с документом №3 (3 группа).

Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года. На против статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте.

Крестьянский манифест

Царский манифест

Статья 2. Работать на барщине мужикам 2 дня, а женщинам один день с тягла…

Статья 3. Во время жатвы к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.

Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.

Вывод:

Положение об отмене крепостного права во многом было компромиссом в пользу помещиков. Крепостное право следовало уничтожить, но правительство не могло и не хотело решать этот вопрос, жертвуя помещиками. Тем не менее, это событие стало причиной глубоких перемен в экономике и обществе и послужило отправной точкой новой эпохи.

V. Подведение итогов урока.

VІ. Д/з п. 20, выучить определения, подготовить сообщение: «Александр ІІ-освободитель».

© 2010-2022