Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


Конспект урока по истории

«Славянский поселок»

(7 класс)




Выполнила

учитель русского языка, истории

Емельяненко Наталья Юрьевна

I категория


2015 г.


Технологическая карта урока

ФИО педагога

Емельяненко Наталья Юрьевна

Предмет, класс

История, 7 класс

Дата

05.10.2015 г.

Номер урока по расписанию

2 урок

Тема урока

Славянский поселок.

Место и роль урока в изучаемой теме

Третий урок в разделе «История нашей страны древнейшего периода».

Цель урока

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования государства.

Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, обобщение) в процессе поиска нужной информации при работе с текстом учебника, иллюстрациями, при просмотре презентации. Развивать связную речь при составлении полных развернутых ответов на вопросы и сообщений по заданию учителя, при высказывании точек зрений.

Воспитательная: вызвать чувство гордости и уважения к народу, его труду, благодаря которому славяне достигли успехов в благоустройстве. Продолжить формировать умения работать в паре, группе.

Тип урока

Комбинированный

Время

45 минут

Основные термины и понятия

Постройки: поселение, частокол, мазанка, землянка, изба, амбар, хлев;

предметы быта: лучина, лохань, полати, кочерга, кадка, ухват.

Межпредметные связи

ПТО (столярное дело) мальчики (строительство изб, виды древесины, качества характера строителя).

Планируемый результат

Знать названия жилищ славян.

Знать названия и назначения хозяйственных построек.

Правильно употреблять в речи предметы быта при описании убранства избы.

Уметь объяснять выбор славянами места для поселка.

Уметь рефлексировать результат своего труда, знаний.

Оборудование

Карта «Киевская Русь в IX-XII веках» (настенная и настольная), карточки с заданиями, слова-термины, иллюстрация «Славянская изба» для домашнего задания, карточка для оценивания, презентация к уроку, презентация «Внутреннее убранство избы», карточки разного цвета для рефлексии, тесты.

Формы работы

Парная, фронтальная, групповая.

Характеристика класса

В классе 6 человек в возрасте 13-14 лет: 5 мальчиков, 1 девочка. Один учащийся находится на внутришкольном учете («группа риска»). Пятеро проживают в полной семье. Учащиеся очень спокойные, бесконфликтные. Двое учащихся стремятся к лидерству, остальные учащиеся имеют статус - предпочитаемые. Один мальчик левша и имеет дефект зрения - косоглазие. Для трех человек из класса характерна соматическая ослабленность, поэтому учащиеся рассажены с учетом этих данных. У двух учащихся низкая познавательная активность, инертность мышления. Преобладает визуальный канал восприятия информации. У двоих учащихся - сложная форма дисграфии, занимаются с логопедом.

На уроке истории учащиеся разделены условно на 3 группы.

Учащиеся I группы (2 человека) наиболее успешно овладевают программным материалом. Им доступен некоторый уровень обобщения. При анализе, характеристике того или иного события, описании исторической личности учащиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики. Приобретенные знания и умения не теряют.

Учащиеся II группы (3 человека) в основном понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

К III группе (1 человек) относится ученик, который с трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Учитывая все данные класса, урок строится дифференцированно.

Программа

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.»: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232с. История, Бородина О.И., Мозговой В.М., раздел «История Отечества», 2001.

Учебник, учебное пособие

Учебник «История России» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Б.П.Пузанова, О.И. Бородиной, Л.С. Сековец, Н.М.Редькиной (Москва, «Владос», 2004 год).

Кузнецов Ю.Ф. История Отечества: Тетрадь творческих заданий для учащихся: Учеб. пособие/НУДО «Межотраслевой региональный центр» - Екатеринбург, 1999. - Ч 1. - 103 с.

Характеристика этапов урока

Этап урока, время

Цель

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Результаты

Оргмомент3


Личностные УУД

Регулятивные УУД

1.Организовать учебный процесс (заранее выявить недостающие предметы, чтобы впоследствии не отвлекаться).

2.Активизировать мыслительную деятельность учащихся, сосредоточить их внимание на уроке.


3.Учить учащихся самостоятельно оценивать свои знания.

1.Взаимное приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.


3.Задание «Вспомни слово».

На слайде 2 написаны термины, изученные на предыдущих уроках.

князь

семья

дружина

старейшина

родословная

президент

история

4.Рефлексия.

На слайде 3 запись:

-помню материал прошлого урока,

- помню, но не все, - не помню.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


Просит учащихся дать определение терминам, написанным на доске. Начинает опрос учащихся группы I и II, предоставляя возможность выбрать слово, значение которого учащийся точно знает.


Просит учащихся прорефлексировать свои знания на начало урока, показав карточку нужного цвета.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Дают определения терминам и садятся за столы. Термины выбирают по желанию.



Рефлексируют свои знания на начало урока и показывают соответствующую карточку.

На уроке необходимы тетрадь, учебник, ручка с зеленой пастой для выделения темы и терминов.

Учащиеся класса разделены на 3 группы:

1 группа (2) - успевающие, 2 группа (3) - среднеуспевающие, 3 группа (1) - слабоуспевающие.

Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

6-8


Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Повторить и закрепить материал прошлых уроков.

Задания на карточках:

1. «Заполните пропуски».

Восточные славяне




2.Назовите племена восточных славян.

3.Из перечисленных слов выберите те, с которыми познакомились на прошлом уроке.

4. Заполните пропуски.

«Во главе общины стоял _____________ . На вече избирали военного начальника, который назывался _____________. У князя был отряд воинов. Этот отряд назывался _____________.»

Предлагает учащимся выполнить задания.

Предлагает произвести самопроверку выполненного задания и выставить оценку в оценочные листы. Приложение 1.


Предлагает произвести взаимопроверку выполненного задания.

Все заполняют пропуски. Один ученик работает у доски (из группы I).

Осуществляют самопроверку с записью на доске, сделанной учащимся, выставляют оценку в оценочные листы.

Дают названия племен восточных славян.

Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки.

Один ученик (группа I) работает у доски, чтобы его работа была образцом для проверки. У каждого учащегося есть оценочный лист, в котором они выставляют оценки за каждый этап урока. В конце выводят среднюю, что и является оценкой за урок.

Работают по карте в тетрадях, как опора.

Для задания 4 помогут слова, подчеркнутые в задании 3.

Введение в тему.

5


Личностные УУД


Коммуникативные УУд

Познавательные УУд

Подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Стимулирование интереса учащихся к изучению новой темы.

1.Кроссворд.

Приложение 2.

Вопросы к кроссворду.

  1. Люди, от которых мы произошли.

  2. Объединения людей, которые всем пользовались сообща.

  3. Несколько родственников, живущих вместе.

  4. Народное собрание племени.

  5. Член племени.

  6. Объединение людей, которые говорили на одном языке, жили на одной территории.

2.Вводное слово учителя.

-Жизнь восточных славян была трудной и суровой. Они объединялись, работали вместе, были равны. Славяне стремились обустроить свой быт, свои поселения.

3. Работа в тетради. Запись темы урока.

Славянский поселок.

4.Проблемная ситуация «Расскажите о жизни славян».

5.Определение задач и составление плана урока.

Слайд 4.

Узнать, где …. (жили славяне).

Узнать, как строили … (свои жилища).

Узнать, что было … (в их домах).

Предлагает учащимся разгадать кроссворд и узнать тему урока.

Организует диалог, в ходе которого подбирают к отгаданному в кроссворде слову «поселение» близкое по значению слово «поселок» и определяют тему урока.



Говорит вступительное слово.


Предлагает записать тему урока в тетрадь, фиксирует тему на доске.

Выдвигает проблему - просит учащихся рассказать, как жили славяне в поселении, об их жилищах.

Организует диалог, в результате которого

формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с учащимися план урока.

Разгадывают по очереди слова и записывают на доске.

В ходе диалога активно участвуют в определении темы урока.






Записывают в тетрадь тему и дату урока.

Высказывают свое мнение о том, что ничего не знают по данной теме, что надо сначала изучить материал.

В ходе диалога формулируют задачи урока.

Вопросы кроссворда педагог задает учащимся с учетом уровня освоения материала и с учетом результатов рефлексии вначале урока.








Тему урока записывают зеленой пастой.

Результатом этого этапа является самоопределение учащихся, основанное на желании освоить учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

Изучение нового материала. 20


Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Организовать самостоятельную работу в поиске информации.

1. Работа с картой «Киевская Русь в IX-XII веках».


2. Работа с учебником стр. 44.

Поиск ответа на вопрос - На что обращали внимание славяне при выборе места для своего поселка?

Рассматривание иллюстрации, словарная работа: частокол.

3.Работа в тетради.

1.Местоположение поселка славян. Слайд 5.


4.Работа в парах.

1 пара - стр.45 2-ой абзац - о «мазанках» (группа II -III),

2 пара - стр.45 3-ий абзац - о «землянках» (группа II),

3 пара - стр. 46 2-ой абзац - об «избах» (группа I).



5. Работа в тетради.

2.Виды жилищ славян.

Слайд 5.

6. Словарная работа:

мазанка, изба, землянка, лучина, лохань, поселение (все термины на доске)

Слайд 6.

7. Работа в группах по учебнику стр.47 2 и 3-ий абзацы.

Задание: Какие постройки были еще на территории поселка? Определите их назначение.

Создать план-схему поселка, разместив все постройки.


8. Словарная работа: амбар, хлев.

9. Работа в тетради.

3.Хозяйственные постройки.

Слайд 5.

9.Просмотр презентации «Внутреннее убранство избы».


10. Словарная работа: полати, кочерга, лучина, кадка, ухват.

11. Работа в тетради.

4. Внутреннее убранство избы.

Слайд 5.

12. Вывод учителя.

- Так жили славяне в своих поселениях. Все у них было устроено просто и удобно для труда, жизни и защиты от нападения врагов. Теперь вы можете представить, как выглядела «мазанка», «землянка», «изба», для чего служили амбар, хлев и другие хозяйственные постройки.

Организует работу с настенной картой и настольными. Тренирует учащихся в правильном показе объектов на карте. Наводящими вопросами выясняет, где селились славяне, названия рек, причину поселения на берегах рек и озер.

Дает задание найти ответ на вопрос и зачитать его.


Уточняет понимание материала при работе с иллюстрацией - составление описательного рассказа.

Делает мини-вывод, о том, на что обращали внимание славяне при выборе места для поселка. Предлагает записать первый пункт плана.

Организует работу в парах для поиска информации о жилищах славян. Задания предлагает дифференцированные (по группам).

Контролирует выполнение работы.

Организует проверку выполненной работы, побуждает к высказыванию своего мнения.

Оценивает работу учащихся.

Делает мини-вывод, о том, что изучили виды жилищ славян, что внешний вид выбирался в соответствии с местом проживания.

Предлагает записать второй пункт плана.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний терминов.


Организует работу в группах по выполнению задания. Группы сформированы следующим образом:

1 - учащиеся группы I и III,

2 - учащиеся группы II.

Организует взаимопроверку работ, оценивание, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Делает мини-вывод, о том, какие постройки были на территории поселка, как размещались и их назначение.

Предлагает записать третий пункт плана.

Организует просмотр презентации, нацеливает учащихся на запоминание предметов быта славян.

Проверяет осознанность просмотра презентации, организует словарную работу. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Предлагает записать третий пункт плана.

Делает вывод после изученного материала. Отвечает на вопросы.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Работают у доски с картой. Показывают территорию Киевской Руси, реки, на берегах которых селились славяне.

Работают самостоятельно с учебником. Зачитывают ответ на вопрос.

Описывают условия выбора славянами места для поселка по иллюстрации.

Обосновывают выбор славян в поиске места для поселения. Записывают пункт плана в тетрадь.

Работают в парах по заданию учителя.


Делают сообщения по плану о видах жилищ.

Выставляют оценки в оценочные листы.


Записывают пункт плана в тетрадь.

Объясняют значения новых слов, показывают на иллюстрациях в учебнике и дополнительных рисунках на слайде М.

Выполняют задание учителя в поисках нужной информации и создании плана-схемы. Данную работу выполняют стоя, переместившись в другой конец класса.

Осуществляют взаимопроверку (размещают листы-ватманы с планом-схемой на доску), выставляют оценки в оценочный лист.

Помогают учителю в определении назначения хозяйственных построек.

Записывают пункт плана в тетрадь.

Озвучивают увиденные предметы быта, высказывают предположения о их назначении, описывают внутреннее убранство избы. Сравнивают, какие предметы используют до сих пор.

Записывают пункт плана в тетрадь.

Выслушивают, задают вопросы, если такие еще есть.

У каждого в тетрадях есть контурные карты, на которых ранее были нанесены реки и названия рек, племена славян.

После работы с картой ее надо убрать.

Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего этапа.






У каждого карточка с планом для ответа. Приложение 3.








Учащимся можно предложить при создании плана-схемы аппликации или самим нарисовать схематично постройки.

Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для ответа на проблемное задания, обозначенного в предыдущем этапе.

Учащиеся в течение урока выходят к доске, работают в положении стоя, перемещаются по классу. При необходимости можно провести еще физминутку с опорой на тему урока.

Педагог называет слова, если предмет находится в славянской избе - приседают, если нет - хлопают в ладоши над головой. Слова для физминутки: кочерга, лучина, телевизор, полати, диван, печь, стул, стол, кадка, ухват.

Первичное закрепление материала. 6

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Закрепить полученные знания на уроке.

Выполнение диагностического теста.

Приложение 4.

Осуществляет индивидуальный контроль.

Организует взаимопроверку.

Выполняют тест.

Осуществляют взаимопроверку, по количеству правильно выполненных заданий оценивают одноклассника.

Результатом этого этапа является выполнение тестовых заданий.

Подведение итогов.

Рефлексия.

2


Регулятивные УУД

Подвести итоги урока, выяснить трудности на уроке.

Ответы на вопросы:

1. Тема урока.

2. Что нового узнали?

3. Что интересного узнали?

4. Что было трудно (легко) выполнять на уроке?

5. Как интереснее работать (в паре, в группе, индивидуально)?

6. Нашли ответы на вопрос, который был поставлен в начале урока?

Слайд 4.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Можно применить следующую рефлексию:

Сегодня на уроке я:

- узнал (а) много интересного, все понял (а).

- понял (а), но не все,

Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)- понял(а) не все, было трудно.

Результатом является умение анализировать свою деятельность.

Оценивание.

1

Работа с оценочными листами.

Организует самооценку по оценочным листам, выводя среднюю оценку.

Выставляет оценки в журнал.

Осуществляют самооценку по оценочным листам. Выставляют в дневники.

Результатом является умение оценивать успешность своей деятельности.

Домашнее задание.

1-2

Закрепление материала.

Работа по карточкам.

Приложение 5.

Записывает задание в журнал.

Записывают в дневники.

Задание дается дифференцированное.


Приложение 1.

Оценочные листы.

ФИ ученика

Дата

Оценка за урок

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценка за этап



Приложение 2.

Кроссворд.





1



2



3


4


5


6



7


8



9












1

п

р

е

д

к

и


2

о

б

щ

и

н

а


3

с

е

м

ь

я


4

в

е

ч

е


5

с

о

п

л

е

м

е

н

н

и

к

6

п

л

е

м

я



7

к

н

я

з

ь


8

д

р

у

ж

и

н

а


9

с

т

а

р

е

й

ш

и

н

а







Вопросы к кроссворду.

  1. Люди, от которых мы произошли.

  2. Объединения людей, которые всем пользовались сообща.

  3. Несколько родственников, живущих вместе.

  4. Народное собрание племени.

  5. Член племени.

  6. Объединение людей, которые говорили на одном языке, жили на одной территории.

  7. Военный начальник племени.

  8. Княжеское войско.

  9. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Приложение 3.

План.

  1. Название жилища. Почему так назвали.

  2. Где строили жилище.

  3. Из чего строили жилище.

Приложение 4.

Диагностический тест.

Вариант I.

  1. Какое место выбирали славяне для своего поселка? Подчеркни.

- в чаще леса,

- на берегу реки,

- на равнине.

  1. Что выбирали славяне для создания поселка?

- плодородные земли,

- близость с водой,

- возвышенность,

- много деревьев.

  1. Допиши слова.

«Дом сложен из ___________. Окна закрыты _____________. Пол в доме _____________. Центральное место в доме занимала ______________.

Слова для справок: пузырь, печь, бревна, земляной.

  1. Подчеркни предметы, которые были в избе у славян.

Лучина, стол, кастрюля, стулья, лохань, кровать, лавка, полати, ухват, шкаф, печь, кочерга.

Вариант II.

  1. Какое место выбирали славяне для своего поселка? Подчеркни.

- в глухих лесах,

- на берегу реки,

- в горах.

  1. Допиши слова.

«Дом сложен из б-----. Окна закрыты -узы---. Пол в доме з-мл----. Центральное место в доме занимала --чь.

Слова для справок: пузырь, печь, бревна, земляной.

  1. Подчеркни предметы, которые были в избе у славян.

Стол, кастрюля, стулья, лохань, кровать, лавка, ухват, шкаф, печь, кочерга.

Приложение 5.

Задание на дом.

Подписать предметы в доме.

Конспект урока по истории Славянский поселок ( 7 класс)

© 2010-2022