- Преподавателю
- История
- Урок истории в 5 классе. Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Урок истории в 5 классе. Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко Н.К. |
Дата | 04.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок истории в 5 классе.
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).
Цели урока:
-
Образовательные:
- сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве;
- показать особенности законов, их социальную направленность,
- отработать понятия «закон», «государство».
2) Развивающие:
- формирование способностей выявлять причины и последствия создания законов в древнем госу- дарстве;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности: анализ, сравнение, сопоставление;
- развитие коммуникативных и творческих способностей;
3) Воспитательные:
- формирование собственной позиции к историческим событиям и явлениям,
- умение давать нравственную оценку законам древнего государства,
- воспитание чувства уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Компетенции:
- умение осмысливать и критически анализировать полученную информацию
- самостоятельно отбирать информацию и логически её выстраивать
- грамотно излагать информацию
- уметь аргументировать свою позицию
Средства обучения: медиапроектор, презентация, атласы, текст с ошибками.
Методы урока: наглядные, словесные, работа с учебником, работа с документом.
Ход урока.
I. Мотивация (вопросы для повторения):
-
С какой страной мы познакомились на прошлом уроке?
-
Где находится эта страна и почему получила такое название?
-
Каковы были природные условия Двуречья? (Сравнить природные условия Египта и Двуречья).
-
Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр)
считались злыми богами?
-
Какое занятие было основным у людей, которые здесь селились, объясните, почему.
-
Когда здесь появились первые государства?
-
Почему миф о всемирном потопе сложился именно в Двуречье, а не в Египте?
Учитель . Ученик весь вечер был занят компьютерной игрой и забыл об уроках. Только утром, собираясь в школу вспомнил о домашнем задании. На уроке истории он прочитал наспех составленный рассказ. Вот что получилось. Вам предлагается следующее задание: прочитайте и найдите ошибки.
Рассказ ученика 5 класса о путешествии в Двуречье.
Утром, после длительного пути, египетский купец Гильгамеш попал в страну Шумер. Он сразу отправился в столицу этого единого государства - город Ур. Плывя на корабле к Уру, египтянин отметил, что река Евфрат, как и Нил, впадает в Средиземное море. В Уре его поразил своей красотой храм шумерскому богу Амон-Ра, сложенный из белого камня, который добывали в местных каменоломнях. В столице Шумера Гильгамеш заключил выгодную сделку о поставках в эту страну зерна из Египта в обмен на дерево, медь, камень. Эти товары были в изобилии в Междуречье. Составленный договор на глиняной дощечке шумерские купцы, как было принято у них, записали иероглифами чёрной краской.
II. Изучение новой темы.
Учитель. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, или, как говорили сами вавилоняне - Баб-илу - «врата бога». Под властью Вавилона объединилось всё Двуречье. (работают с атласом).
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Он располагался на берегу реки Евфрат, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекрёсток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели за счёт торговли. Город был окружён стенами, длина которых была равна 12 км, высота стен превышала 10 м. Город украшали величественные ворота ( их называли «Ворота Иштар»), дома, храмы. Улицы были чётко распланированы.Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из чудес света. В центре Вавилона возвышалась 90-метровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движением звёзд и планет. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи, правивший с 1792 по 1759 гг до н.э. (Сделать соответствующую запись в тетрадь).
Известно, что управлял Хаммурапи с помощью своего Кодекса законов.
И сегодня на уроке мы познакомимся с древним правителем Вавилонии и его законами.
Вы узнаете:
-
что такое законы, для чего они нужны;
-
а также познакомитесь с содержанием законов Хаммурапи.
Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем. В отличие от египетских фараонов он не называл себя богом. Считалось, что он получил власть от богов и управлял страной, выполняя их волю. Прийти к такому выводу помогли письменные документы, а также одна необыкновенная находка археологов.
В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила во время раскопок двухметровый столб их базальта (твёрдый чёрный камень). В верхней части столба были вырезаны две фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл- кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Главное, что было там высечено - это законы.
Попробуйте объяснить, что такое законы?
Закон - это правило, норма, обязательное для всех жителей страны. За нарушение закона следует наказание (ответственность).
Цель законов Хаммурапи заключалась в том, чтобы «чтобы сильнейший не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове».
Проблемный вопрос: были ли законы Хаммурапи справедливыми? Кого они на самом деле защищали?
Учащиеся читают документ (стр. 68) и отвечают на поставленный вопрос.
(Ответ: законы жестоки, в них устанавливался принцип «око за око, зуб за зуб».)
Учитель : Рассмотрим законы о свободных и рабах.
Учащиеся читают текст учебника (пункт 4 на стр. 69), отвечают на вопросы:
- на какие группы делилось население Вавилонского царства?
- с чем сравнивали раба?
- почему за кражу раба и за кражу вещи наказывали одинаково?
Учитель: Представьте себе, что некий купец с севера привёз в Вавилон строительный лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идёт по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб. (ученики разыгрывают небольшую сценку).
- Что ты тут делаешь?
- Мой господин зашёл внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться в тени пальм. - ты смышлёный и послушный раб,- продолжил купец, - но твой хозяин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?
Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:
- Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.
Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.
Вопрос: какое наказание ждёт купца согласно закону Хаммурапи, если его поймают?
Учитель. Рабами в Вавилонском царстве становились чужеземцы-пленники и должники.
Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.
Если бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами, он просил богача дать ему зерно в долг. Но через год он должен был вернуть больше. Богачи давали зерно «в рост», т.е. были ростовщиками.
Ростовщик - богач, дававший своё имущество бедняку в долг («в рост»). Если не отдавали бедняки долг, становились рабами.
Но Хаммурапи повелевал: «Работать на хозяина должник должен только три года, а потом следует его отпустить на свободу». Должника нельзя было убить или продать. Таким образом, подданные были защищены от рабства.
Вопрос учителя: почему были установлены именно такие правила? (Крестьяне платили налоги, а если крестьяне будут становится рабами, значит и доход в казну уменьшится).
III. Закрепление.
Итак, подведём итоги урока:
- что появилось в Вавилонии в правление царя Хаммурапи?
- что такое законы?
- для чего были нужны законы?
- были они справедливыми?
- что означает выражение: «око за око, зуб за зуб»?
Домашнее задание: § 14.