- Преподавателю
- История
- Конспект урока Восстание Спартака, 5 класс
Конспект урока Восстание Спартака, 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Деменко А.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок проводится в 5 общеобразовательном классе МБОУ СОШ п. Сидима. Авторская программа курса истории Древнего мира для учащихся 5 класса общеобразовательной школы Михайловского Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира» Для 5-ого класса - М.: ООО «ТИД «Русское слово - учебник», 2013 г.
Учебник Михайловский Ф.А. «История Древнего мира» - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 г.
Тема урока: Восстание Спартака
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок с использованием ЭОР
Тема «Восстание Спартака» - это третья тема в разделе «Войны в Римской республике». Она дает представление о предпосылках последующего падения Римской республики, характеризует проблемы римского общества. Оборудование:
-
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, 1 компьютер
-
ЭОР с сайта fcior.edu.ru, ресурсы с сайта school-collection.edu.ru, gigabaza.ru/doc/ , youtube.com/
-
Учебник, атлас, тетрадь, рабочие листы
-
Карта «Италия III-I век до н.э.»
-
Раздаточный материал - исторические тексты, разноуровневые задания, цветные ладошки из бумаги для последующей рефлексии.
Цель: Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.
Задачи:
Образовательные:
-
на основе ЭУМ и другого материала определить причины, сущность и значение восстания рабов;
-
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
-
закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
Развивающие:
-
устанавливать причинно-следственные связи
-
формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами, ЭОР;
-
подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
-
знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.
Воспитательные:
-
способствовать развитию интереса к истории, любознательности,
-
формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям
-
способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака
Организация деятельности учащихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные: Аргументировано выражать свою позицию по отношению к ситуации на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-этических нормах; оценивать достижения в своей деятельности в соответствии с заданной процедурой
Метапредметные:
-
Познавательные: правильно выбирать методы решения учебных и практических
задач в соответствии с типом задания; верно применять знако-символьные средства при переносе и интеграции знаний при решении междисциплинарных задач; осуществлять действия в соответствии с планом; верно выбирать метод подготовки текста в соответствии с заданным форматом и коммуникативной ситуацией; верно определять целесообразность использования средств ИКТ для достижения планируемых результатов при выполнении учебных заданий.
-
Коммуникативные: самостоятельно организовывать совместную
деятельность в группах для достижения результатов в соответствии с распределенными обязанностями и ответственностью.
-
Регулятивные: оценивать достижения в своей деятельности в соответствии с
заданной процедурой
Предметные:
Научатся определять понятие «восстание»; получат возможность научиться: называть причины начала восстания Спартака и причины поражения, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу.
Основные формы работы:
1) презентация
2) практикум (работа с документами)
3) фронтальная работа
4) групповая и индивидуальная работа
План урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний учащихся
-
Постановка проблемного вопроса
-
Изучение нового материала
-
Итог урока. Закрепление. Рефлексия
Ход урока:
-
Организационный момент (Приветствие. Учащие предварительно разделены на группы, на столы помещен раздаточный материал).
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы побываете на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. Для начала давайте определим, о чем мы сегодня будем говорить. Для этого я бы хотела начать наш урок с эпиграфа:
(Слайд №1) Эпиграф к уроку:
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
-Ребята, о ком идет речь в отрывке?
-Кто такие рабы?
-
Актуализация опорных знаний учащихся по теме
(Слайд №2) Работа с классом.
На карте «Римская империя с III -I век н.э.» мы видим, как выросла территория Римской республики в ходе грандиозных завоеваний.
-Как вы думаете, много ли рабов получила империя в ходе этих завоеваний?
Действительно рабство в республике было очень распространено
(Слайд № 3-5) 1) Дома вы прочитали первый пункт параграфа 46. Теперь ответьте пожалуйста на следующие вопросы: .
1 группа - Как люди попадали в рабство, т.е. Источники рабства?
2 группа - Где использовался рабский труд?
3 группа - Каково было положение рабов в Риме?
(слайд № 6)
-Вы молодцы, а теперь ребята возьмите рабочие листы (Приложение №1), по ходу занятия вы самостоятельно оцениваете свою работу. За каждое выполненное задание ставите «+», если с заданием не справились, ничего не ставите.
Задание№ 1
Все события в истории, так или иначе, взаимосвязаны. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме.
Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):
а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;
б) почти у всех римских граждан были рабы;
в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;
г) восстание рабов.
Учащиеся работают с рабочими листами. Результат появляется на слайде. Представитель любой группы комментирует ответ. Если другие варианты в группах, то предлагаем прокомментировать Правильные ответы появляются на слайде (в, б, а, г)
Итак, делаем вывод о положении рабов в Римской империи?
-Какие чувства должен был испытывать раб?(ненависть, недовольство)
-К чему могла привести такая ситуация?(бунт, восстание, война)
(Слайд №7) Верно ребята! Эта ситуация привела к восстанию, итак тема нашего урока «Восстание Спартака»
-
Изучение нового материала:
«Восстание Спартака»
Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. гладиатор Спартак возглавил восстание рабов.
Намного о Спартаке. (Историческая справка, ответ ученика)
- Ребята, восстание - это историческое событие. А что есть у любого события?
- Правильно, причины, ход событий, итоги и значение!
(Слайд№ 8)
Наш главная задача на сегодняназвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: Каковы причины поражения восстания. Главные вопросы урока я вывесила на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски (прием «чистая доска»).
(Слайд № 9) Итак, Спартак был гладиатором.
1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали? (Слайд 10-11)
2)Почему гладиаторские бои - самые страшные зрелища Древнего Рима? (слайд 12-13)
3)Какие выводы можно сделать на основании этого о римском обществе?
(Слайд № 14)
Предполагаемые ответы:
- Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением.
- Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.
- Увлечение гладиаторскими боями говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
Задание № 2. Групповая работа, работа с историческими текстами
-Для ознакомления с текстами у вас есть 5 минут
Приложение № 2.
Вопросы к текстам.
-
Почему началось восстание рабов в городе Капуя? Причины восстания.
-
Чем были вооружены восставшие рабы?
-
Как вы думаете, какие цели преследовали восставшие?
-
Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?
-
Почему главным руководителем стал Спартак?
-
Проблемный вопрос - Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике?
Представитель каждой из команд озвучивает ответ, остальные участники добавляют.
-Так каковы же были причины восстания? (Заслушиваются варианты ответов, вопрос снимается с доски)
Рассказ учителя:
Ход восстания.
Давайте по карте проследим ход восстания (Слайд № 15-16-17)
Итак, восстание началось в конце 74 начале 73 года до н.э. в школе гладиаторов в г. Капуя. 78 гладиаторам удалось бежать, захватив кухонные ножи и вертели, они укрылись на вершине горы потухшего вулкана Везувий. Рабы выбрали 3-х лидеров - два гальских раба Энома и Крикс, и фракиец Спартак. Римский претор (предводитель) Клавдий осадил рабов на Везувии, перекрыв единственный известный спуск с горы. Оказавшись в осаде, люди Спартака изготовили канаты и лестницы из лозы и деревьев, растущих на склонах Везувия, и использовали их для спуска по скалам с противоположной стороны горы. Напав ночью, рабы разбили легион Клавдия. Одержав еще ряд блестящих побед, Спартак захватил практически всю южную Италию. Спартак разбил лагерь на плодородных землях близ Метапонта. Там он и провёл зиму, обучая новых рекрутов. Беглые рабы все пребывали и пребывали в лагерь Спартака.
Весной 72 г. до н.э. беглецы отправились на Север, в сторону Цезальпийской Галии. Сенат отправил на подавление восставших 2 консульских армии. В среде беглецов возникли разногласия, Основные силы Спартака двинулись на Север, Крикс не желавший покидать Италию, ушел на восток и занял позицию на склонах горы Гарган. В ожесточенном сражении он был разбит силами римлян. Спартак же успешно разгромил обе армии. Двинувшись на север, достигнув местечка Мутина, Спартак разворачивает армию на юг и зимой 72-71 г. до н.э. вступает в центральную и южную Италию.
В это время Риме началась паника, миссию подавления мятежа поручают Марку Луцинию Крассу. Помпей в это время подавляет восстание в Испании, Лукулл воюет в Малой Азии. Красс получает должность претора.
Осенью 71 г. до н.э. Спартак был вынужден отступить на юг. Он договорился с пиратами, которые обещали переправить их на о. Сицилия - для разжигания новых восстаний рабов, но пираты не смогли выполнить свое обещание. В это время Красс строит оборонительные укрепления на пути Спартака, но чудом повстанцам удается прорваться через них. Спартак направляется на восток, в порт Брундизий, дабы оттуда переправится в Грецию. Но силы, увы, были уже не равны. Армия Спартака таила на глазах. У истоков реки Силар близ города Апулии Спартак дал последний бой. Он погиб сражаясь до последней минуты своей жизни.
Спартак «был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его». Плутарх пишет: «…перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его… -( Ребята, вопрос на засыпку, как вы думаете почему он это сделал?) говоря, что в случае победы получит много хороших коней от врагов, а в случае поражения не будет нуждаться и в своём. С этими словами он устремился на самого Красса. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля битвы, окружённый врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца». Флор пишет: «Спартак, храбро бившийся в первом ряду, пал как полководец». Хотя тело Спартака так и не нашли, по мнению историков, он погиб в бою вместе со своими людьми.
-Каков был итог восстания? (Заслушиваются ответы, вопрос снимается с доски) (Слайд 18)
- Вы внимательно слушали мой рассказ?
Задание № 3. Запишите в рабочих листах три основных направления движения восставших (Слайд 19)
1. На север - Цезальпийская Галлия
2. На юг - остров Сицилия
3. На восток- Греция
-
Итог урока, закрепление знаний
(Задание №4) А теперь групповая работа. Возьмите индивидуальные задания для каждой группы на ваших столах. Для этой работы у вас есть 3 минуты.
Приложение № 3.
-
Работа с контурной картой слайд (20)
-
Работа с текстом. Расшифруйте послание. (Слайд 21)
-
Работа с текстом. Вставьте пропуски. (Слайд 23)
Оцените свою работу в рабочих листах.
(слайд 24)
-Итак, каковы были причины поражения?
Учащиеся называют предполагаемые причины поражения.
Давайте вспомним:
- Этнический и социальный состав восставших?
- Общие цели и интересы?
-Четкий план ведения войны?
- Вооружение восставших и римлян?
-Запишите причины в свои рабочие листы.
А сейчас в форме игры ― «Да/нет», закрепим полученные знания.
Ответы на вопросы вы ставите в рабочем листе.
-
Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)
-
Спартак был родом из Африки? (Да - нет.)
-
По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да -нет.)
-
Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)
-
Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да - нет.)
Ответы: 1. Да, 2.Нет, 3. Да, 4. Нет, 5. Да
Вы прекрасно поработали сегодня, Вы молодцы.
Мы узнали сегодня об одном из самых сильных и больших восстаний в Древнем Мире, которое всколыхнуло Римскую республику. Мы узнали о выдающейся личности - гладиаторе Спартаке. Но, к сожалению, даже такая сильная личность, прекрасный воин не в силах бороться с системой. Предпосылки для ликвидации рабства только начинают складываться. Но пример отваги, борьбы за свободу во все времена вдохновлял поэтов, писателей и других деятелей искусства воспевать в своих произведениях личность Спартака и его стремление к свободе и независимости. Слайды 25-26
Рефлексия
-Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-
Что я узнал на уроке?
-
Чему я научился?
-
Что больше всего мне понравилось на уроке?
-Ребята на ваших столах есть замечательные желтые и фиолетовые ладошки, если вам понравился урок - прикрепите желтую ладошку на доску, если же вам что-либо не понравилось - фиолетовую.
-Спасибо вам за урок!
Домашнее задание §46, стр. 242 задание 2 письменно.
Задание на выбор:
Составить рассказ «Жизнь раба в Римской республике» или «Спартак - символ свободы».
Для любознательных:
На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?