- Преподавателю
- История
- «СССР в 1920-е годы. : выбор пути»
«СССР в 1920-е годы. : выбор пути»
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Толочкова Э.Р. |
Дата | 10.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
-
Толочкова Эльвира Римовна
-
МОУ « Татищевский лицей»
-
Учитель истории и обществознания
-
История России
-
Класс 9
-
Тема: «СССР в 1920-е гг.: выбор пути»
-
Учебник: В.С. Измозик, О.Н.Журавлева. «История России 9 класс» Изд. Вентана- Граф
Цели: дать представление о выборе пути развития СССР и 1920-е гг.; рассказать о противоречивости нэпа; сравнить задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа; объяснить сущность и значение новой экономической политики; познакомить с понятиями и терминами: продналог, план ЮЭЛРО, продразверстка.
Формируемые УУД:
метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции своей позиций и ценностей общества;
Ход урока
Мотивация
Из частного письма:
«Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего но ничего не дали».
К 1921 году страна лежала в руинах. Значительно ослаб интеллектуальный потенциал. Поэтому главная задача внутренней политики Советского государства состояла в восстановлении государства и создании материально- технической основы для построения социализма.
Проблемный вопрос урока. Смогла ли Советская власть справиться с этой задачей?
План
1. План ГОЭЛРО. Переход к новой экономической политике.
2. Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921-1925).
3. Успехи и трудности новой экономической политики.
4. Повседневная жизнь в годы нэпа.
Актуализация
Вспомните мероприятия военного коммунизма по следующим пунктамВопросы
Военный коммунизм
Мероприятия о области сельского хозяйства
Мероприятия и области промышленности
Товарно-денежные отношения
Трудовые отношения
Управление народным хозяйством
Коммунальные услуги
Итак, в стране экономический и политический кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него.
Задание: изучите схему и определите самый эффективный способ выхода из кризиса.
(Проверка выполнения задания.)
Ленин выбирает третий вариант. Осуществление данной политики началось с марта 1921 г. Что же представляет собой эта политика?
Экономическая сущность - экономическая смычка между промышленностью и мелкотоварным крестьянством посредством торговли, через товарообмен.
Политическая сущность - союз рабочего класса с трудовым крестьянством.
Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО - план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику.
Задание: изучите и прокомментируйте сравнительную таблицу «Основные мероприятия в период нэпа»
Вопрос для сравнения
«Военный
коммунизм»
Новая экономическая политика
Мероприятия о области сельского хозяйства
Продовольственная разверстка. Безвозмездное изъятие у крестьян большей части произведенной продукции
Замена продовольственной разверстки продовольственным налогом. Значительное сокращение продналога по сравнению с масштабами продразверстки.
Разрешение крестьянам самостоятельно реализовать излишки своей продукции.
Замена натурального налога денежным
Мероприятия и области промышленности
Национализация всей промышленности и банков
Частичная денационализация с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности. Развитие кооперации.
Привлечение иностранного капитала посредством концессий
Товарно-денежные отношения
Отмена денежного обращения. Нормированное снабжение (карточная система). Запрет частной торговли
Восстановление банковской системы и роли денег (финансовая реформа). Ликвидация карточной системы. Конкуренция государственной, частной и кооперативной торговли. Введение свободной торговли. Восстановление рыночных отношений.
Сосуществование государственной, кооперативной и частной торговли
Трудовые отношения
Всеобщая трудовая повинность
Отмена всеобщей трудовой повинности.
Разрешение найма рабочей силы. Возникновение безработицы
Управление народным хозяйством
Строгая централизация управления (главкизм)
Преобразование главков в тресты, синдикаты, действующие на принципах хозяйственного расчета
Коммунальные услуги
Бесплатные жилье, коммунальные услуги, транспорт
Введение платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т. д.
(Проверка выполнения задания.)
Таким образом, в итоге проводимой политики предполагалось достичь следующих результатов:
-
Укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе.
-
Кооперирование.
-
Использование товарно-денежных отношений.
-
Внедрение хозрасчета, личной заинтересованности.
-
Ослабление бюрократического аппарата.
Работа в группах
Предположим, что вы в качестве иностранных журналистом оказались в Советском Союзе в 1920-е гг. Дайте объективную оценку политического, экономического и психологического состояния советского общества.
Задание для первой группы: Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921-1925).
Работая с текстом п. 3 § 6, охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921 -1925).
Задание для второй группы: Успехи и трудности новой экономической политики. Работая с текстом п. 4 § 6, заполните таблицу «Успехи и Трудности новой экономической политики»
Задание для третьей группы: Повседневная жизнь в годы нэпа.
Работая с текстом п. 5 § 6, охарактеризуйте повседневную жизнь в годы нэпа.
Вопросы для первой группы
-
Приведите примеры неспокойной обстановки в стране, которая сложилась после окончания Гражданской войны.
-
Дайте оценку резолюции «О единстве партии», принятой на X съезде РКП(б).
-
Какие изменения произошли в правовой сфере?
-
Какие изменения произошли в политической системе?
-
Дайте характеристику личности И. В. Сталина.
-
Какую позицию заняла партия власти по отношению к тем, был в оппозиции к большевикам.
-
Почему большевики взяли под особый надзор интеллигенцию?
-
Чем вы можете объяснить подобную тактику?
-
Прокомментируйте атеистическую и богоборческую политику советской власти, приведите примеры.
-
Чем вы можете объяснить активизацию в 1920-е гг. борьбы с «внутренними врагами»?
-
Охарактеризуйте экономические достижения при нэпе.
Результаты работы второй группы
Успехи и трудности новой экономической политикиУспехи нэпа
Трудности нэпа
-
Восстановление численности рабочих на государственных предприятиях.
-
Повышение производительности труда.
-
Рост заинтересованности работников в результатах своего труда.
-
Появление социального законодательства, которого не знала дореволюционная Россия:
-
двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих;
-
оплата больничных листов;
-
профсоюзные дома отдыха и санатории
-
Большинство граждан продолжали жить в крайне стесненных условиях.
-
Значительная часть промышленного оборудования нуждалась в обновлении, но этому мешала низкая доходность бюджета.
-
Развитие частного капитала внутри страны ограничивалось государством.
-
Сохранялись переизбыток рабочих рук в деревне и растущая безработица в городе.
-
Низкая товарность сельского хозяйства вела к:
-
снижению вывоза сельхозпродуктов;
-
невозможности увеличения ввоза необходимого промышленного оборудования.
-
Страну сотрясали кризисы: 1923 г., 1924-1925 гг.
Вопросы для третьей группы
-
Почему миллионы людей впоследствии вспоминали годы нэпа как лучшие?
-
Приведите примеры положительных перемен в жизни горожан при нэпе.
-
Чем можно объяснить сохранившуюся проблему здоровья населения?
-
Что предпринимала новая власть для улучшения условий для отдыха и лечения?
-
Докажите, что антирелигиозная пропаганда давала положительные результаты.
-
Опишите жизнь советских людей того периода.
-
Почему крайне высокой оставалась преступность?
-
Какие новые черты быта, психологии масс появились при советской власти во времена нэпа?
(Проверка выполнения заданий.)
Подведение итогов уроков
К нэпу как новой политике в свое время и в наши дни не существовало единого подхода. Так, ученый Ю.С. Борисов утверждал: «I920-е годы, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 1920-е годы на практики дали сочетание новой экономической политики, демократизации плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе "гражданского мира"».
- Выскажите свое мнение, аргументировав его.
(Учащиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроках.)
Домашнее задание (дифференцированное)
1.Для сильных учеников - § 6,
Историк С.В. Кулешов писал: «Ленинский вариант нэпа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчет, когда получаемые средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы».
Выскажите свое мнение, аргументировав его (письменно)
-
Для средних учеников - § 6, составить развернутый план, по которому можно составить реферат о социальных противоречиях НЭП
-
Для слабых учеников - § 6, выписать основные понятия. Дать их определения.
6