«СССР в 1920-е годы. : выбор пути»

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. Толочкова Эльвира Римовна

  2. МОУ « Татищевский лицей»

  3. Учитель истории и обществознания

  4. История России

  5. Класс 9

  6. Тема: «СССР в 1920-е гг.: выбор пути»

  7. Учебник: В.С. Измозик, О.Н.Журавлева. «История России 9 класс» Изд. Вентана- Граф

Цели: дать представление о выборе пути развития СССР и 1920-е гг.; рассказать о противоречивости нэпа; сравнить задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа; объяснить сущность и значение новой экономической политики; познакомить с понятиями и терминами: продналог, план ЮЭЛРО, продразверстка.

Формируемые УУД:

метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции своей позиций и ценностей общества;

Ход урока

Мотивация

Из частного письма:

«Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего но ничего не дали».

К 1921 году страна лежала в руинах. Значительно ослаб интеллектуальный потенциал. Поэтому главная задача внутренней политики Советского государства состояла в восстановлении государства и создании материально- технической основы для построения социализма.

Проблемный вопрос урока. Смогла ли Советская власть справиться с этой задачей?

План

1. План ГОЭЛРО. Переход к новой экономической политике.

2. Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921-1925).

3. Успехи и трудности новой экономической политики.

4. Повседневная жизнь в годы нэпа.

Актуализация

Вспомните мероприятия военного коммунизма по следующим пунктамВопросы

Военный коммунизм

Мероприятия о области сельского хозяйства


Мероприятия и области промышленности

Товарно-денежные отношения


Трудовые отношения


Управление народным хозяйством

Коммунальные услуги


Итак, в стране экономический и политический кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него.

Задание: изучите схему и определите самый эффективный способ выхода из кризиса.

«СССР в 1920-е годы.: выбор пути»

(Проверка выполнения задания.)

Ленин выбирает третий вариант. Осуществление данной политики началось с марта 1921 г. Что же представляет собой эта политика?

Экономическая сущность - экономическая смычка между промышленностью и мелкотоварным крестьянством посредством торговли, через товарообмен.

Политическая сущность - союз рабочего класса с трудовым крестьянством.

Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО - план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику.

Задание: изучите и прокомментируйте сравнительную таблицу «Основные мероприятия в период нэпа»



Вопрос для сравнения

«Военный

коммунизм»

Новая экономическая политика

Мероприятия о области сельского хозяйства

Продовольственная разверстка. Безвозмездное изъятие у крестьян большей части произведенной продукции

Замена продовольственной разверстки продовольственным налогом. Значительное сокращение продналога по сравнению с масштабами продразверстки.

Разрешение крестьянам самостоятельно реализовать излишки своей продукции.

Замена натурального налога денежным

Мероприятия и области промышленности

Национализация всей промышленности и банков

Частичная денационализация с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности. Развитие кооперации.

Привлечение иностранного капитала посредством концессий

Товарно-денежные отношения

Отмена денежного обращения. Нормированное снабжение (карточная система). Запрет частной торговли

Восстановление банковской системы и роли денег (финансовая реформа). Ликвидация карточной системы. Конкуренция государственной, частной и кооперативной торговли. Введение свободной торговли. Восстановление рыночных отношений.

Сосуществование государственной, кооперативной и частной торговли

Трудовые отношения

Всеобщая трудовая повинность

Отмена всеобщей трудовой повинности.

Разрешение найма рабочей силы. Возникновение безработицы

Управление народным хозяйством

Строгая централизация управления (главкизм)

Преобразование главков в тресты, синдикаты, действующие на принципах хозяйственного расчета

Коммунальные услуги

Бесплатные жилье, коммунальные услуги, транспорт

Введение платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт, обучение в вузах и т. д.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, в итоге проводимой политики предполагалось достичь следующих результатов:

  1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе.

  2. Кооперирование.

  3. Использование товарно-денежных отношений.

  4. Внедрение хозрасчета, личной заинтересованности.

  5. Ослабление бюрократического аппарата.

Работа в группах

Предположим, что вы в качестве иностранных журналистом оказались в Советском Союзе в 1920-е гг. Дайте объективную оценку политического, экономического и психологического состояния советского общества.

Задание для первой группы: Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921-1925).

Работая с текстом п. 3 § 6, охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921 -1925).

Задание для второй группы: Успехи и трудности новой экономической политики. Работая с текстом п. 4 § 6, заполните таблицу «Успехи и Трудности новой экономической политики»

Задание для третьей группы: Повседневная жизнь в годы нэпа.

Работая с текстом п. 5 § 6, охарактеризуйте повседневную жизнь в годы нэпа.

Вопросы для первой группы

  • Приведите примеры неспокойной обстановки в стране, которая сложилась после окончания Гражданской войны.

  • Дайте оценку резолюции «О единстве партии», принятой на X съезде РКП(б).

  • Какие изменения произошли в правовой сфере?

  • Какие изменения произошли в политической системе?

  • Дайте характеристику личности И. В. Сталина.

  • Какую позицию заняла партия власти по отношению к тем, был в оппозиции к большевикам.

  • Почему большевики взяли под особый надзор интеллигенцию?

  • Чем вы можете объяснить подобную тактику?

  • Прокомментируйте атеистическую и богоборческую политику советской власти, приведите примеры.

  • Чем вы можете объяснить активизацию в 1920-е гг. борьбы с «внутренними врагами»?

  • Охарактеризуйте экономические достижения при нэпе.

Результаты работы второй группы

Успехи и трудности новой экономической политикиУспехи нэпа

Трудности нэпа

  1. Восстановление численности рабочих на государственных предприятиях.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Рост заинтересованности работников в результатах своего труда.

  4. Появление социального законодательства, которого не знала дореволюционная Россия:

  • двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих;

  • оплата больничных листов;

  • профсоюзные дома отдыха и санатории

  1. Большинство граждан продолжали жить в крайне стесненных условиях.

  2. Значительная часть промышленного оборудования нуждалась в обновлении, но этому мешала низкая доходность бюджета.

  3. Развитие частного капитала внутри страны ограничивалось государством.

  4. Сохранялись переизбыток рабочих рук в деревне и растущая безработица в городе.

  5. Низкая товарность сельского хозяйства вела к:

  • снижению вывоза сельхозпродуктов;

  • невозможности увеличения ввоза необходимого промышленного оборудования.

  1. Страну сотрясали кризисы: 1923 г., 1924-1925 гг.

Вопросы для третьей группы

  • Почему миллионы людей впоследствии вспоминали годы нэпа как лучшие?

  • Приведите примеры положительных перемен в жизни горожан при нэпе.

  • Чем можно объяснить сохранившуюся проблему здоровья населения?

  • Что предпринимала новая власть для улучшения условий для отдыха и лечения?

  • Докажите, что антирелигиозная пропаганда давала положительные результаты.

  • Опишите жизнь советских людей того периода.

  • Почему крайне высокой оставалась преступность?

  • Какие новые черты быта, психологии масс появились при советской власти во времена нэпа?

(Проверка выполнения заданий.)

Подведение итогов уроков

К нэпу как новой политике в свое время и в наши дни не существовало единого подхода. Так, ученый Ю.С. Борисов утверждал: «I920-е годы, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 1920-е годы на практики дали сочетание новой экономической политики, демократизации плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе "гражданского мира"».

- Выскажите свое мнение, аргументировав его.

(Учащиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроках.)

Домашнее задание (дифференцированное)

1.Для сильных учеников - § 6,

Историк С.В. Кулешов писал: «Ленинский вариант нэпа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчет, когда получаемые средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы».

Выскажите свое мнение, аргументировав его (письменно)


  1. Для средних учеников - § 6, составить развернутый план, по которому можно составить реферат о социальных противоречиях НЭП

  2. Для слабых учеников - § 6, выписать основные понятия. Дать их определения.

6

© 2010-2022