Урок 1. Живое Средневековье

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1. Живое Средневековье

План урока.

1. Что изучает история Средних веков.

2. Исторические источники изучения Средних веков.

Понятия и термины.

Средние века (Средневековье), хроника.

Основные даты.

V в. - начало Средних веков.

Конец XV в. - начало раннего Нового времени.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Называть периоды всемирной истории, хронологические границы Средневековья.

Объяснять происхождение термина Средние века.

Характеризовать источники знаний об истории Средневековья.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.

Вводный урок нацелен на общее знакомство учащихся с понятием «Средние века», периодизацией и основным содержанием изучаемого периода всемирной

истории.

Периодизация всемирной истории знакома учащимся с 5 класса. Поэтому урок начинается со вступительной беседы по вопросам: о каких периодах истории человечества вы узнали в 5 классе? Прочитайте на обложке учебника название периода истории, который станет предметом изучения в 6 классе.

Вспомнив события и дату (век) падения Западной Римской империи (476 г.), привлекаем внимание школьников к изображению линии времени в учебнике (с. 7).

По линии времени ученики определяют длительность эпохи Средневековья (сколько веков, лет длился период) и самостоятельно формулируют определение понятия Средние века (например, период истории с V по XV в., который расположен

между Древним миром и Новым временем, т. е. «посередине»). Уточняя ответы школьников, можно конкретизировать, что эпоха Средневековья завершилась в конце XV в.

С периодизацией истории Средних веков учащиеся знакомятся в процессе чтения последнего абзаца раздела «Что изучает история Средних веков» (с. 9 учебника). Результатом работы станет фиксация на линии времени в тетрадях временных рамок периодов истории Средних веков и устная характеристика каждого из них. В процессе

обсуждения можно провести аналогии с временами года:

Изучая историю Древнего мира, учащиеся прослеживали связь древних цивилизаций с современностью. Поэтому целесообразно на данном этапе урока отметить наследие, которое оставили нам Средние века.

Материал о значении Средневековья для современности изучается по учебнику (с. 8-9). Дополнить информацию учебника можно следующими фактами: именно в Средние

века сформировался европейский мир в современных границах, именно тогда было положено начало освоению мира вне европейского континента; получили развитие мировые религии: христианство (католическое и православное), ислам; возникли представительные учреждения: парламент, Генеральные штаты, а также суд присяжных; сформировались языки европейских народов и многие европейские города

Иллюстративный ряд учебника (с. 7-11) позволит актуализировать знания учащихся об исторических источниках.

Можно обсудить следующие вопросы: какие исторические источники вам известны? Какие источники нам могут рассказать о том, как жили люди в эпоху Средневековья?

О чём нам могут поведать произведения искусства? Из каких источников мы сможем узнать о событиях той далёкой эпохи? Приведите примеры деловых документов.

Что такое хроника, летопись?

Целесообразно в классе выполнить задание 2 к § 2 рабочей тетради либо предложить школьникам, опираясь на информацию учебника, заполнить схему «Исторические источники».

В заключение урока отмечаем, что у каждого исторического источника своя незаменимая роль, что полную картину эпохи Средневековья создаёт их комплексное изучение.

Подводя итоги урока, учитель просит учащихся объяснить понятие Средние века.

© 2010-2022