Конспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее ДвуречьеКонспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее ДвуречьеКонспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее ДвуречьеКонспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее ДвуречьеМКОУ «СОШ №2 с. Алтуд»




Древнее Двуречье

Методическая разработка открытого урока по истории Древнего Мира в 5 классе

Подготовила и провела учитель истории и обществознания

Карданова Фатима Муксиновна






Алтуд 2016

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».


Тип урока: введение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • прививать аккуратность.

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, видеоурок, карточки, карта «Египет и Передняя Азия в древности», тексты из хрестоматии по истории древнего мира.

В ходе урока новый материал представлен в виде ряда видеоурока, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов, рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

План урока:

1. Географическое положение Двуречья.

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.

3. Занятия и быт жителей Двуречья.

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

  2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Актуализация знаний. Формирование мотивации.

Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целеполагание.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Учитель: Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

Вопрос: С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет).

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа, какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества? (Наличие письменности, городов, государств).

Работа с картой: Покажите по карте территорию Египта, реку Нил, дельту Нила.

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

Итак, Двуречье - это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Древнегреческий историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли.

Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Работа с историческим источником: Геродот.

… хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

Работа с картинкой : Обратимся к иллюстрации в учебнике на с. 66

Определите, какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, скотоводством, ремеслами).

Учитель: Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укреплённые поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Шумеры основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Работа с атласом:

Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).

Работа с картой

Работа с текстом учебника: прочитайте отрывок из текста параграфа на с 66-67

Вопросы по прочитанному

Учитель: Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите стр. 66, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).

Предлагаю вам просмотреть отрывок из видеоурока «Религия Древних шумеров»

III. ФИЗМИНУТКА.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.


Когда ты встаёшь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Вопросы: 1. Что такое храм? (Жилище богов).

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).

  1. Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).

  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).

Вопросы:

  1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам).

  2. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (О существовании письменности).

  3. Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось - КЛИНОПИСЬ .

КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Просмотр видеоурока «Письменность в Древнем Двуречье

Вопросы по увиденному

Работа с текстом учебника: стр. 68

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке.

Самостоятельная и коллективная работа.

Задание игра «Да» или «Нет».

Я утверждаю, что…

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

7. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

8. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Работа с таблицей.

Познавательные универсальные учебные действия: формирование умений работать с информацией.

Установление причинно-следственных связей.

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Учитель: Перед вами таблица , попробуем заполнить ее отвечая на мои вопросы.

  1. Главные реки

  2. Главные города

  3. Письменность

  4. Строительный материал

  5. Вид строительства гробниц

  6. Главный бог

  7. Как называли правителей

Выстраивание логичной картины событий.

Коммуникативные навыки.

Умение логически рассуждать.

А теперь запишем в тетради новые слова (работа в тетради)

OK

Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту.

Творческое задание.

Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения. Саморегуляция.

Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в коллективном обсуждении.

Творческая работа на тему «Школа Древнего Двуречья».

Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Прикрепите к доске тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению.

Конспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее Двуречье

Конспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее ДвуречьеКонспект открытого урока в 5 классе по теме Древнее Двуречье



Список использованной литературы и Интернет-источников:


  1. Всеобщая история: Учебное электронное издание. История Древнего мира. М.: ООО «Кордис & Медиа», 2004 г.


  1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. История 5 класс. ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2002 г.


  1. Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 класс. - М.: «Просвещение», 2007 г.


  1. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г.


  1. hot.ee/nvassiljeva74//VikaAnikina.htm

(Кроссворд по теме: «Древние Египет и Месопотамия». Кроссворд составила Аникина Виктория, ученица 6А класса).


  1. 640×800 на fotki.yandex.ru JPG, 44 Кб

(Весёлый, радостный смайлик).

  1. 513×473 на lori.ru JPG, 48 Кб

(Грустный, равнодушный смайлик).

  1. lesson-history.narod.ru/DM.htm

(«Древнее Двуречье»).


  1. uchportal.ru/load/53-1-0-4590

(«Древнее Двуречье»).


© 2010-2022