Урок Опричнина 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Опричнина Ивана Грозного

Цель: рассмотреть сущность опричнины Ивана Грозного, ее причины и итоги

Задачи:

образовательная: формировать знания об опричнине: времени ее учреждения и основных событиях;

Развивающая: Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Воспитательная: воспитывать неприятие жестокости, прививать уважение к историческому прошлому страны.

Оборудование: презентация

Класс 6Орг.момент



Проверка д.з



Изучение нового материала





































Закрепление нового материала

Подведение итогов урока

Постановка домашнего задания

Деятельность учителя

Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Присаживайтесь.

Сегодня мы с вами будем рассматривать 16 век, и узнаем об одном из самых ярких событий Ивана Васильевича, которое оставило неизгладимый след в истории России.

Но, для начало давайте, вспомним основные моменты правления Ивана 4.

Назовите:

Годы правления Ивана Грозного

Год венчания на царство

Год создания судебника Ивана 4

Год создания земского собора

Какие реформы провел Иван Грозный

Для чего Иван 4, проводил реформы

Что такое Избранная рада

Кто входил в состав Избранной рады

Мы вспомнили с вами основные моменты правления Ивана 4.

Давайте попробуем определить тему урока, но, для начало обратите своё внимание на слайд ( слайд 2)

«Псковский летописец говорил»

Царь учинил опричнину, и от этого было запустение Русской земли.

Что нам не понятно?

Какого понятия мы не знаем?

Молодцы! Сегодня речь на уроке пойдет об опричнине

Открываем тетради, записываем число, тему урока «Опричнина Ивана Грозного»

Исходя из темы урока, какую цель можно выделить?

Запишем план урока:

Причины и цели опричнины

Развитие опричнины

Итоги опричнины (Слайд)

Приступаем к рассмотрению 1 вопроса

В 1553 году, после возвращения из Казанского похода, Иван Васильевич сильно заболел.( сдайд)

Встал вопрос о наследнике престола, Иван Васильевич составил завещания в пользу своего малолетнего сына Дмитрия, и потребовал царедворцев присягнуть его сыну Дмитрию, но члены Избранной рады уклонялись от этой процедуры, они боялись что при царе вновь начнется боярское своеволие и желали видеть на престоле двоюродного брата Ивана 4, князя В.А Старицкого

Как вы считаете, простил ли Иван 4, такой поступок боярам.

Разумеется, нет. Он стал более жестоким, подозрительным.

В 1560 году умерла любимая жена Ивана 4, Анастасия Романовна.

Он стал подозревать бояр в отравлении своей жены.

Первыми кто пострадал от жестокости царя были Адашев и Сильвестр ( одного казнили, а другого отправили в ссылку).

Иван 4, стремился к единовластию, неограниченной власти.

Скажите, как называют человека, сосредоточившего всю полноту власти в своих руках

В 1564 году Иван 4, вместе со своей семьёй покидает Москву, и после долгих скитаний по стране остановился в Александровской слободе.

Оттуда он послал 2 грамоты, в одной говорилось об отречении, а в другой предъявил требование, при исполнении которых он готов вернуться в Москву.

Давайте узнаем с вами что это было за требование.

Открываем учебник на стр.228

Он также потребовал учредить в стране порядок, получивший название опричнины.

Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на 2 части: опричнину и земщину.

Опричнина это личный удел царя, которым управлял сам царь, в опричнине создавалось свое опричное войско, своя дума, свои приказы. В состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда и не которые другие города.

Наряду с боярами земщиной мог управлять и Иван 4.

Как я вам выше говорила Иван 4, создал опричное войско. Перед вами опричник. (слайд) Опричники одевались во все черное, а к седлам коней пришивали собачьи головы которые символизировали собачью преданность царю, и метлы которые означали выметать измену.

Сейчас давайте запишем цели опричнины

  1. установление неограниченной власти царя

  2. ликвидация остатков феодальной раздробленности

  3. Борьба с феодальной аристократией

В 1570 году Иван Грозный вместе с опричным войском двинулся на Новгород, т.к получил донос на новгородцев.

Ребята, как вы думаете что было в этом доносе, почему Иван 4, пошел на Новгород?

Давайте с вами просмотрим не большой отрывок из фильма « Иван Грозный»

( слайд)

После просмотра фильма какие у вас возникли чувства?

Победоносно закончив поход на Новгород, опричное войско в 1571 году пропустило к Москве крымского хана Девлет - Герея. который сжег столицу.

В 1572 году Иван 4 отметил опричнину, а самих опричников казнил.

Давайте с вами поработаем с учебником на стр.230-231 и узнаем к каким последствиям привела опричнина.

Какие выводы вы сделали для себя, изучая данную тему?

Можно ли однозначно говорить об Иване 4?

Действительно, об Иване 4 нельзя судить однозначно. с одной стороны он много сделал для своего государства, а с другой стороны привел к хозяйственному упадку.

Открываем дневники записываем д.з параграф 25 учить


Деятельность учащихся

Приветствуют учителя







Опричнина

Записывают тему урока

Рассмотреть, что такое опричнина, ее цели, последствия





нет





Самодержец





  1. казнить изменников

Открывают учебник







Записывают цели опричнины













Записывают д.з



Использованные источники

school1271.narod.ru/uchebnik/04.html

kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/konspiekt_uroka_s_priezientatsiiei_na_tiemu_oprichnina

davaiknam.ru/text/oprichnina-razriv-ivana-iv-s-izbrannoj-radoj



© 2010-2022