- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Технологическая карта урока истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гадельшин Р.З. |
Дата | 29.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Гадельшин Ринат Закарияевич
Предмет: история Древнего мира
Класс: 5 класс
Тип урока: изучения нового материалаОбразовательные: создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов; важнейших особенностях рабовладения; познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов, умения давать характеристику событиям и их участникам.
Развивающие: создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в парах. группах; развития творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков: умению сравнивать и делать выводы
Воспитательные: создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
УУД
Личностные УУД: Развитие:
- умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умения выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные УУД: Формирование умения:
- ставить учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- планировать;
- прогнозировать;
- контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- корректировать;
- оценивать.
Коммуникативные УУД: Формирование:
- умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);
Познавательные УУД: Развитие:
-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания; умения работать с текстом умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Планируемые результаты
Предметные: развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, группах воспитание интереса к истории как науки, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками.
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация,.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Основные понятия
Раб - это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец - собственник, хозяин рабов
Имение - земельное владение богатого человека;
Гладиатор - сильный раб, наученный владеть оружием
Амфитеатр - сооружение для гладиаторских игр
Межпредметные связи
География, обществознание, литература
Ресурсы:
компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», учебник для 5 класса автора Вигасина, индивидуальные технологические карты урока, рабочие листы для учащихся, словарь Ожегова, энциклопедический словарь по истории Древнего мира.
Формы урока
Исследовательская, индивидуальная, коллективная, работа в парах
Технология
Технология коллективного взаимообучения с использованием ИКТ
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
Организационный момент
Время:2 мин.
Учитель приветствует обучающихся.
Готовятся воспринимать информацию, приветствуют учителя, друг друга и гостей
Как настроение? Покажите жестом…а в Др.Риме этот жест мог спасти человека.
Создание комфортной психологической атмосферы на уроке
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний
Время
Вспомним о зарождении рабства в Греции
Заполняют первую колонку - «Знаем»
Работая с таблицей вспомнить, что мы уже знаем о рабстве и чтобы мы еще хотели узнать
-
Изучение нового материала
Время:28 мин.
Этапы:
1.Обоснование и формулирование новой темы
2.Активизация знаний и целеполагание.
Создает игровую ситуацию неожиданности. «Посылка из Древнего Рима»
Организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу.
Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний. см. Приложение 6
Организует работу учащихся направленную на систематизацию и углубление знаний для формирования цели и задач урока
Открывают посылку, читают письмо Мудреца.
Отвечают на вопросы учителя;
Работа со словарями; сравнивают определение раба, рабовладельца, гладиатора.
Работают с таблицей «рабство в Древнем Риме
(2 колонка) в технологической карте ученика
Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник.
Отвечают на вопрос о том, кто такой раб, рабовладелец, где они уже встречались с этим понятием. Найти в словарях определение понятия раб, сравнить его, найти универсальное определение этого понятия.
Работая с таблицей (2 колонка) в технологической карте ученика
Самостоятельно формулируют тему урока: «Рабство в Древнем Риме». Записывают в индивидуальных картах урока.
Обобщение знаний о рабстве, формирование цели и задач урока
3.Открытие нового знания.
А. Источники рабства в Древнем Риме
Организует работу в парах с дополнительными историческими источниками для составление кластера (Приложение 5)
Работают с историческими источниками по вопросу в карточке, составляют кластер.
Составить кластер «Источники рабства в древнем Риме», сравнить его с ранее имеющимися знаниями
( опора на таблицу) выделить особенность рабства в Древнем Риме.
Выделяют источники рабства: плен, долги, работорговля, по приговору суда, рабство по рождению, пиратство.
Особенность: основной источник рабства - война, но появились и новые - пиратство и преступники. Записывают в индивидуальных картах урока.
Б. Отношение к рабам в Древнем Риме (столкновение с проблемой)
Организует коллективную работу по слайду презентации. Прием «Оживи картину» (Приложение 9)
Инсценируют картину «Рабы в имении». Решают поставленную проблему.
На основе инсценировки, высказать свое мнение: раб - это человек или говорящее орудие труда. Справедливо ли рабство на ваш взгляд?
Выделают особенность рабства в Древнем Риме: рабы - это говорящие орудия труда. Записывают в индивидуальных картах урока.
В. Использование труда рабов.
Организует работу с иллюстрациями учебника и соответствующей схемой в технологической карте ученика.
Дает алгоритм работы по составлению устной тематической презентации, организуя работу в группах. (Приложение 1,7,8)
Работают с иллюстрациями учебника параграфа 49, составляют схему «Рынок рабов» в технологической карте ученика, работают по алгоритму с учебником и готовят устную тематическую презентацию
Рассмотреть иллюстрации параграфа 49 и составить схему «Рынок рабов»
Изучив алгоритм составления публичной презентации , подготовить тематическую устную презентацию по плану.
Схема «Рынок рабов»
Использовались с с/х, на рудниках, как гладиаторы, в ремесленном производстве. Как прислуга в богатых домах. Записывают в индивидуальных картах урока.
Составление устных презентаций по темам:
-
Рабство в имении.
-
Рабство в богатом доме.
-
Гладиаторские бои.
Выделение особенностей рабства в Древнем Риме:
А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве.
Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы - парикмахеры; рабы - музыканты и певцы; рабы - врачи, библиотекари, секретари, управляющие.
В) Рабы - гладиаторы, кровавые зрелища.
Записывают в индивидуальных картах урока
Закрепление нового материала
Время:5мин.
Подведение итогов-источники рабства, использование труда рабов, особенности рабовладения.
Отвечают с составленных рабочих листов.
Рефлексия
Время:5мин.
Заполните задание в рабочем листе -
«Оцени себя сам».
Оценивают по 10-ти бальной шкале работу на занятии.
.