Технологическая карта урока истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Гадельшин Ринат Закарияевич
Предмет: история Древнего мира
Класс: 5 класс
Тип урока: изучения нового материалаОбразовательные: создать условия для представления о причинах появления в Древнем Риме большого числа рабов; важнейших особенностях рабовладения; познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов, умения давать характеристику событиям и их участникам.

Развивающие: создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в парах. группах; развития творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков: умению сравнивать и делать выводы
Воспитательные: создать условия для воспитания отрицательного отношения к рабскому положению людей; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

УУД

Личностные УУД: Развитие:

- умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умения выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные УУД: Формирование умения:

- ставить учебную задачу

на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- планировать;

- прогнозировать;

- контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- корректировать;

- оценивать.

Коммуникативные УУД: Формирование:

- умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);

Познавательные УУД: Развитие:

-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-структурировать знания; умения работать с текстом умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Планируемые результаты

Предметные: развитие умений работать с учебником, словарями, историческими источниками; овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, группах воспитание интереса к истории как науки, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками.

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация,.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Основные понятия

Раб - это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец - собственник, хозяин рабов

Имение - земельное владение богатого человека;

Гладиатор - сильный раб, наученный владеть оружием

Амфитеатр - сооружение для гладиаторских игр

Межпредметные связи

География, обществознание, литература

Ресурсы:

компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», учебник для 5 класса автора Вигасина, индивидуальные технологические карты урока, рабочие листы для учащихся, словарь Ожегова, энциклопедический словарь по истории Древнего мира.

Формы урока

Исследовательская, индивидуальная, коллективная, работа в парах

Технология

Технология коллективного взаимообучения с использованием ИКТ



Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Организационный момент
Время:2 мин.

Учитель приветствует обучающихся.

Готовятся воспринимать информацию, приветствуют учителя, друг друга и гостей

Как настроение? Покажите жестом…а в Др.Риме этот жест мог спасти человека.

Создание комфортной психологической атмосферы на уроке

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний
Время

Вспомним о зарождении рабства в Греции

Заполняют первую колонку - «Знаем»

Работая с таблицей вспомнить, что мы уже знаем о рабстве и чтобы мы еще хотели узнать

-

Изучение нового материала
Время:28 мин.
Этапы:

1.Обоснование и формулирование новой темы

2.Активизация знаний и целеполагание.

Создает игровую ситуацию неожиданности. «Посылка из Древнего Рима»

Организует фронтальную беседу по пройденному тематическому материалу.

Организует работу с дополнительными источниками исторических знаний. см. Приложение 6

Организует работу учащихся направленную на систематизацию и углубление знаний для формирования цели и задач урока

Открывают посылку, читают письмо Мудреца.

Отвечают на вопросы учителя;

Работа со словарями; сравнивают определение раба, рабовладельца, гладиатора.

Работают с таблицей «рабство в Древнем Риме

(2 колонка) в технологической карте ученика

Решают проблему: кому могли в Риме принадлежать данные вещи: плетка, цепь, ошейник.

Отвечают на вопрос о том, кто такой раб, рабовладелец, где они уже встречались с этим понятием. Найти в словарях определение понятия раб, сравнить его, найти универсальное определение этого понятия.

Работая с таблицей (2 колонка) в технологической карте ученика

Самостоятельно формулируют тему урока: «Рабство в Древнем Риме». Записывают в индивидуальных картах урока.

Обобщение знаний о рабстве, формирование цели и задач урока

3.Открытие нового знания.

А. Источники рабства в Древнем Риме

Организует работу в парах с дополнительными историческими источниками для составление кластера (Приложение 5)

Работают с историческими источниками по вопросу в карточке, составляют кластер.

Составить кластер «Источники рабства в древнем Риме», сравнить его с ранее имеющимися знаниями

( опора на таблицу) выделить особенность рабства в Древнем Риме.

Выделяют источники рабства: плен, долги, работорговля, по приговору суда, рабство по рождению, пиратство.

Особенность: основной источник рабства - война, но появились и новые - пиратство и преступники. Записывают в индивидуальных картах урока.

Б. Отношение к рабам в Древнем Риме (столкновение с проблемой)

Организует коллективную работу по слайду презентации. Прием «Оживи картину» (Приложение 9)

Инсценируют картину «Рабы в имении». Решают поставленную проблему.

На основе инсценировки, высказать свое мнение: раб - это человек или говорящее орудие труда. Справедливо ли рабство на ваш взгляд?

Выделают особенность рабства в Древнем Риме: рабы - это говорящие орудия труда. Записывают в индивидуальных картах урока.

В. Использование труда рабов.

Организует работу с иллюстрациями учебника и соответствующей схемой в технологической карте ученика.

Дает алгоритм работы по составлению устной тематической презентации, организуя работу в группах. (Приложение 1,7,8)

Работают с иллюстрациями учебника параграфа 49, составляют схему «Рынок рабов» в технологической карте ученика, работают по алгоритму с учебником и готовят устную тематическую презентацию

Рассмотреть иллюстрации параграфа 49 и составить схему «Рынок рабов»

Изучив алгоритм составления публичной презентации , подготовить тематическую устную презентацию по плану.

Схема «Рынок рабов»

Использовались с с/х, на рудниках, как гладиаторы, в ремесленном производстве. Как прислуга в богатых домах. Записывают в индивидуальных картах урока.

Составление устных презентаций по темам:

  1. Рабство в имении.

  2. Рабство в богатом доме.

  3. Гладиаторские бои.

Выделение особенностей рабства в Древнем Риме:

А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве.

Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы - парикмахеры; рабы - музыканты и певцы; рабы - врачи, библиотекари, секретари, управляющие.

В) Рабы - гладиаторы, кровавые зрелища.

Записывают в индивидуальных картах урока


Закрепление нового материала
Время:5мин.

Подведение итогов-источники рабства, использование труда рабов, особенности рабовладения.

Отвечают с составленных рабочих листов.

Рефлексия
Время:5мин.

Заполните задание в рабочем листе -

«Оцени себя сам».

Оценивают по 10-ти бальной шкале работу на занятии.

.



© 2010-2022