Исследовательская краеведческая работа Отечество (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«История нижегородских монастырей»


Исследовательская работа

«Вклад Дионисия в развитие Нижегородской епархии».


Автор работы:

Мигунова Анастасия Вадимовна, 5 класс,

МБОУ Запрудновская СШ

Нижегородская область,

Кстовский район, с.Запрудное

Ул. Магистральная д.29 инд.607690

E-mail: [email protected]

Руководитель:

Ананьева Надежда Сергеевна, учитель технологии.

Тел.8(908)152-66-19




2016

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………...стр.3-4

  2. Глава I. Дионисий - от рождения до юности……………………...стр.5-7

  3. Глава II. Основание Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря……………………………………………………………..….стр.8-10

  4. Заключение………………………………………………………стр.11-12

  5. Список литературы…………………………………………………..стр.13

  6. Приложение






Введение

Актуальность темы. Историю основания Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря с полным правом можно отнести к числу спорных тем в отечественной исторической науке. Почти все исследователи, изучающие историю Русской Православной Церкви главное внимание уделяли экономическим и политическим вопросам, при этом практически игнорировались такие важные темы, как мировоззрение средневековых новгородцев, их отношение к православной религии и к архиепископу, как главе православной церкви. Продолжаются споры о том, какое место занимал архиепископ в правящих кругах. Признавая главенство владыки во власти, исследователи не пытались всесторонне разобраться в основах, на которых строилась эта власть.

Методология. В настоящее время, в связи с развитием археологии, накоплена новая информация по истории средневекового Нижнего Новгорода. В целом анализ историографии позволяет сделать вывод о недостаточной изученности роли церкви в политической и социальной жизни Нижнего Новгорода XIV-XV вв. Представляется необходимым глубже разобраться в вопросе о религиозном мировоззрении средневековых новгородцев, иначе невозможно понять феномен Новгородской республики, во главе которой, фактически, стоял православный архиепископ, но при этом в Новгородской земле повсеместно сохранялись языческие традиции и обряды.

Предметом исследования является вклад Дионисия в развитие Нижегородской епархии, под которым понимается: возведение и развитие Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря; начало летописи в Нижнем Новгороде; воссоединение Нижегородско-Суздальской епархии.

Объектом исследования является история Нижегородской Православной Церкви.

Цель. Раскрыть роль Дионисия в православной жизни Нижнего Новгорода.

Задачи: глава I. Дионисий - от рождения до юности.

  • Раскрыть и узнать биографию Дионисия.

глава II. Основание Нижегородского Вознесенского Печерского

монастыря.

  • Роль Дионисия в создании монастыря.

Хронологические рамки. Исследования охватывают период с начала до конца XIV в., обусловлены годами жизни архиепископа Дионисия, оставившего значительный след в духовной истории государства России.








Глава I. «Дионисий от рождения до юности»

О происхождении святителя Дионисия точных и достоверных сведений нет. О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Родился он около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид - так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан1.

Монах Дионисий был воспитан на примере великих подвижников Киево-Печерских - преподобных Антония и Феодосия. Он решил продолжить дело иноческого подвижничества.

Получивший благословение духовного отца, Дионисий с несколькими иноками решился на дальнее путешествие, чтобы продолжить дело иноческого подвижничества. Он взял с собой святой образ - список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери. Именно чудотворный образ Богородицы в последствии станет главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет - святыней Нижнего Новгорода. Эти предположения во многом подтверждаются исследованиями Митрополита Макария (Булгакова), который в написанном им жизнеописании святого относит к святителю Дионисию следующую запись в Синодике Нижегородского Печерского монастыря 1595 года: «На память преподобнаго отца нашего Давида (26 июня) и на преставление Дионисия (в 15 день октября 1385 года в оба дни панихиды и обедни служити собором и кормы на братию ставити большия».2

Дионисий пришел под Нижний Новгород предположительно в 1328 году. В трех верстак от города на высоком правом берегу Волги он выкопал пещеру. «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь»3. Еще задолго до его прихода на Волгу в волжском берегу было немало пещер, в которых спасались от татар и мордвы монахи-отшельники. Очень скоро они узнали о молодом иеромонахе и полюбили его. Дионисий был прекрасно образован, начитан. Его начальное воспитание и возрастание как христианина было связан с православной Византией. Ему были близки труды летописца Нестора, особенно житие Преподобного Феодосия Печерского, жизненный путь которого был для него примером.

Почему именно Нижний Новгород привлек молодого иерамонаха?

Нижегородско-Суздальское княжество было пограничным. В его пределах проживало немало мордвы и черемисов с их верованиями, волжских булгар, поселившихся на землях княжества после нашествия монголо-татар в 1235 году и исповедовавших ислам, что способствовало проникновению и влиянию татарской культуры на приграничные земли. Все это привлекало подвижников Православия продвижению Православия на Восток.

Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя станут основателями новых обителей, а в последствии будут причислены к лику святых за свои христианские подвиги.

Святитель Дионисий был лично известен православным иерархам своего времени: митрополиту Феогнсту святителю Алексию - митрополиту Московскому и всея Руси, удостоившему Дионисия сана игумена и затем архимандрита, а также преподобному Сергию Радонежскому. Много потрудился Дионисий для процветания обители. Много сделал он и для блага всей Святой Руси и Церкви Христовой, будучи в 1374 году возведен в сан епископа Суздальского и Нижегородского митрополитом Московским Алексием.

Дионисию удалось примирить стригольников с Церковью «средствами благоразумного убеждения», разъясняя, на что идут церковные пошлины и в чем заблуждения сектантов. В результате этого и без того высокий авторитет Дионисия возрос.

Летом 1383 года святитель Дионисий в сопровождении великокняжеского духовника Симоновского игумена Феодора отправился в Константинополь для официального поставления в «митрополиты на Русь»: «Того же лета о Петрове дни поиде в Цырьград Дионисий, архиепископ Суждальский, а князь великий Дмитрий Иоанович отпусти с ним вкупе отца своего духовнаго, игумена Феодора Симоновскаго, о управлении Митрополии Русския»4.

В 1384 году Дионисий был торжественно поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси.

В 1384 году в Киеве Дионисий был пленен литовским князем - в отместку московскому князю за низложение Киприана с поста митрополита. Здесь, проведя год в заточении, свт.Дионисий скончался 15 октября 1385 года, так и не взойдя на кафедру архипастыря Руси. Он был погребен в Антониевской пещере родного Киево-Печерского монастыря. Великому подвижнику суждено было обрести упокоение в Лавре Печерской, где положил он начало своим спасительным подвигам. Православная церковь причислила митрополита Дионисия к лику святых. Святые мощи его долгое время оставались нетленными, но в последующие века, во время одного из нашествий крымских татар на Киев (периода 1638-1686 гг.) были утрачены вместе с мощами многих других святителей Лавры.

Дионисий канонизирован и почитается церковью как русский святой 9 июля.

Глава II. «Основание Нижегородского Вознесенского Печерского

Монастыря»


Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия - из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Однако растущему числу монахов вскоре стало тесно в пещерах. И новые пещеры не могли вместить всех желающих. К тому же, жизнь в сырой и каменной пещере или земляной келье не каждому под силу: пещерничество на Руси всегда считалось уделом немногих аскетов. Итак, выше по склону, на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В этом храме была поставлена и принесенная Дионисием икона Божией Матери5. Таким образом, сообразно с жизнью Дионисия, Основание Печерского монастыря.

Однако строительство монастыря двигалось медленно. Причиной тому была экономическая слабость Нижегородского княжества. Будучи пограничным, оно не раз подвергалось набегам татар и разорению. Только в 1328 году, когда ордынский хан Узбек, боясь усиления Великого Владимирского княжества, произвел его раздел и дал ярлык князю Александру Васильевичу на княжение в Нижнем Новгороде, Суздале и Городце, набеги прекратились и воцарилось некое спокойствие на нижегородской земле. Князь Александр Васильевич, понимая, что не только стенами крепок Нижний, но и высоким православным духом, всемерно оказывал помощь Дионисию в строительстве монастыря. Он вкладывал средства в монастырь не только для духовного возрождения княжества, но и в его объединяющее начало.

Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял собственным примером особенно строгой иноческой жизни, приготовляя учеников к устроению новых обителей в будущем.

Двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода - Евфимий и Макарий (это их имена в монашеском сане), в разное время пришли в Печерский монастырь, были приняты под духовное водительство настоятеля и стали одними из избранных учеников свт. Дионисия. Евфимий, едва достигший четырнадцатилетнего возраста, твердо нес все послушания, повинуясь настоятелю, трудясь и благоговейно служа Богу. Макарий, родом из благочестивой богатой семьи, желая удалиться суеты мирской, двенадцатилетнем отроком ушел от родителей - тайно поменявшись одеждой с нищим. Придя в обитель Печерскую с духом глубокого смирения, отрок умолил Дионисия принять его в число братии: «Будь ко мне милостив, причти мя, отче, ко святому избранному тобою стаду»…

Из ЖИТИЙ этих последователей свт. Дионисия известно, что Нижегородсий Печерский монастырь был устроен первым его игуменом по принципу строгого общежительства - «общего жития», когда монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Для церковного и хозяйственного порядка заведены были особые кормовые и келарские6 книги, куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами на помин души, с указанием - когда по какому из вкладчиков отправлять заупокойное богослужение и какие «кормы ставить» в те дни на братскую трапезу.

Посвященный великому празднику - Вознесения Господня - первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братьев все увеличивалось, Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначало в сане игумена, а затем - архимандрита.

В тесном единстве с нижегородским духовенством нижегородские князья в 1342 году добиваются создания Великого Нижегородско-Суздальского княжества, а святитель Дионисий становится духовным наставником почти всех великих князей нижегородских.

Не раз столь богатая и процветающая обитель разорялась вражескими набегами. Дважды - в 1378 и 1379 году - Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь, были сожжены дотла. Известно разорение монастыря в 1550 года. Лишь взятие Казани Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. Вероятно, после этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, государей - Иоанна Васильевича (Грозного) и Федора Иоанновича - к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор.




Заключение

Приняв водительство братией в трудах и подвигах иноческого пути, свт. Дионисий не переменил ни своего смирения во Христе, ни принципов трудолюбия, нестяжательства и милосердия. Как и прп. Феодосий, «всем служа, и собою образ всем дая», он поучал братию не столько словом, сколько своим примером, прежде других выходя на работы и церковные службы. За высокие нравственные качества свт. Дионисий снискал любовь не только среди монашеской братии, но и со стороны именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья, щедро жертвуя на церковное строение.

Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 ил 1330 год, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют. Источниками, из которых можно составить представление о хронологии событий столь далеких времен, монастырском уставе этой обители и быте ее наследников, являются агиографические памятники: три жития учеников и последователей святителя Дионисия - святых преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, а также святой Вассы Нижегородской. Из сведений, приведенных в этой же житийной литературе, известно, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.

По духу вся жизнь монастыря соответствовала заветам преподобного Феодосия Киево-Печерского. Общежительский устав появился здесь к 1352 году, на десятилетие раньше, чем в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского (тогда - игумена; устроителя и преобразователя монастырской жизни). Все это говорит о ведущей роли Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря в общежительной монастырской реформе XIV века.

Под умелым управлением свт. Дионисия Вознесенский Печерский монастырь становится центром просвещения Нижегородско-Суздальского княжества.







Список литературы:

  1. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Издание Вознесенского Печерского мужского монастыря, 2004 г.

  2. Карпенко В.Ф. Преподобный Дионисий Архиепископ Суздальский и Нижегородские. Н.Новгород. : БИКАР, 2007

  3. Нижегородские страницы: с крестом и звездой. Издание осуществлено Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской Области. : Литера, 2008

  4. Тихон (Затекин) Архимондрид Древняя обитель История Вознесенского Печерского Монастыря в жизнеописание его настоятелей. Н.Новгород.: 2013

  5. Титов А.А. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Н.Новгород, 2003

  6. Цверов В.В. Князья и святые великого княжества Нижегородского. Н.Новгород, 2003

  7. Цит. По: Карпенко В.Ф. Преподобный Дионисий Архиепископ Суздальский и Нижегородский . Н.Новгород.,С.44.

  8. Цит. По: Тихон(Затекин) Архимондрид Древняя обитель История Вознесенского Печерского Монастыря в жизнеописание его настоятелей».Н.Новгород.,Т.1. С.383.

  9. Цит. По: Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Издание Вознесенского Печерского монастыря, С.28





1 Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Издание Вознесенского Печерского мужского монастыря, 2004 г., стр.3

2 В.Карпенко. Преподобный Дионисий Архиепископ Суздальский и Нижегородский. - Н.Новгород: «Бикар», 2007 г., стр.6

3 Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Издание Вознесенского Печерского мужского монастыря, 2004 г., стр.5

4 Тихон (Затекин) Архимондрид «Древняя обитель История Вознесенского Печерского Монастыря в жизнеописание его настоятелей». Н.Новгород.: 2013 г., стр. 34

5В.Карпенко. Преподобный Дионисий Архиепископ Суздальский и Нижегородский. - Н.Новгород: «Бикар», 2007 г., стр.8

6Согласно актам Нижегородского Печерского монастыря, в кормовых, или вкладных, книгах записывались вклады, даваемые на поминовение усопших, а в келарских книгах было на целый год расписано, когда какие производить хозяйственные работы, сколько и кого наряжать в посылку, какой отпускать им корм, куда и за чем отправлять из монастыря посыльных.

© 2010-2022