Технологическая карта 6 класс история тема Начало объединения Руси вокруг Москвы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс, история России. Тема 5. Русские земли в XIII -первой половине XV в.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы(1час)

Дата проведения урока: 14.03.2017Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Термины: удельно-вотчинная система, духовная грамота.

1325 -1340 гг-правление Ивана Калиты, 1375г-поход на Тверь, 1378 г. битва на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд, а в 1380 г. - Куликовская битва

Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

Метапредметные

результаты

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые

задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности.

Познавательные:. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Планируемые

результаты

(предметные)

Ученик научится проводить поиск информации в исторических текстах; использовать историческую карту как источник информации о территории, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов

Ученик получит давать сопоставительную характеристику политического устройства в XIII - первой половине XIV в. (они сравнивали политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского).

Личностные

результаты

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки.

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

План урока

  1. Иван Калита.

  2. Удельно-вотчинная система.

  3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.

  4. Куликовская битва.

Образовательные ресурсы

1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.

2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016

Организационная структура урокаЭтапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

II.Актуализация знаний обучающихся







-Перед вами лента времени. На ней отмечены основные события в период с 1304 года по 1327 года. Эти события вы изучали на прошлом уроке.



-Посмотрите внимательно, что вы можете о них сказать?

-К чему стремилось каждое из этих княжеств?

-Посмотрите на ленту времени, какой период истории Руси мы с вами сегодня изучим?

-Конкретно, какие года нас будут интересовать?

-Что вас будет интересовать?


Ученики высказывают свои предположения о событиях указанных на ленте времени.

1304 - Великокняжеский престол во Владимире занимает Михаил Тверской

1317 - получение Юрием Московским ярлыка на княжение владимирское

1318 - убийство Михаила Тверского

1325 - Убийство Юрия Московского тверским князем Дмитрием Грозные Очи

1327- Восстание в Твери против монголо-татар, получения Иваном Московским ярлыка на великое княжение.

- стремились получить ярлык на великое княжение у Золотой Орды, так как Русь находилась под монголо - татарским игом.

- получить ярлык на великое княжение у Золотой Орды, так как Русь находилась под монголо- татарским игом

-мы будем изучать период с 1328 по 1382

-1339,1375,1378,1380,1382

-какие события произошли в годах, обозначенных в ленте времени, как жилось на Руси под гнетом монголо - татарского ига, чем закончилось противостояние Твери и Москвы - это цели и задачи учеников на урок

1.Иван Калита.

- Ребята у вас на рабочих листах есть биография московского князя Ивана Калиты. Ваша задача внимательно прочитать, обратить внимание на выделенные слова в тексте.

- Вам дан граф, которую необходимо заполнить(вам на заполнение дается 6 мин).

- Выделим ключевое понятие. О ком идет речь в тексте?

- Ниже подбираем глаголы, описывающие наиболее важные процессы (обратите внимание, я для вас их выделила) и выписать чему привели действия Ивана Калиты?

- Ребята, кто сделает работу, подумайте, Чему способствовала деятельность Ивана Калиты?

- Ребята прочитайте ваши графы

- Ребята, Чему способствовала деятельность Ивана Калиты?

- Да, именно Москва стала центром объединения Руси.

-Читают, работают в парах

Отвечают, опираясь на текст.

-Иван Калита

- составляют Денотатный граф (работа в парах)


- Зачитывают свои записи вслух

-Княжение Ивана Калиты стало важным этапом в процессе возвышения Московского княжества - ядра будущего объединения русских земель.

III. Постановка учебной задачи

Тема нашего урока: Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

IV. Усвоение знаний и способов действий.

2.Удельно-вотчинная система.

- Ребята, открыли свои тетради, записали число и тему урока.

-Ребята, открыли ваши учебники параграф 23 стр. 165начинаем читать по цепочке

- С каким новым понятием мы познакомились в тексте? Что представляет собой духовная грамота?

1 абзац

-Записываем определение Духовная грамота - документ, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.

- Духовнюу грамоту Ивана Калиты одобрила Золотая Орда 1339 году.

Какие экономические основы заложила Духовная грамота?

Чтение по цепочке каждого абзаца

- Это великокняжеское завещание.



-Согласно духовной грамоте , которую создал Иван Калита каждый член великокняжеского семьи имел право наследовать удел.

3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.




- Посмотрите на схему

- В течении 20 лет правили сыновья Ивана Калиты -Симеон Гордый и Иван Красный -они продолжали дело своего отца. В 1359 году власть переходить к Дмитрию Ивановичу. Ему было 9лет, когда суздальский князь, предъявил свои права на великокняжеский престол, но митрополит Алексий добился, чтобы Дмитрий Иванович стал в 1363 году великим князем. В 1375году. Между Москвой и Тверью был подписан договор, согласно которому тверской князь признал московского князя своим «старшим братом»

Мамай понимал, что Москва выходит из повиновения. Чтобы поставить московского князя на место отправляет свои войска на Москву.

1378 г. на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд.

Физминутка

Физминутка

Проверяем осанку, делаем упражнения.

- На стене развешаны рисунки моих учеников. Как вы думаете, о чем они? Что вы видите? Что вы об этом думаете? Чтобы вам хотелось узнать?

4.Куликовская битва.

Рассказ учителя. Видео фрагмент(6мин) Внимательно послушайте мой рассказ, чтобы вы смогли ответить н вопросы.

- Почему именно Куликовскую битву считают наиболее значимой в истории Руси.

-Какая численность войска была у Мамая?

-Кто благословил Дмитрия Ивановича на битву?

- Куликовская битва была переломным моментом в истории Руси. Это битва вдохновляла художников, поэтов, писателей. У художника И.С. Глазунова есть целый цикл картин, посвященный этому событию.

- Ваша задача расположит в хронологической последовательности события связанные с Куликовской битвой. По картинам Ильи Глазунова Из цикла «Куликово поле»

На ленте времени указана дата 1382 год. В 1382 году хан Тохтамыш совершил набег на русские земли, учинив жестокую расправу.

-Ребята, в чем отличия политики Дмитрия Донского и Ивана Калиты? В чем схожесть?

-В битве участвовало объединенное войско во главе с Дмитрием Донским. Князь проявил военную хитрость.

- 150 тысяч воинов.

- Сергий Радонежский.


Работа в парах

V. Рефлексия

- Давайте восстановим в памяти, что у нас было в течение урока и продолжим предложение

Я хорошо запомнил…

Я научился…

Меня удивило…

Я хорошо запомнил…

Я научился…

Меня удивило…

VI. Информация о домашнем задании

Комментирует задание.

§ 23, вопросы и задания.

Контурная карта стр. 14,выполить задания по карте



© 2010-2022