Интегрированный урок истории и литературы, 8кл

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по истории России и литературы в 8 А класее .

Тема :Отечественная война 1812года.

Тип: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Цели:

  1. познакомить с ходом Отечественной войны , героической обороной российского населения , выяснить , в чем заключался ее народный характер;

  2. развивать навыки работы с документами , с картой , умения выделять главное , определять и объяснять понятия , сравнивать;

  3. воспитывать чувство гордости и к Родине на примерах подвигов российского народа.

Основные понятия: Отечественная война , партизаны, народное ополчение , флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: карта « Отечественная война 1812года.», схема « Бородинское сражение», портреты Александра 1 , Кутузова , Наполеона, презентация «Отечественная война 1812года»-Слайды - картины художников баталистов 1812г.,произведениия литературы , посввойне1812года :М.Лермонтов» Бородино», А.С.Пушкин «Евгений Онегин « отрывок.

Предварительная работа: Отдельная группа уч-ся готовит сообщения :»Полководец М.И.Кутузов», «Герои - партизаны»- Давыдов Д., Фигнер, В.Кожина .Ребята, владеющие выразительной речью и сценическим искусством , заранее получают текстовый документ и готовят инсценировку, 3-4 человека учат наизусть отрывки из «Бородино и Евгений Онегин.»

ПЛАН.

1.Проверка д/з.

2.Вторжение Наполеона в Россию.

3.Бородинское сражение.

4.Отступление и гибель «Великой армии».

ХОД.

Начало войны .вторжение Наполеона. Слайд.(с портретом Наполеона .)

Инсценировка:

Сегюр: С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке .Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий , к их удивлению. Там - мир , там - с их стороны -война ; все спокойно в этой чужой стране , которая была им представлена такой угрожающей .Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер , командующий патрулем .Он один , кажется ничего не подозревал, что перед ним - вся вооруженная Европа и был уверен в мире .Он спрашивает иностранцев , кто они такие .»Французы «,- было ответом»Что вам нужно и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он .

«Воевать с вами»Взять Вильно .Освободить Польшу»- резко ответил один из саперов . Казак ускакал , он исчез в лесу .Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата.

Жолл : «..Им Наполеоном овладело беспокойство , он понял , что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления «.

И.Руа: «27 го Наполеон направился уже к Вильно , надеясь , что русская армия , над которой в то время командовал Барклай де Толли , примет сражение под стенами этого города .Но русский главнокомандующий предпочел сжечь все магазины , разрушил мост , перекинутый через реку Вильно , и направился форсированным маршем к северу.

М.Барклай де Толли. : «Таким образом , операционный план Наполеона , Чтобы разбить нас по частям , совершенно расстроился»

--Какая задача стояла перед Наполеоном ?

--Удалось ли ему ее выполнить?

Запись.12 июня 1812г.- начало Отечественной войны с Наполеоном.

Работа по учебнику :с.25 прочитать , выявить причины войны для воюющих сторон , определить численное соотношение армий .

-Назовите причины отстранения Барклая де Толли ?

Сообщение уч-ся о М. Кутузове (слайд с портретом ).

Запись:8 августа М. Кутузов был назначен главнокомандующим рус .армии.

-Какую тактику ведения сопротивления занял Кутузов?

Чтение и анализ стихотворения М. Лермонтова «Бородино»

Мы долго молча отступали

Досадно было , боя ждали ,

Ворчали старики :

« Что ж мы ? На зимние квартиры ?

Не смеют , что ли , командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки

-Какие строчки передают настроение народа ?

-Чего ждала рус. Армия?

В городах шло формирование народного ополчения .

Что такое ополчение? - работа с понятием.(армия на добровольных началах.)

Бородинское сражение.

Работа с картой -схемой и чтение соответствующих описаний в учебнике.

Работа с понятием :

Флеши- полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла .

Редут- сомкнутое прямоугольное , многоугольное укрепление , подготовленное для круговой обороны .

Батарея- артиллерийское подразделение их нескольких орудий .

Кавалерия - конное войско.

Чтение и анализ стихотворения «Бородино «

Вам не видать таких сражений

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат , картечь визжала , Рука бойца колоть устала, И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый , Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди ;

Смешались в кучу кон6и, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

-Каков был итог боя ?

-Какие строчки свидетельствуют о продолжительности боя?

-Какие орудия были использованы в Бородинском сражении ?Прочитайте.

Чтение документа .№3 о сражении на поле Бородино.

-Приведите примеры героизма рус. народа.

Работа с учебником :

-выясните соотношение сил и их потери в Бородинском сражении.


Наполеон: » Французы были достойны быть победителями, а русские были достойны быть непобежденными «

Работа по картине Слайд. Звучит увертюра 1812г П. И. Чайковского .

Читается стихотворение Лермонтова «Бородино».

Совет в Филях. Пожар Москвы.

Картина М.Платова « Совет в Филях» Слайд.

Работа с учебником.

-Какова цель военного совета ((принять решение , оставить Москву или дать еще одно сражение под Москвой ).

Кутузов:

« Пока цела армия , есть надежд с честью кончить войну .С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна .»

2 сентября рус. армия оставляет Москву . Следом за ней город покинуло все население .Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам .Бесчинства закончились пожаром в городе .Московский пожар и мародерство истребили те запасы продовольствия , которые находились в городе.

Известно , что Наполеон трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире . Но все его письма остались без ответа .

Александр 1:

« Я скорее одену крестьянское платье и буду есть сырой картофель , чем соглашусь на мир .»

Чтение стихотворения из поэмы «Евгений Онегин.»

Нет , не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник , не приемный дар ,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

-Почему Наполеон настойчиво предлагал мир ?

_Объясните позицию рус.царя .Ответ аргументируйте.

Отступление и гибель «Великой армии!.

Инсценировка сцены В.Кожиной .

Доклады уч-ся о героях партизанах Д.Давыдове, Фигнере.

Работа по карте . Отметьте на карте Тарутино , Малоярославец , Тарутинский маневр .Напишите в тетради даты сражений .

-Объясните по какой дороге Наполеон планировал отступление своей армии .

-Удалось ли ему осуществить свой замысел?

Чтение и анализ абзаца - Тарутинский маневр.

Инсценировка Документа №1.с.46-48.

Подведение итогов :

Кутузову удалось после оставления Москвы добиться главного

1.Дождаться подкрепления рус.армии.

2.Заставить французов отступать по уже разоренной смоленской дороге.

После Березины отступление армии Наполеона превратилось в бегство. Император фактически бросает свою армию , и 6 декабря он уже был в Париже.

«Отогрелся в Москве , замерз на Березине.»

6 января 1813г.- Александр 1 подписал манифест об окончании Отечественной войны.

Д/З параграф №4, письменно ответить на вопрос :

«Каково было значение Отечественной войны ?»

Найти пословицы и поговорки о войне 1812г.

© 2010-2022