- Преподавателю
- История
- Интегрированный урок истории и литературы, 8кл
Интегрированный урок истории и литературы, 8кл
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сараева Т.А. |
Дата | 07.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по истории России и литературы в 8 А класее .
Тема :Отечественная война 1812года.
Тип: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Цели:
-
познакомить с ходом Отечественной войны , героической обороной российского населения , выяснить , в чем заключался ее народный характер;
-
развивать навыки работы с документами , с картой , умения выделять главное , определять и объяснять понятия , сравнивать;
-
воспитывать чувство гордости и к Родине на примерах подвигов российского народа.
Основные понятия: Отечественная война , партизаны, народное ополчение , флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: карта « Отечественная война 1812года.», схема « Бородинское сражение», портреты Александра 1 , Кутузова , Наполеона, презентация «Отечественная война 1812года»-Слайды - картины художников баталистов 1812г.,произведениия литературы , посввойне1812года :М.Лермонтов» Бородино», А.С.Пушкин «Евгений Онегин « отрывок.
Предварительная работа: Отдельная группа уч-ся готовит сообщения :»Полководец М.И.Кутузов», «Герои - партизаны»- Давыдов Д., Фигнер, В.Кожина .Ребята, владеющие выразительной речью и сценическим искусством , заранее получают текстовый документ и готовят инсценировку, 3-4 человека учат наизусть отрывки из «Бородино и Евгений Онегин.»
ПЛАН.
1.Проверка д/з.
2.Вторжение Наполеона в Россию.
3.Бородинское сражение.
4.Отступление и гибель «Великой армии».
ХОД.
Начало войны .вторжение Наполеона. Слайд.(с портретом Наполеона .)
Инсценировка:
Сегюр: С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке .Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий , к их удивлению. Там - мир , там - с их стороны -война ; все спокойно в этой чужой стране , которая была им представлена такой угрожающей .Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер , командующий патрулем .Он один , кажется ничего не подозревал, что перед ним - вся вооруженная Европа и был уверен в мире .Он спрашивает иностранцев , кто они такие .»Французы «,- было ответом»Что вам нужно и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он .
«Воевать с вами»Взять Вильно .Освободить Польшу»- резко ответил один из саперов . Казак ускакал , он исчез в лесу .Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата.
Жолл : «..Им Наполеоном овладело беспокойство , он понял , что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления «.
И.Руа: «27 го Наполеон направился уже к Вильно , надеясь , что русская армия , над которой в то время командовал Барклай де Толли , примет сражение под стенами этого города .Но русский главнокомандующий предпочел сжечь все магазины , разрушил мост , перекинутый через реку Вильно , и направился форсированным маршем к северу.
М.Барклай де Толли. : «Таким образом , операционный план Наполеона , Чтобы разбить нас по частям , совершенно расстроился»
--Какая задача стояла перед Наполеоном ?
--Удалось ли ему ее выполнить?
Запись.12 июня 1812г.- начало Отечественной войны с Наполеоном.
Работа по учебнику :с.25 прочитать , выявить причины войны для воюющих сторон , определить численное соотношение армий .
-Назовите причины отстранения Барклая де Толли ?
Сообщение уч-ся о М. Кутузове (слайд с портретом ).
Запись:8 августа М. Кутузов был назначен главнокомандующим рус .армии.
-Какую тактику ведения сопротивления занял Кутузов?
Чтение и анализ стихотворения М. Лермонтова «Бородино»
Мы долго молча отступали
Досадно было , боя ждали ,
Ворчали старики :
« Что ж мы ? На зимние квартиры ?
Не смеют , что ли , командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки
-Какие строчки передают настроение народа ?
-Чего ждала рус. Армия?
В городах шло формирование народного ополчения .
Что такое ополчение? - работа с понятием.(армия на добровольных началах.)
Бородинское сражение.
Работа с картой -схемой и чтение соответствующих описаний в учебнике.
Работа с понятием :
Флеши- полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла .
Редут- сомкнутое прямоугольное , многоугольное укрепление , подготовленное для круговой обороны .
Батарея- артиллерийское подразделение их нескольких орудий .
Кавалерия - конное войско.
Чтение и анализ стихотворения «Бородино «
Вам не видать таких сражений
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат , картечь визжала , Рука бойца колоть устала, И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый , Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди ;
Смешались в кучу кон6и, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
-Каков был итог боя ?
-Какие строчки свидетельствуют о продолжительности боя?
-Какие орудия были использованы в Бородинском сражении ?Прочитайте.
Чтение документа .№3 о сражении на поле Бородино.
-Приведите примеры героизма рус. народа.
Работа с учебником :
-выясните соотношение сил и их потери в Бородинском сражении.
Наполеон: » Французы были достойны быть победителями, а русские были достойны быть непобежденными «
Работа по картине Слайд. Звучит увертюра 1812г П. И. Чайковского .
Читается стихотворение Лермонтова «Бородино».
Совет в Филях. Пожар Москвы.
Картина М.Платова « Совет в Филях» Слайд.
Работа с учебником.
-Какова цель военного совета ((принять решение , оставить Москву или дать еще одно сражение под Москвой ).
Кутузов:
« Пока цела армия , есть надежд с честью кончить войну .С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна .»
2 сентября рус. армия оставляет Москву . Следом за ней город покинуло все население .Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам .Бесчинства закончились пожаром в городе .Московский пожар и мародерство истребили те запасы продовольствия , которые находились в городе.
Известно , что Наполеон трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире . Но все его письма остались без ответа .
Александр 1:
« Я скорее одену крестьянское платье и буду есть сырой картофель , чем соглашусь на мир .»
Чтение стихотворения из поэмы «Евгений Онегин.»
Нет , не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник , не приемный дар ,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
-Почему Наполеон настойчиво предлагал мир ?
_Объясните позицию рус.царя .Ответ аргументируйте.
Отступление и гибель «Великой армии!.
Инсценировка сцены В.Кожиной .
Доклады уч-ся о героях партизанах Д.Давыдове, Фигнере.
Работа по карте . Отметьте на карте Тарутино , Малоярославец , Тарутинский маневр .Напишите в тетради даты сражений .
-Объясните по какой дороге Наполеон планировал отступление своей армии .
-Удалось ли ему осуществить свой замысел?
Чтение и анализ абзаца - Тарутинский маневр.
Инсценировка Документа №1.с.46-48.
Подведение итогов :
Кутузову удалось после оставления Москвы добиться главного
1.Дождаться подкрепления рус.армии.
2.Заставить французов отступать по уже разоренной смоленской дороге.
После Березины отступление армии Наполеона превратилось в бегство. Император фактически бросает свою армию , и 6 декабря он уже был в Париже.
«Отогрелся в Москве , замерз на Березине.»
6 января 1813г.- Александр 1 подписал манифест об окончании Отечественной войны.
Д/З параграф №4, письменно ответить на вопрос :
«Каково было значение Отечественной войны ?»
Найти пословицы и поговорки о войне 1812г.