Открытый урок. Накануне отмены крепостного права

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории: Авдеева Лариса Викторовна.

Урок истории в 8 классе «Накануне отмены крепостного права».

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

-выяснить причины отмены крепостного права, рассмотреть процесс подготовки реформы;

-развивать навыки анализа документов, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.

План урока:

I.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

III.Закрепление нового материала.

II.Изучение нового материала.

Император Александр II (1855-1881 гг.) вошел в историю как царь-освободитель. Именно он отменил крепостное право в России.

-Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные (барщину, оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственником барина.)

-Как относился к крепостному праву Николай I? (Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.)

-Почему же император Александр II не побоялся нарушить общественное спокойствие и отменил крепостное право? Сейчас мы с вами проведем мини- судебное разбирательство «Нужно ли было отменять крепостное право»? В ходе этого процесса мы выявим причины отмены крепостного права.

Секретарь. Господа, встать, суд идет!(входят судьи.)
Судья. Начинается слушание дела по поводу отмены крепостного права. Главный обвиняемый - крепостное право. Слово предоставляется господину прокурору.
Прокурор. Господа, я прошу внимательно меня выслушать. Крепостное право - это самое позорное явление в такой великой стране, как Россия. Крепостных людей превратили в рабов. Их жизнь находится в руках помещиков. Они могут их сечь розгами и палками, заключать в смирительные и работные дома, отдавать в исправительные и арестантские роты гражданского ведомства (сроком до 6 месяцев), ссылать в Сибирь.
Крепостной не имеет право жаловаться на господина. За это ему грозит 50 ударов розгами. Помещики были твердо убеждены, что крепостные - рабы
и обращаться с ними надо как со скотом, лишены крестьяне и земли, та земля, которую они веками обрабатывали, принадлежит дворянам. Разве это не позор? Русский крестьянин - основа народа, творец материальных ценностей, защитник отечества, превращен в предмет купли-продажи, его могут продать. Обменять на собаку. Люди, опомнитесь, подумайте о своей стране. Смыть этот позор может только отмена крепостного права. Я требую, господа судьи, и настаиваю на этом твердо - отменить крепостное право.
Секретарь. Спасибо, господин прокурор. Слово предоставляется свидетелям. Первый свидетель, проходящий по делу суда, - крепостной крестьянин Московской губернии.
Крепостной крестьянин. Господа, пощадите, нет сил больше так жить. Чтобы не умереть с голоду и прокормить семью, приходится работать 7 суток в неделю. Шесть дней на барина. Воскресенье и ночи наши. Будет лениться наш брат, с голоду умрет. Страшно за детей, их ждет такая же доля.
Судья. К нам прибыли крепостные работники - люди с Уральских заводов Демидова.
Уральский крепостной крестьянин. Господа дорогие, не легче и наша жизнь крепостных работников. Согнали нас сюда, как скот, работаем без продыху, пыль угольную глотаем. И сколько ни работай - денег не увидишь, потому как высчитывают и за подушные, и штрафы, и надсмотрщику дай, и уставщику поднеси, и шестому десятнику тоже. Самый расторопный за год зарабатывает десять рубликов - хуже скота. На содержание заводской лошади Демидов отпускает 12 целковых и 21 копеечку. Так лошадь хоть какой-то роздых имеет, а работник с темна до темна в каторге.
Уральский крепостной крестьянин. А как зверствуют уставщики и надсмотрщики - сущие враги. Есть у нас один такой - Игнатий Раздавленный. Был мужичишка на вид неприглядный -рыжий, плюгавенький - а зла неимоверного, прямо-таки собачьего, зверствует над людьми сильными и пригожими, вгоняя их в чахотку и в ничтожество. Был у нас Иван Гаряев - смелый, справедливый, не лебезил никогда перед уставщиками. Так возненавидел его, поставил на самую трудную работу - выжег угля. К концу года от певуна и затейника Ивана Гаряева остались кожа да кости. А когда начался выжиг, ползал Иван в газу да в дыму - совсем на человека перестал походить, умом тронулся. Но не уберегли мы его. Заставил его Игнатий влезть на кучу угля, где был вход в печь. Видели, как странно улыбнулся он улыбкой помешанного. Пошел Иван на кучу, поднялся на верх и сделался кровавым, когда провалился дерн, взметнулся огонь, поглотив его. Лишь страшный крик, от которого поднялись на головах мужиков шапки, мгновение висел в воздухе, но мужики не выдержали, кинулись на Игнатия и бросили его в огонь. Страшный грех совершили мужики, но как же быть, ведь никто не хочет заступиться за крепостного мужика. Господа судьи, хоть вы нас пожалейте.
Крепостные Салтычихи. Мы тайно сюда пробрались, чтобы наша хозяйка не знала - помещица Салтычиха. Защитите господа нас.

Судья. Право выступить предоставляется крестьянам, приехавшим к нам с Севера.

Крестьянин с Севера. Люди говорят, что легко живется, что на Кольском полуострове нет помещиков-крепостников, но это не так. Везде они есть, душегубы, так же дерут с нас оброк, а нам почти ничего не оставляют. Худо везде живется мужику.
Секретарь. Слово просят наши господа-интеллигенты.
Писатель. Господа! Страшное явление такое, как крепостное право, оплело всех, не обошло оно стороной и людей искусства, ученых и поэтов. Сколько их живет в крепостной неволе! Взять хотя бы Тараса Шевченко. Великий писатель-поэт родился в крепостной семье. Может, никогда бы мы и не читали его произведений, если бы ему не помогли друзья. А сколько таких талантов живут хуже собак. Пора положить конец этому безобразию, господа.
Адвокат. Я всех вас внимательно выслушал, господа, и понял, что многие выступающие думают только о своей личной выгоде и не думают о России. Вы подумайте, что будет с матушкой Россией, если мы отменим крепостное право. Полный развал произойдет, мужик и так лодырь, а если его не заставлять работать, он совсем разленится и не будет работать, то погибнет Россия. Мужика надо держать всегда под контролем, иначе дела не будет. Господа, неужели вам хочется Разиных и Пугачевых? Подумайте об этом. России нужен порядок, и только крепостное право сможет его обеспечить.

Помещик. Господа, я прошу опомниться. Вы кого критикуете? Нас, помещиков, тех, кто помогает всегда мужику не умереть от голоду, тех, кто дает им работу, обижаете господа. Прямо злодеев из нас делаете. Но мужик тоже хорош, чуть распустишь его, он сразу начинает озорничать: жечь, избивать. Так все хозяйства развалятся, нельзя отменять крепостное право.
Офицер. Я офицер, господа, истинный дворянин. Подумайте об армии, господа. Ну, отмените вы крепостное право. Неужели вы думаете, найдутся мужики, которые по собственному желанию пойдут служить в армию? Все кричат, что в армии с солдатами жестоко обращаются. Не жестоко, а строго. Но так и должно быть, ведь мы воспитываем солдат, а не барышень. А крепостное право поможет нам наладить порядок. Я против отмены крепостного права.
Судья. Спасибо. Господа присяжные заседатели! Судебные прения окончены, и вам предстоит произнести ваш приговор.

Секретарь. Прошу всех встать, суд удаляется на совещание.
Приговор выносят учащиеся, разбившись на группы и поработав с документами.

Класс разбивается на 4 группы, в ходе выступлений делаются записи в тетрадях.

1-я группа выделяет предпосылки отмены крепостного права. (п. 19 «Накануне отмены крепостного права» 1-ый пункт.

1)идея безнравственности крепостного права стала составной частью мировоззрения читающего общества еще в XVIII в. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

2)невозможность применения крепостного труда в промышленном производстве (некоторые предприниматели в текстильной промышленности воспользовались законом 1840 г., разрешавшим давать свободу крестьянам, прикрепленным к фабрикам).

3)вопрос отмены крепостного права новым не являлся. Облегчить жизнь крепостного крестьянина правительство пыталось и ранее. (Начало положил император Павел I указом 1797 г. о трехдневной барщине. Затем, в 1803 г., последовал указ Александра I о «вольных хлебопашцах». Россия имела опыт отмены крепостного права в трех прибалтийских губерниях и введения в западных губерниях инвентарных правил.

4)эти законы утверждали в обществе мысль, «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным».

2-я группа определяет экономические причины отмены крепостного права, работая с документами: 1)Данные статистики. По некоторым подсчетам в 1850-х гг. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном - на 16%, в Западном -на 22% и в Юго-Западном - на 30%. К 1859 году 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более, чем на 425 млн рублей серебром. (Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история России. М., 1987. С.77)

2)Материалы, извлеченные из архива министерства внутренних дел (1840-1850 гг.) Особое возмущение крестьян вызвал установленный в имениях единовременный сбор на рекрут. Крестьяне говорят, что дошли почти до совершенного разорения, терпят нужду в продовольствии и, занимаясь барщиною в хорошее время года, свои работы оставляют несделанными и тем лишаются на будущее время исправно платить оброк и подати. При малейшем же ропоте на это управляющий наказывает их жестоко. (Хрестоматия по истории СССР, XIX век. Сост. П. П. Епифанов, О. П.

3)Из статьи помещика А. И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847 г. «…Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь можно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,- ему не дело делать, а день убить. …»

Вопросы к источникам.

1.Охарактеризуйте изменения, происходившие в сельскохозяйственном производстве в 1840-1850-х гг.

2.Какие факторы препятствовали развитию сельского хозяйства в России?

3.Каким образом положение в сельском хозяйстве в указанные годы влияло на развитие промышленности в России?

4.Каким было отношение крестьян к барщине и почему?

Возможные варианты ответов.

1.В 1840-1850-е гг. сельское хозяйство деградировало: снизилась урожайность крестьянских хозяйств, падала доходность помещичьих имений.

2.Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, сковывало хозяйственную инициативу крестьян и помещиков. Существование крепостного права позволяло помещикам пытаться увеличить доходность своих хозяйств не за счет внедрения современной техники, применения передовых агрономических методов, но за счет усиления эксплуатации крестьян. Крепостная зависимость была причиной нищеты крестьян. Крепостные крестьяне не имели средств для улучшения обработки земли, для покупки усовершенствованной сельскохозяйственной техники. Отсюда низкая урожайность крестьянских хозяйств. Существование крепостного права тормозило развитие капитализма в сельском хозяйстве.

3.Крепостное право являлось фактором, замедлявшим развитие промышленности в России. Крепостные крестьяне мало покупали промышленных товаров, что не способствовало развитию внутреннего рынка. В 1830-1840-х гг. в России начался промышленный переворот, однако сохранение крепостной зависимости крестьян препятствовало оттоку населения из деревни в город.

4.Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.

3-я группа выделяет социальные причины, работая с учебником п.19 «Накануне отмены крепостного права», и с документами.

1.Из отчета департамента полиции за 1858 г. Еще до обнародования в минувшем году … высочайших рескриптов на имя начальников губерний об улучшении быта помещичьих крестьян в народе были распространены о сем слухи, которые и вызвали со стороны крепостных людей различные толки, выражавшие ожидание предстоящей им свободы. Ожидание это сильно выразилось в 1856 г., причем крестьяне целыми иногда селениями… отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и преполагая, что с тем вместе получат они свободу.

…Всех случаев неповиновения помещичьих крестьян… было в 1858 г. более 170… если принять среднее число случаев неповиновения помещичьих крестьян с 1848 по 1857 г. около 30 в год, то окажется, что в минувшем году число это увеличилось почти в 6 раз.

…Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 4 - нанесения побоев управляющим имениями, 1- нанесения ран. (Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. М., 1980. С.6-7.)

2)Мнение историка. Если соотнести число крестьян, участвовавших в волнениях, с общим количеством крестьянского населения в России,то по подсчетам некоторых историков оказывается, что в 1858 году принимал участие в волнениях лишь один крестьянин из 4 тысяч. (Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. М., 1986. С. 163.)

3)Материалы, извлеченные из архива министерства внутренних дел (1840-1850 гг.) Особое возмущение крестьян вызвал установленный в имениях единовременный сбор на рекрут. Крестьяне говорят, что дошли почти до совершенного разорения, терпят нужду в продовольствии и, занимаясь барщиною в хорошее время года, свои работы оставляют несделанными и тем лишаются на будущее время исправно платить оброк и подати. При малейшем же ропоте на это управляющий наказывает их жестоко. (Хрестоматия по истории СССР, XIX век. Сост. П. П. Епифанов, О. П.

Вопросы к источникам.

1.Объясните причины роста крестьянских волнений в 1856 г.

2.Каковы были формы крестьянских выступлений во второй половине 1850-х гг?

3.Охарактеризуйте масштабы крестьянских выступлений к 1858 г.

4.Каким образом крестьянское движение второй половины 1850-х гг. могло повлиять на политику правительства в крестьянском вопросе?

Возможные ответы.

1.Причинами роста крестьянских волнений в 1858 г. были: усиление крепостнической зависимости; слухи о грядущей отмене крепостного права, особенно после опубликованных в 1857 г. «высочайших» рескриптов.

2.Крестьянские выступления были неорганизованными. Имели место расправы с помещиками, управляющими, отказы от барщины, попытки вступить в ополчение во время Крымской войны 1853-1856 гг.

3.К 1858 г. выросли масштабы крестьянских волнений, однако в выступлениях участвовало меньшинство крестьян.

4.Рост численности выступлений крепостных крестьян во второй половине 1850-х гг. был одной из причин, заставивших Александра II решиться на проведение реформ.

4-я группа называет политические причины проведения реформы, работая с учебником п.19 и с документами.

Документ 1. «Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажать: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… У наших врагов дело другое: они с особенной легкостью владеют своим оружием,…» Участник Крымской кампании П. В. Алабин .(А. Г. Важенин. Конспекты уроков для учителя истории. М., 2003 г.)

Документ 2.»…На русской земле, в Крыму, войска французские, английские и пиэмонтские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи и, даже без одежды,…» П. В. Долгоруков. .(А. Г. Важенин. Конспекты уроков для учителя истории. М., 2003 г.)

Вариант ответа. Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право. Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

Учитывая, что большинство помещиков освобождать крестьян не желали, Александру II нужно было проявить характер в подготовке реформы. Какой личность был Александр II?

Учащиеся подготовили сообщение в форме презентации.

Не решаясь брать на себя всю ответственность подготовки реформы отмены крепостного права, правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы.

Далее объяснение учителя по схеме:


5.03.1861


19.02.1861


1860


1859


1858


1857


1856


1855 г






В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.

Рескрипт - письмо монарха к подданному.

В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Учитель объясняет ход подготовки реформы. Или учащиеся работают с учебником.

Беседа с учащимися:

-Обсуждение каких вопросов при подготовке реформы отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)

Таким образом можно выделить два ключевых слова - проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.

-Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (Ответы учащихся)

-Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (Ответы учащихся).

-Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Ответы учащихся)

Запись на доске и в тетрадях:

Проекты освобождения крестьян:

а)в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с землей очень маленьким наделом за большой выкуп);

б)в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).

Робота с документом: учитель читает отрывок из письма председателя Редакционной комиссии Я. И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащиеся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим и сделать записи (см. выше).

Ш.Закрепление нового материала.

Фронтальная работа с классом в рабочих тетрадях. ЧастьII История России XIX век., стр.3-4.

Домашнее задание: П.19 вопр.1,4,П. 20 вопр.1.



.

© 2010-2022