Технологическая урока Религия древних египтян

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Древнего мира

«Религия древних египтян»

Учитель Алферук Маргарита Андреевна,

ГБОУ школа № 621 Санкт-Петербурга

Педагогические
цели

Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений / урок-путешествие

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников

Личностные
результаты

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Основное содержание темы, понятия и термины

Религиозные верования египтян. Общеегипетские боги: Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса. Атрибуты богов - священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы - хранители мудрости и научных знаний. Фараон-реформатор Эхнатон. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия

Образовательные ресурсы

Учебник История Древнего мира А.А.Вигасин. Рабочая тетрадь № 1. Электронное приложение к учебнику. Мультипликационный фильм «Уроки тетушки Совы. Искусство Древнего Египта».

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Наблюдение

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Осуществляет проверку домашнего задания. Тест по теме «Военные походы фараонов» Приложение 1. Организует взаимопроверку, объясняет критерии оценивания

Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку

Познавательные: воспроизводят информацию

Регулятивные: проводят взаимопроверку

Тест

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Сегодня мы отправимся в Древний Египет, в гости к египетским богам. Показ учебного мультфильма «Уроки тетушки Совы «Искусство Древнего Египта»

Просмотр мульфильма

Коммуникативные: обсуждают увиденное

Познавательные: осуществляют анализ,

Регулятивные: формулируют проблему, планируют деятельность

Беседа

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Боги и жрецы

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа

Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе.

- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятие жречества как особого сословия
в древневосточном обществе. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

Динамическая пауза

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Организует электронное сопровождение физической минутки, включение музыкальной паузы.

Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем «фонарики»

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб

Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место

Но пантеон древнегреческих богов на этом не заканчивается……

Снятие напряжения, повторяют за организатором.

Регулятивные:

Принимают задачу, проявляют открытость своих действий в формировании ЗОЖ.

Общеегипетские боги

Индивидуальная, фронтальная.
Словесный, наглядный, творческий. Сообщение, работа с рисунками

Предлагает познакомиться с египетскими богами. Организует выступления учащихся с сообщениями по опережающему заданию. По итогам выступлений заполнение таблицы «Отражение в религии природы, занятий, неравенства»

Рассказывают
о египетских бо-гах, показывают
их изображения
на рисунках

Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Познавательные: составление таблицы

Сообщения, рисунки, составление таблицы

Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Организует чтение мифа об Осирисе с ошибками. Приложение 2.

Анализируют миф. Учащиеся изучают новый материал - учебник стр. 53 - 54, пункт 3 Миф об Осирисе и Исиде после чего возвращаются к тесту и исправляют ошибки.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения

Беседа

Фараон-реформатор Эхнатон

Фронтальная. Словесный. Работа с документом, беседа

Предлагает прочитать документ «Фараон Эхнатон и царица Нефертити».

- Объясните, почему Эхнатона называют реформатором

Находят в документе подтверждение реформаторской деятельности Эхнатона

Познавательные: осуществляют анализ документа.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Работа с документом, беседа по вопросам

Обожествление фараона

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа

- Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
О чем свидетельствуют эти факты?

- Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью?

Предлагает прочитать п. 5 § 10 и ответить на данный вопрос

Объясняют причины обожествления фараона

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану; в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста учебника; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний
и способов действий.

Причины обожествления сил природы. Роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

- Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?

- Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные, например: бык, корова, кролик, крокодил и другие. Было ли это связано с религией?

- В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?

Раскрывают причины обожествления сил природы
в египетской религии, роль религии
в древнеегипетском обществе. Характеризуют понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальная, словесный. Беседа.

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности. Закончите предложение: Что, если…

Заканчивают предложение

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; выдвигают свои гипотезы развития событий.

Беседа

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

1) уровень 1 - Прочитать текст параграфа и подготовить пересказ прочитанного.

2) уровень 2 - Прочитать текст параграфа и ответить на 1-4 вопросы на стр. 56.

3) уровень 3 - Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, делают выбор

Задания

по выбору

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Тест по теме «Военные походы фараонов».

1.Как называлась должность правителя Древнего Египта?

А) царь; в) фараон;

Б) император; г) князь;

2. Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?

А) из железа; в) из меди;

Б) из бронзы; г) из стали;

3.Какая из окружающих Египет стран славилась своими золотыми рудниками?

А) Нубия; в) Палестина;

Б) Ливия; г) Сирия;

4. При каком фараоне были совершены самые крупные завоевательные походы?

А) Тутанхамоне; в) Рамзесе;

Б) Тутмосе; г) Эхнатоне;

5. Служба в каком роде войск египетской армии считалась наиболее почётной?

А) в пехоте; в) на боевых колесницах;

Б) в охране фараона; г) на кораблях.

Задание 2.Составьте и запишите предложения со следующим набором слов: Нил, Северо - Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.

Приложение 2

У богини Нут и бога Геба родились близнецы Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис был первым царём Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг.

Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Но злой Сет спрятал тело Осириса. Долго искала Исида останки Осириса. Из них она извлекала жизненную силу и у неё родился сын Тот. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но Осирис не остался на земле. Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых. Каждый умерший представал перед грозным оком Осириса.

На одну чашу весов клали сердце, на другую - фигурку бога - карлика Беса. Если чаша с сердцем опускалась вниз, значит, человек вёл себя хорошо в земной жизни. Осирис приказывал его на полях блаженства. Если чаша оставалась на месте, значит человек при жизни сделал много плохого. В наказание Осирис приказывал отдать его чудовищу с телом льва и пастью крокодила.


© 2010-2022