- Преподавателю
- История
- Конспект урока для 7 класса по теме: Предпосылки петровских преобразований
Конспект урока для 7 класса по теме: Предпосылки петровских преобразований
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вельмискина А.В. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока в 7 классе по теме:
Россия на рубеже 17-18 веков.
Предпосылки Петровских преобразований.7 класс
Цель урока: Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков.
Задачи урока: 1) Выяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран на рубеже 17-18 веков;
2) Рассмотреть предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени;
3) Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Тип урока: Формирование новых знаний с использованием опережающего задания- изучение новой темы.
Оборудование: Историческая карта « Россия в первой четверти XVII века», ИКТ ресурсы, учебная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, постановка проблемы. Сегодня на уроке нам предстоит выступить в роли исследователей. Предметом исследования станет изучение внутреннего и международного положения России на рубеже 17-18 веков. Объектом -
Рассмотрение предпосылок в России на рубеже веков приведших в дальнейшем к петровским реформам. Проблема: В чем состояли основные причины социально-экономического отставания России от европейских стран на рубеже 17-18 веков. Что необходимо было сделать для ее дальнейшего успешного развития ? ( Проблема записывается на доске.)
Работа с картой. Ребята покажите на карте границы Российского государства? С какими государствами Россия имела общие границы? Какими морями омывалась? Какие выводы можно сделать на основе изучения геополитического положения России. Ответ учащихся: Наша страна имела большую территорию. Она занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. У России на рубеже 17-18 веков не было выхода к Черному, Азовскому морям на юге. На северо-западе - к Балтийскому морю. Со странами Западной Европы можно было торговать только через порт расположенный в г. Архангельск. Однако путь проходил через моря Северного Ледовитого океана, которые в зимний период замерзали. Таким образом, этот путь на полгода был недоступен. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
Ребята, а были в истории нашей страны еще попытки получить выход к Балтийскому морю? Кем они были предприняты, в ходе какого события, каковы итоги. ( Иван Грозный, Ливонская война 1558-1583гг., война проиграна , выход к Балтийскому морю не получили. )
Итак, одну проблему мы выяснили - отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге страны. Какие еще вы можете назвать проблемы, которые, по вашему мнению, препятствовали развитию России.
Наличие феодально-крепостнической системы;
Слабое развитие мануфактурного производства;
Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов;
Многие необходимые товары привозились, из-за границы.
Отсутствие регулярной армии;
Нужна реформа устаревшей системы управления страной.
Необходимость переустройства армии
Необходимость замены системы налогов
Необходимость развития образования
Отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге страны
Слабое развитие международной торговли
Как видим, проблем было много, и все их необходимо было решить. Но как это сделать?
Вот что предлагали сделать передовые представители того времени.
(Опережающие задание. Учащиеся озвучивают подготовленную информацию о деятельности Симеона Полоцкого, А. Ордин-Нащокина, В. Голицына, Ю. Крижанича. Основные положения предлагаемых преобразований заносим в таблицу.)
реформатор
планы
результаты реформ
А. Л. Ордин - Нащокин
- союз с Речью Посполитой против Турции
-создание постоянной армии
-введение выборного самоуправления в городах,
-защита интересов русских купцов и ремесленников
-введение почтовой связи
-1667 г . - Новоторговый устав - защита купцов и ремесленников
В.В. Голицын
-отмена крепостного права
-введение подушной подати
-распространение образования
-отправка русских людей на учёбу за границу
-создание наёмной армии
-открытие Славяно - греко - латинской академии (1687 г.)
Симеон Полоцкий
-Объединить русского, украинского и белорусского народов в рамках Российского государства
-Ученики проводили попытки реформ по западному образцу
Ю. Крижанич
-Введение в России европейской системы образования
-Просвещение населения страны
-Реформирование самодержавной власти, с сохранением «силы государства»
Ребята, как вы считаете, какие из предлагаемых преобразований были наиболее необходимы на данный период, и почему. В чем было сходство в идеях реформаторов.
Ответы учащихся.
Итак, перейдем к вопросу предпосылок реформ. Рассмотрим внутренние предпосылки. Некоторые шаги по изменению российской действительности были предприняты еще в царствование Федора Алексеевича. Перечислите реформы Федора Алексеевича.
Ответы учащихся.
-Отмена местничества - 1682 год
-Увеличение числа полков «нового строя» - регулярной армии
-Усиление власти воевод на местах
-Упразднение приказов дублирующих деятельность друг друга.
На что были направлены проводимые реформы? Ответы учащихся: На укрепление государственной власти. Итак, назовем предпосылки будущих преобразований.
-- Реформы Федора Алексеевича.
-- Идеи передовых людей того времени..
Внешние предпосылки:
--Необходимость получения выхода в Балтийское и Черное моря.
-- Западное влияние
«Немецкая слобода» - приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных;Войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией - усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, быт и традиции населения России. Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова (смутное время). Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польше. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
Итак, мы выяснили проблемы, которые стояли перед Россией в начале XVII века, а также предпосылки будущих реформ. А теперь закрепим изученное на уроке , выполним небольшой тест.
Тест по теме «Предпосылки петровских преобразований .
1.Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.
3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.
Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости. 4.Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
А) А. Ордин-Нащокин 1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
Б) В. Голицын 2) создание единого славянского государства
В) Ю. Крижанич 3) введение рекрутской повинности в России.
5. Вставте вместо пропусков подходящие по смыслу слово.
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
6. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
7. Симеон Полоцкий повлиял на правление
а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
А) да; б) нет.
Ответы к тесту
Б
А.
Г В Д А Б
А3, Б1, В2
Предпосылки
А
В
А
На «5» - 7-8 правильных ответов
На «4» - 5-6 правильных ответов
На «3» - 4 правильных ответа
Выводы по уроку
К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.
Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.
На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.
Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.
Домашнее задание.
Параграф № 12, разобрать вопросы устно. Задания в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 12. Подготовить реферат по теме : « Петр Великий »