- Преподавателю
- История
- Внеклассное мероприятие по истории Знатоки истории
Внеклассное мероприятие по истории Знатоки истории
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семенычева Л.Н. |
Дата | 18.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исторический турнир «Знатоки истории»
Цели и задачи турнира:
1. Закрепить знания по истории России конца 16 начала 17 века, периода смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов.
-
Развитие умения оперировать историческими знаниями, и применять их в нестандартных ситуациях, развитие логического мышления и речи учащихся.
-
Развитие интеллектуальных возможностей школьников через элементы игры.
4. Воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Сегодня на нашем ежегодном турнире мы откроем книгу «История» на главе «Русь в конце 16 - начале 17 вв. Это время вошло в историю как Смутное. В 2013 году вся Россия будет отмечать 400-летие династии Романовых, а значит окончание Смутного времени. За этот период на Руси произошло огромное количество событий всем известных и мало известных; трагических и радостных, вызывающих чувство гордости и горечи.
Люди изучают историю не из простого любопытства, они пытаются разобраться в прошлом, чтобы понять настоящее и хоть немножко заглянуть в будущее.
Великий Цицерон говорил, «История свидетельница веков, факел истины, наставница жизни»
Я прошу вас поиграть сегодня от души, со спортивным азартом. Сражение сейчас начнется непростое:
Стремясь завоевать победу,
Вы копья будете ломать
Лишь в интеллектуальном поединке,
Вести который буду я - Семенычева Л.Н..
Роль зрителей - смотреть и слушать со вниманьем.
А чтоб турнир не превратился в драку,
А рыцари - в разбойников с большой дороги,
У нас есть строгий суд в составе........,
который может
В мгновенье ока первенство отнять
И передать достойному. Ну что же,
Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,
И пусть сегодня победит сильнейший.
Итак, мы начинаем первый конкурс.
1 конкурс: Разминка (5-7 минут)
1. Назовите хронологические рамки смутного времени.
2.Что такое смута?
3.Кто занял русский трон после смерти Федора Иоановича и в каких родственных связях он состоял с царем?
4. Почему народ не принял Бориса Годунова как законного царя?
5.Кто такие самозванцы и почему они появляются в России?
2 конкурс «Домашнее задание». (20 минут)
Как гласит русская пословица "Где родился, там и пригодился». Конкурс презентаций «Край мой Бутурлинский»
3 конкурс «Приглашение на турнир»(5 минут)
Командам дается задание составить приглашение на турнир.
Например:
Чтобы в историческом турнире победить
Очень умным и любезным надо быть!
За щитами не скрываться!
Шпаги острой не бояться!
Приходите на турнир!
4 конкурс «По следам минувших лет»
Команды выполняют тест (5 минут)
1. В Смутное время на Руси правили
1) Василий Шуйский
2) Иван 3
3)Иван 4
4) Михаил Романов
2. Русский трон в 1605 году занял
1) Лжедмитрий1
2) Лжедмитрий 2
3) Минин и князь Пожарсий
4) Борис Годунов
3. Второе ополчение возглавил(и)
1) Василий Шуйский
2) Минин и Пожарский
3) Ляпунов
4)Иван Сусанин
4. Задачей Земского собора в 1513 году было
1) создание Судебника
2) избрание царя
3)присоединение Украины
4)созыв ополчения
5. Крестьянское восстание в Смутное время возглавил
1) С. Разин
2) Е. Пугачев
3) И. Болотников
6. Династию Романовых возглавил царь
1) Николай
2) Александр
3)Михаил
4) Павел
7. В Смутное время Тушинским вором называли
1) Владислава, которому присягнули москвичи
2) Сигизмунда, претендента на престол
3)Ивана, сына Марины Мнишек и Ивана Заруцкого
4)Лжедмитрия 2, оспаривавшего престол у Василия Шуйского
8. Всесословное собрание, существовавшее на Руси в 16-17 веках называлось
1) Боярская Дума
2) Стоглавый собор
3)Земский собор
4) земщина
9. Правление на Руси в Смутное время называлось
1) земщина
2) семибоярщина
3) Лжедмитровщина
10. Династия Романовых начала править
1) в 1613 году
2) в 1550 году
5 конкурс: «Картографы». (2-3 минуты)
Указать путь второго ополчения
6 конкурс: «Искатели». (7-8 минут)
Командам дается задание разгадать исторический кроссворд
По вертикали:
1. Авантюрист, самозванец, действовавший в период Смутного времени.
2. Город, противостоявший польским захватчикам 20 месяцев.
3. Село, где обосновался второй самозванец.
4. Польский магнат, чья дочь стала женой первого и второго самозванцев.
5. Князь, участник первого и руководитель второго ополчений.
6. Московский патриарх, призвавший соотечественников к сопротивлению и погибший в заточении в Москве от голода.
7. Земский староста, торговый человек, руководитель 2-го ополчения.
8. Страна, бывший союзник России, осуществлявшая интервенцию.
9. Боярин, заговорщик, царь, впервые присягнувший своим поданным.
По горизонтали:
10. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого.
7 конкурс: «Узнай историческую личность» (4-5 минут)
Указаны цитаты. Надо определить, кому они принадлежат или о ком они сказаны.
-
«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Богато одарённый, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы. Он совершенно изменил порядок жизни старых московских государей.»
-
По словам А. С. Пушкина: «…вчерашний раб, татарин». Вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моём царстве нищ и беден»
-
При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: "- Умираю за веру и правду!".
-
"Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! ".
-
Был холопом князя Телятевского. Сбежав в степь к казакам, он был захвачен в плен татарами и продан в рабство на галеры в Турцию. Освобождённый из неволи немцами, оказался в Венеции в Италии.
8 конкурс: «Галерия исторических портретов» (2-3 минуты)
-
Лжедмитрий 2
-
Дмитрий Пожарский
-
Патриарх Гермоген
-
Василий Шуйский
-
Козьма Минин
Рефлексия (1-2 минуты)
-
Мне понравилось потому, что
-
Мне не понравилось потому, что
Ведущий: Вот и закончился наш турнир. И хочется закончить наш турнир словами
Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
Вручение дипломов, памятных подарков.
Дополнительные вопросы.
1. Почему Лжедмитрий 1 был свергнут с престола и когда это произошло?
2. Почему царя Василия Шуйского называли в народе полуцарем?
3. Кем и с какой целью были приглашены шведы на русскую землю. За что шведам были отданы города : Ивангород, Ям, Орешек, Корелу, Копорье.
4. В чем заключался тайный договор бояр и польского короля Сигизмунда?
5. Когда москвичи «целовали крест» царевичу Владиславу и на каких условиях?
Литература.
-
Внеклассная работа по истории / Авт. - сост. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин.- Саратов: Лицей, 2003.
-
Н.И. Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы. Викторины. Олимпиады. Ростов-на- Дону «Феникс», 2006
-
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России, 6 класс. Издательство «Экзамен», М.: 2006
Ответы на исторический турнир «Знатоки истории».
1 конкурс: Разминка.
1. 1598 - 1613 г.г.
2. Умер последний законный царь из династии Рюриковичей - Федор Иоанович - 1598 г. .
3. Борис Годунов. Шурин царя ( брат жены Ирины царя Федора)
4. Бориса Годунова обвиняли в том, что он подослал убийц к царевичу Дмитрию и не был «законным царем».
5. Самозванцы - это люди, выдающие себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Появляются, потому что в народе жила такая легенда и тяжелое было время для народа, царь, которого не любили.
3 конкурс «Приглашение на турнир»
Например:
Чтобы в историческом турнире победить
Очень умным и любезным надо быть!
За щитами не скрываться!
Шпаги острой не бояться!
Приходите на турнир!
4 конкурс «По следам минувших лет»
1. 1
2. 1
3.2
4. 2
5. 1
6. 3
7. 4
8. 3
9. 2
10.1
5 конкурс: «Картографы»
Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Троице-Сергееву лавру и завершился в Москве.
6 конкурс: «Искатели»
-
Лжедмитрий
-
Смоленское
-
Тушино
-
Мнишек
-
Пожарский
-
Гермоген
-
Минин
-
Швеция
-
Шуйский
-
Интервенция
7 конкурс: «Узнай историческую личность»
-
Лжедмитрий 1.
-
Борис Годунов
-
Василий Шуский
-
К. Минин
-
И. Болотников
8 конкурс: «Галерия исторических портретов»
-
Лжедмитрий 2
-
Дмитрий Пожарский
-
Патриарх Гермоген
-
Василий Шуйский
-
Козьма Минин
Дополнительные вопросы
1. Лжедмитрий 1 был свергнут с престола, т.к. не выполнил свои обещания перед народом и русским дворянством; приблизил поляков, стал раздавать им русские земли. Вскоре после воцарения Лжедимитрия, им оказались недовольны, как поляки, так и москвичи. Поляки за то, что он и не думал исполнять обещания, данные польскому королю и папе римскому, а москвичи -- за то, что он вёл себя не так, как подобает русскому царю: в церковь не ходил, постов не соблюдал, кутил и пьянствовал. Правил он при помощи Басманова и нескольких поляков, без помощи знатной аристократии. Кроме этого, в Москву скоро приехала полька Марина Мнишек со своим отцом и Лжедимитрий на ней женился. На его свадьбу приехало много иностранцев, которых, за неимением гостиниц, разместили по частным домам. Вели они себя по отношению к москвичам плохо, москвичей же в день свадьбы даже не пустили во дворец. Это ещё больше настроило москвичей против самозванца.
2.Потому что он занял престол, пообещав править вместе с боярами.
3. Тушинский вор собрал большое войско, но царь Василий Шуйский тоже собрал большую рать во главе с талантливым русским полководцем, Михаилом Скопиным-Шуйским. Скопин заключил союз со Швецией и -- отдав шведам русские города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Корелу -- получил от шведов помощь. Соединённое русско-шведское войско пришло к Москве и прогнало Тушинского вора, который убежал в Калугу.
-
Ещё до свержения Шуйского поляки договорились с группой бояр о том, чтобы сын Сигизмунда, королевич Владислав, был бы выбран русским царём Земским Собором и боярской думой. Сигизмунд согласился и, как только Шуйский был свергнут, поляки потребовали воцарения Владислава.
-
Бояре составили договор, по которому Владислав должен был стать православным и править государством при помощи бояр, созывая Земский Собор в особо важных случаях. Московское государство оставалось бы полностью независимым от Польши и сохраняло бы прежний государственный строй. Гетман Жолкевский, командовавший польскими войсками, согласился на эти требования и дал присягу за Владислава, а москвичи -- целовали крест Владиславу в августе 1610 г. После этого поляки прогнали Тушинского вора, а сами -- по желанию правящих бояр -- заняли московские крепости, Кремль и Китай-город.
Положение
о проведении районного исторического турнира
«Знатоки истории»
Цели и задачи турнира:
1. Закрепить знания по истории России конца 16 начала 17 века, периода смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов.
-
Развитие умения оперировать историческими знаниями, и применять их в нестандартных ситуациях, развитие логического мышления и речи учащихся.
-
Развитие интеллектуальных возможностей школьников через элементы игры.
-
Воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа.
Сроки проведения турнира
Районный исторический турнир учащихся «Знатоки истории» состоится в МБОУ Базинской ООШ «СКЦ»
Участники турнира
Для участия в историческом турнире приглашаются учащиеся 6 - 8 классов (команда в составе 2 - 3 человек).
Условия проведения турнира
Каждая команда должна представить на турнир «визитную карточку»:
-
название команды, девиз
Домашнее задание
Презентация «Край мой Бутурлинский»
Участники турнира должны знать:
-
даты и термины, относящиеся к периоду Смутного времени;
-
цитаты;
-
исторических деятелей данного периода;
-
события данного периода;
-
карту
Участники турнира должны уметь:
-
давать ответы на поставленные вопросы;
-
работать с исторической картой;
-
оперировать историческими датами и терминами;
-
охарактеризовать наиболее яркие личности, их роль в истории.