Авторские разработки проблемных уроков по истории России XVII века

Данный материал представляет собой серию проблемных уроков по Истории России XVII века. Проблемное обучение является одной из самых интересных и трудоемких видов обучения. В данных разработках автор попытался создать целостный комплект уроков, в основе содержания которых решение учебных задач - большой задачи для всего курса и, - более мелких задач, которые являются ступенями решения общей задачи. Работа является авторской разработкой, за основу взяты принципы Давыдова и Занкова - предст...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЛАВА I. Россия в XVII веке

УРОК № 1

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

ВВОДНЫЙ УРОК

План вводной беседы

  • 1)Россия к началу XVII века.

  • 2)Кто был основателем династии московских государей? Кого из представителей вы помните?

  • 3)Как погиб царевич Дмитрий? Кого обвиняли в его гибели?

4) Постановка учебной задачи.

Учебная задача курса

Документ

Противоречие

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

«Если бы [он] умер в 1566 г., в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоевания Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы… Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников… Его пороки, его казни были бы ему прощены так же, как потомство простило Александру Македонскому его злодеяния».

Из сочинения историка Р.Ю Виппера.

Несмотря на жесткую внутреннюю политику Ивана IV, которая привела к экономическому упадку в стране и Смуте, Россия сумела выстоять и восстановиться.

Обеспечение учебной

деятельности:

1) программа

2) учебники и учебные пособия

1) Основные события первого этапа Смутного времени: Правление Бориса Годунова; Лжедмитрий I; Восстание Ивана Болотникова.

2) «История Отечества» Преображенский А.А М.2014, От автора, § 1.




ГЛАВА I. Россия в XVII веке

УРОК № 2

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

Борьба русского народа против

иноземных захватчиков.

Освобождение россии

Вводно-мотивационная

часть урока:

Документ

Исходное

противоречие

Учебная задача урока

«Возлюбленный во Христе сын наш! Мы получили известие, что 26-го будущего месяца назначен твоим величеством генеральный сейм всех чинов обширнейшего твоего Королевства Польши… Мы не сомневаемся, что в числе прочих рассуждений этого сейма главнейшим будет то, которое касается прославления Божия и распространения католической веры… И подлинно врожденная твоя ревность и необыкновенное благоразумие, каким ты одарен, служат нам в этом ручательством.

Да и сам ты во многих своих письмах извещал нас о хороших успехах твоего похода в Московию, высказывал величайшую ревность к распространению католической веры… Особенно же постарайся, чтобы… у москвитян исповедовалась та вера, которой учит святая римская церковь.»

Из письма папы римского Павла V польскому королю Сигизмунду III. 17 августа 1611 г.

Кто бы мог подумать, что несмотря на Смуту, войну с Польшей и коварные планы римского папы, Россия сумела выстоять и дать отпор иностранным захватчикам.

Почему Россия, несмотря на тяжелое внутреннее положение, не пала под натиском

интервентов?

План организации

учебной деятельности

1) В чем причины успехов и неудач Лжедмитрия II?

2) Кто его поддерживал, и кто боролся против него?

3) Как началась открытая интервенция Речи Посполитой и Швеции против России?

4) Какие слои общества в России выступали за восстановление государственности и порядка, а какие - за продолжение Смуты?

5) Почему члены Семибоярщины призывали на престол Владислава?

6) Насколько серьезной, на ваш взгляд, была угроза потери Россией независимости в начале

XVII века?

Контроль, коррекция

Подтверждение.

1.Причиной Смуты явилось недовольство простого населения политикой Бориса Годунова.

2.Оба Лжедмитрия выдавали себя за погибшего в Угличе сына Ивана Грозного Дмитрия.

3.В борьбе за власть в период Смуты принимали участие не только верхи, но и простые люди.

4.Михаил Романов стал первым царем, избранным Земским собором на царство.

Опровержение.

1.Швеция, превратившись из союзников в захватчиков, объединилась с поляками.

2.Причина Смуты в России состояла только в бездарности ее правителей.

3.Крепостные крестьяне участвовали в избрании Михаила Романова на царство.

Обеспечение учебной

деятельности:

1) программа

2) учебники и учебные пособия

1) Лжедмитрий II; Начало интервенции; Первое ополчение; На краю гибели; Создание второго ополчения; Осада Москвы; Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова; Уроки Смуты.

2) «История Отечества» Преображенский А.А М.2014 г., § 2-3

ГЛАВА I. Россия в XVII веке

УРОК № 3

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

экономическое развитие россии в xvii веке

Вводно-мотивационная

часть урока:

Документ

Исходное

противоречие

Учебная задача урока

«Се яз[это я] Максимко Иванов сын Горлов с женою Аксиньицею, с детьми Лазарком да с дочерью девкою Палашкою, взяли мы у государя своего стольника Петра Саввича Хитрово ссуды на семена и на еду, на лошади и на коровы и на дворовое строенье и на всякий крестьянский завод 10 рублей денег. А с тою ссудою жить нам за ним… где прикажет, во крестьянстве.

И живучи нам на него пашню пахать и сено косить и всякое изделье делать, подати и оброк платить и не сбегать… По осмотру тот Максимка ростом средний, волосом рус, глаза серы невелики, нос прям, ус и борода русы с белизною.»

Ссудная запись на поступление в крестьяне. Июнь 1677 г.

1.Какой основной документ действовал в России до середины XVII века? В каком году он был принят?

- Судебник Ивана Грозного 1550 г.

2. Для чего в документе указаны приметы крестьянина?

Почему несмотря на тяжелые последствия Смуты в России к концу XVII века наметился экономический рост?

План организации

учебной деятельности

1) Приведите конкретные примеры влияния событий Смуты на развитие экономики России.

2) Какие успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и промышленности?

3) Назовите новые явления в экономике России XVII века.

4) С помощью карты расскажите о складывании всероссийского рынка.

Контроль, коррекция

Подтверждение.

1.В XVII веке произошло становление мануфактурной промышленности.

2.Началась специализация мелкой промышленности по районам.

3.Начало складывания всероссийского рынка в веке.

4.Главным пунктом торговли со странами Европы оставался Архангельск.

Опровержение.

1.В XVII веке в России произошло становление крупного промышленного производства.

2.Техническое оснащение сельского хозяйства никак не изменилось.

Обеспечение учебной

деятельности:

1) программа

2) учебники и учебные пособия

1) Территория. Население; Сельское хозяйство; Мелкая промышленность; Мануфактура; Торговля. Начало формирования всероссийского рынка; Внешняя торговля.

2) «История Отечества» Преображенский А.А М.2014 г., § 4.

ГЛАВА I. Россия в XVII веке

УРОК № 4

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

внутренняя политика и народные

движения середины xvii века

Вводно-мотивационная

часть урока:

Документ

Исходное

противоречие

Учебная задача урока

«В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити…А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.»

Из указа Алексея Михайловича о принятии Соборного уложения 1649 г.

1.Подумайте, чему способствовало Соборное уложение?

- Определенной стабильности в обществе.

2. Вспомните, какой основной сборник законов действовал до принятия Соборного уложения.

- Русская правда.

Почему, несмотря на принятие Соборного уложения, в России продолжались бунты и восстания?

План организации

учебной деятельности

1) Используя карту, расскажите о городских восстаниях 1648-1650 гг.

2) Предположите, чем могли быть недовольны дворяне?

3) В чем причины и сущность раскола?

4) Почему царю Алексею Михайловичу удалось одержать верх в поединке с главой РПЦ патриархом Никоном? О чем это говорит?

Контроль, коррекция

+

1.Соляной бунт - результат неудачной налоговой реформы.

2.Церковная реформа привела к расколу в РПЦ.

3.Столкновение царя с патриархом продемонстрировало усиление самодержавной власти и ослабления политического влияния церкви.

Контроль, коррекция

-

1.Медный бунт был вызван повышением цен на изделия из меди.

2.Церковная реформа встретила поддержку у всего населения России.

Обеспечение учебной

деятельности:

1) программа

2) учебники и учебные пособия

1) Городские восстания; Соборное уложение 1649г.; Медный бунт 1662 г.; Начало церковного раскола; Царь и патриарх.

2) «История Отечества» Преображенский А.А М.2014 г., § 7.

ГЛАВА I. Россия в XVII веке

УРОК № 5

Почему Россия, несмотря на разрушительные последствия Смутного времени и войн, а также несмотря на народные бунты, восстанавливается экономически и в начале XVIII века становится Великой державой?

внутренняя политика и народные

движения второй половины xvii века

Вводно-мотивационная

часть урока:

Документ

Исходное

противоречие

Учебная задача урока

«От великого войска Донского и от Алексея Григорьевича в город Харьков полковнику Грицку и всем мещанам челобитье.

По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича… и по грамоте его вышли мы, великое войско Донское, великому государю, на службу, потому что у него… царевичев не стало, все от них, изменников - бояр. И мы, великое войско Донское, стали за дом Пресвятой Богородицы и за него, велигоко государя и за всю чернь.

И вам бы, атаманам-молодцам, Грицку полковнику со всеми городовыми людьми, с мещанами, стать с нами заедино…чтобы нам всем от изменников - бояр, вконец не погинуть.»

«Прелестная» грамота атамана восставших Алексея Григорьевича в город Харьков. 17 октября 1670 г.

В 1668 г. донские казаки выбрали своим атаманом мужественного и опытного воина Степана Тимофеевича Разина. Был задуман поход на Каспий. Молва об удачливом атамане разнеслась повсюду. Он обосновался на Дону. Его войско быстро увеличивалось. Несмотря на относительную стабильность в стране началось серьезное восстание.

Как царевна Софья стала правительницей России?

План организации

учебной деятельности

1) Какие крестьянские войны в других странах вы знаете?

2) Почему восстание началось именно на Дону?

3) Какие реформы были проведены в царствование Федора Алексеевича?

4) Как царевна Софья пришла к власти?

Контроль, коррекция

Подтверждение.

1.Закрепощение усилило бегство крестьян на окраины.

2.Реформа налоговой системы Федора Алексеевича была успешной.

3.«Партия» Милославских нашла поддержку у московских стрельцов, которые помогли Софье занять престол.

Опровержение.

1.Успехи крестьянского восстания 1670-1671г. были лишь благодаря количеству восставших

2.Софья была опытной правительницей и с государственными делами справлялась сама.

Обеспечение учебной

деятельности:

1) программа

2) учебники и учебные пособия

1) Восстание С.Т Разина; Правление Федора Алексеевича; Стрелецкое восстание 1682 г. и правление царевны Софьи.

2) «История Отечества» Преображенский А.А М.2002 г., § 8.



© 2010-2022