• Преподавателю
  • История
  • Статья использование проектной деятельности на уроках истории в рамках внедрения ФГОС

Статья использование проектной деятельности на уроках истории в рамках внедрения ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия

Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.

Группа: ОП-11

Предмет: русский язык, история

Тема урока: Язык и история народа

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: нестандартный (интегрированный урок)

Оборудование:

репродукции картин:

  • Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Картина М. Скотти, 1850

  • Репродукции икон Казанской Богоматери ХVII, ХVIII веков

фотографии памятников:

  • Памятник Минину и Пожарскому на фоне Собора Василия Блаженного. И.В. Мартос,(1804-1818)

  • Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. З. К. Церетели, 2005

учебный видеофильм:

  • «4 ноября - День Народного Единства»

Цель урока: в процессе изучения темы урока достичь следующих образовательных результатов:

Планируемые результаты:

Предметный:

Раскрыть и усвоить связь между понятиями «язык» и «народ». Расширить и углубить знания о родном языке. Совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.

Личностный:

Сформировать у обучающихся морально - нравственных ценности; Воспитать гражданственные и патриотические чувства, интерес к занятиям русским (родным) языком. Привить устойчивый интерес к литературе и истории Российского государства, способствовать его развитию. Воспитать толерантное отношение к чужому мнению, взаимопомощи. Сформировать умения высказывать и доказывать свое мнение, вести полемику со своими товарищами.

Метопредметный:

Развивать умения анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать учебные и познавательные задачи.

Задачи формирования УУД:

  1. Познавательные УУД:

  1. Сформулировать тему и цель урока;

  2. Уметь добывать новые знания, отвечать на поставленные вопросы;

  3. Выделять и анализировать необходимую информацию.

  1. Регулятивные УУД:

  1. Уметь планировать свою деятельность на занятии;

  2. Уметь выдвигать различные версии;

  3. Уметь подводить итоги деятельности на уроке;

  4. Выполнять рефлексию.

  1. Коммуникативные УДД:

  1. излагать свое мнение;

  2. уметь слушать и понимать других;

  3. оформлять свою речь устно и письменно;

  1. Личностные УДД:

  1. уметь выражать свое отношение к героям и умение оценить их поступки;

  2. воспитание духовно - нравственных чувств и готовности совершать нравственные поступки.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного

взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мо

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

о


ц

е

л

е

в

о

й

э

т

а

п


Мо

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

о


ц

е

л

е

в

о

й

э

т

а

п

1.Организаци-

онный момент

(2 мин.)

Организовать самоопределение студентов к деятельности на уроке.

Рапорт (определение отсутствующих, готовности к уроку).

Приветствие студентов.

Фронтальная

Приветствует студентов.

Проверяет количество присутствующих и готовность к уроку.


Приветствуют преподавателя. Визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются за рабочие места.


Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: владение приемом взаимодействия с преподавателем.

2.Актуализация знаний

(10 мин.)

  1. 1. Постановка целей и задач.

  2. 2.Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о истории праздников -День народного единства, День города.

3. Создать ориентировочную основу действий (что и как делать?) при изучении нового материала.


Активная беседа

Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

Постановка проблемного вопроса.

Фронтальная

Предлагает обратиться к цитате К.Д. Ушинского и определить тему занятия.

Озвучивает тему и совместно с обучающимися

формулирует цель и задачи урока.

Цель урока: Углубить знания по истории отечества и родного города, показать влияние исторических событий на развитие языка на основе изучения государственных праздников.

Задачи:

- Охарактеризовать историю праздников.

- Выяснить различные гипотезы о происхождении названия городов «Москва», «Череповец».

- Изучить историю дня города

Отвечают на вводные вопросы.

Записывают название урока «Язык и история народа» Формулируют цель и задачи урока.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение взаимодействовать с преподавателем и студентами.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение строить речевое высказывание.

3 . Поисково-исследовательский этап.(50 мин)

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обуч-ся изучаемого материала.

2.Содействовать усвоению студентами способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

1.Объяснительно-репродуктивный.

2. Составление кластера

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах.

4.Анализ визуальных источников (картин)

5. Экстрактивный режим (рассказ-объяснение).

6. Сообщение.

Фронтальная

  1. Объяснение нового материала с опорой на презентацию.

  2. Сообщение плана урока:

  3. -День народного единства в России. -День города.

1.Предлагает обратиться к картине «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» и определить кто изображен на картине, о каком историческом событии идет речь.

2.Предлагает составить кластер «Различные происхождения названия Москвы»

3.Предлагает обучающимся составить опорный конспект по новому материалу.

4. Предлагает составить таблицу «День города в Череповце».

Запись основных положений:

  1. Составляют кластер

  2. Слушают выступления студентов о Смутном времени и о племени весь.

  3. Составляют таблицу «День города в Череповце»

Личностные:

построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные:

планирование последовательных действий

Познавательные:

Выделять и анализировать необходимую информацию.


р

е

ф

л

е

к

с

и

в

н

о



о

ц

е

н

о

ч

н

ы

й


э

т

а

п


4.Первичная

проверка

понимания изученного

(5-7 мин)
















5.Обобщение и систематизация знаний

(15-17 мин)











6.Рефлексия

(3 мин.)

1.проверка преподавателем понимания об-ся того, что является сущностью основного содержания;

2.проверка полноты и осознанности усвоения об-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления об-ся изученного материала;

- ликвидация

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний об-ся

2.Обеспечить установление у обучающихся внутрипредметных и межпредметных знаний

Оценивание своей деятельности на уроке. Подведение итогов урока.

Беседа.

Работа - поиск и фиксация информации, представленной в видеофайлах.




Групповая работа. Открытые задания




Беседа. Прием «Незаконченная фраза».

Фронтальный опрос




















Индивидуальный и фронтальный опрос











фронтальный опрос


Предлагает обучающимся просмотреть учебный видео фильм «4 ноября - День народного единства» и ответить на вопросы по фильму:

Вопросы для контроля:

  1. -Какие государства пытались захватить власть в России в Смутное время?

  2. -Кто возглавил второе народное ополчение, в каком году Москва была освобождена от интервентов?

  3. -Какой праздник был установлен Алексеем Михайловичем в 1649 г.?


Преподаватель предлагает обучающимся разделится по рядам и поучаствовать в мини-викторине

(см. приложение 2)



Предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Меня поразило… Что думал?

  2. Меня удивило… Что чувствовал?

  3. Я узнал… Что меня удивило?

  4. Своей работой я:
    - доволен;
    - не совсем доволен;
    - я недоволен, потому что...

Выставляет оценки, прощается со студентами.

Смотрят фильм, отвечают на вопросы.





Участвуют в викторине, отвечают на поставленный вопросы.



Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Выделять и анализировать необходимую информацию.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, высказывать собственное мнение.


Познавательные:

Выделять и анализировать необходимую информацию.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, высказывать собственное мнение.

Личностные: умение провести самооценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, высказывать собственное мнение.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент (2 мин.)

Слова преподавателя

- Доброе утро, рада вас видеть на уроке. Староста скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует. Итак, начнем наш урок (возможны различные воспитательные ситуации по поводу опозданий, не подготовленности к уроку и др.).

  1. Актуализация знаний (10-13 мин.)

Слова преподавателя 1:

- Ребята, давайте совместно попытаемся сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для этого обратимся к словам известного русского педагога XIX века Константина Дмитриевича Ушинского Константина Дмитриевича Ушинского «Язык каждого народа создан самим народом». Согласны ли вы с этой цитатой? Предположите, как может называться тема урока? ( слайд 1)

Ответы студентов (предположительно):

Пытаются сформулировать тему урока совместно с преподавателем.

Слова преподавателя 2:

- Итак, открываем тетради и записываем тему занятия: «Язык и история народа» ( слайд 2)

Как известно, язык - явление социальное, он возникает и развивается вместе с обществом, отражает исторические процессы и изменения, выпавшие на долю народа.

Яков Гримм говорил: «Наш язык - это также наша история»

Когда мы говорим об истории русского языка, мы сможем расширить знания в области истории. Изменения происходят в языке неслучайно, часто это связано с переменами в жизни общества. Мы говорили с вами, что в языке существуют такие группы слов как историзмы и неологизмы: первые отражают название предметов и явлений, уже вышедших из употребления (колхоз, партбилет, барщина, опричник), а вторые наоборот, характеризуют вновь пришедшие понятия, которые нуждаются в наименовании. Люди творят историю и язык отражает и впитывает эти перемены. Кроме того, историю народы мы с вами можем проследить через памятные даты.

На прошлой неделе мы с вами отмечали государственный праздник. А праздник - душа народа, праздник - неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник хранит историю Времени и Народа. У каждого праздника своё время, своё «лицо», своя идея.

Ответы студентов (предположительно):

- День города.

-День народного единства.

- Слова преподавателя 2:

Вы правы, 4 ноября мы отмечаем день рождения нашего города, которому в этом году исполнилось 238 лет, и всероссийский праздник - День народного единства. Уже три года к традиционному Дню города, который мы празднуем 4 ноября, добавилось летнее торжество, 7 июня.

- Слова преподавателя 1:

Чему же будет посвящено занятие? Кто попытается сформулировать цель?

Цель урока: Углубить знания по истории отечества и родного города, показать влияние исторических событий на развитие языка на основе изучения государственных праздников. ( слайд 3)

  1. Изложение нового материала (50 мин.)

Слова преподавателя 1:

- На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы (слайд 3)

План урока:

  1. День народного единства в России. (30 мин)

  2. День города. (20 мин)

- Преподаватель предлагает одному студенту, заранее выучившему стихотворение, выступить

Ответы студентов:

- Выступление студента

Россия!
Ты не зря слыла для стран других загадкой.
Но не всегда
Была судьба страны великой гладкой.
Порой не радость,
А печаль царила над Россией
И часто защищала сталь ее озера синие.
Порой невзгоды
Над страной кружились черным вороном,
Плечом к плечу вставал народ,
Чтобы сразиться с ворогом.
И были у большой страны
Героев поколения,
Мы вспоминаем в День единства их с поклонением!

Слова преподавателя 1:

- День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Официально праздник был установлен в 16 декабря 2004 , после подписания указа президента России В.В. Путина об учреждении нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий. Сейчас в России День народного единства становится все популярней, однако мало кто знает исторические корни данного праздника.

- Ребята, с какими трагическими событиями нашей истории связан данный праздник? (cлайд 4-5)

А он связан с далекими событиями конца XVI -начала XVII века, известными как Смутное время. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством нижегородского воеводы Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, Москва была освобождена, а захватчики изгнаны. Этот день стал на Руси праздником иконы Казанской Богоматери - одной из самых почитаемых русских святынь. Икона сопровождала Дмитрия Пожарского в битве за Москву. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. Позже князь на свои средства построил на Красной площади храм иконы Казанской Богоматери (1625 г.) (cлайд 6)

-Каким же образом интервентам удалось захватить русские земли? Давайте более подробно познакомимся с событиями смутного времени.

Ответы студентов:

Выступление обучающего с докладом «Смутное время XVII века».

Слова преподавателя 1:

После выступления студента преподаватель обобщает материал и подводит итог.

Памятники Минину и Пожарскому установлены в Москве перед Собором Василия Блаженного на Красной площади (1818 г.), в Нижнем Новгороде (2005 г.), Суздале (1955). Имя Пожарского носят улицы в Ярославле, Суздале, Кинешме, Вичуге и Владимире. В 1998 году в селе Мугрееве-Никольском был открыт памятный знак в честь 420-летия Д.М. Пожарского. С 2005 года в Юже в ноябре проводятся Пожарские чтения (Приложение 1).

Вывод: Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

Слова преподавателя 2:

- В пору польских набегов русский язык, как и вся жизнь народа, также подвергся изменениям. Вы знаете, что русский и польский языки принадлежат к одной группе - славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Поэтому заимствования в нашем языке из польского встречаются нечасто. Заимствование слова из языка в язык - дело естественное, оно является результатом многообразных связей, которые возникают между народами, их культурой, их словесностью. Некоторые заимствования из польского языка (полонизмы) относятся к XVII-XVIII вв. Большая часть их, в свою очередь, восходит к европейским языкам (например, немецкому, французскому). Однако есть и собственно польские слова. Они являются названием жилья, средств передвижения, предметов быта, одежды (квартира, карета, козлы, скарб, куль, кофта), названиями чинов, рода войск (полковник, вахмистр, рекрут, гусар), некоторые из них обозначают действие (рисовать, тасовать, малевать), служат названиями животных, растений, пищевых продуктов (кролик, петрушка, каштан, фрукт, миндаль, повидло) и т. д. Считается, что национальная самобытность русского языка ничуть не пострадала от проникновения в него иноязычных слов, так как заимствование - вполне закономерный путь обогащения любого языка.

Слова преподавателя 2:

- А кто скажет, что означает название нашей столицы - слово «Москва»? (Запись на доске в форме кластера):

- славянский корень «моск» со значением «быть вязким, топким», «мокрое место, место у реки»;

- сочетание старославянского корня «моск» - «кремень» и «ков» - «укрытие»;

- финно-угорское происхождение, «маскава» - «медведица»).

Об этом существует много гипотез, то есть предположений. Как вы сказали, своё название городу дала река, на которой он основан. Но многие учёные настаивают на том, что слово «Москва» - древнеславянского происхождения. Когда-то существовало славянское слово с корнем «моск», что означало «быть вязким, топким» или «мокнуть». С корнем «моск» у славян связывалось представление о влажности, сырости, то есть о реке. Но известна также и теория о финно-угорском происхождении названия города. Ведь когда-то на территории московского края жили финно-угорские племена. Сторонники этой теории утверждают. Что слово «Москва» происходит от финского «маскава», то есть «медведица». Вот, наверное, откуда пошли версии, которые до сих пор в ходу у иностранцев, о том, что по Москве медведи гуляют. Но в настоящее время существует ещё одна гипотеза славянского происхождения названия Москвы. В летописной записи 1147 года Москва именуется как «Москов». По-старославянски корень слова «моск» означает «кремень», а «ков» (или «хов») - укрытие. Отсюда «Москва» - укрытие из кремня. Версий существует много, но одно верно - Москва уже много веков существует и как город на реке с одноименным названием, и как город-защитник, город-кремень. И не зря символом России часто действительно считается медведь.

За долгие годы в Москве сложились собственные обычаи и наречия, песни, пословицы и поговорки.

- Запишите знакомые вам пословицы о Москве. Какие вы знаете песни, пословицы и поговорки о нашей столице?

-Какие вы знаете пословицы о нашей столицы, песни, пословицы и поговорки?

Ответы студентов (предположительно):

Озвучивают известные им пословицы, песни, поговорки о Москве.

Слова преподавателя 2:

После обсуждения записываем:

  • Москва - сердце России.

  • Москва - всем городам голова.

  • Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

  • Москва - кому мать, кому мачеха. (слайд 8)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного (5-7 мин)

Слова преподавателя 1:

Преподаватель предлагает студентам обобщить изложенный материал. Обучающие знакомятся с видеороликом «4 ноября - День народного единства», и письменно отвечают на предложенные преподавателем вопросы.

Вопросы для контроля:

  1. Какие государства пытались захватить власть в России в Смутное время?

  2. Кто возглавил второе народное ополчение, в каком году Москва была освобождена от интервентов?

  3. Какой праздник был установлен Алексеем Михайловичем в 1649 г.?

Слова преподавателя 1:

- Второй наш вопрос посвящен празднику «День города». Свою официальную историю Череповец ведет с 4 ноября 1777 года, когда Указом Екатерины II в Новгородской губернии был учрежден город «для пользы водных коммуникаций». В ходе административной реформы в 1777 г. было предписано «учредить при Череповском монастыре… город под именем Череповец». Город был образован из подмонастырской слободы и села Федосьево. (слайд 8-9)

Однако мы с вами знаем, что день города празднуется 7 июня. Получается, что в Череповеце «день города» празднует 2 раза! Отсюда возникает путаница. Может, вы знаете, почему так получилось?

Ответы студентов:

- Высказывают различные версии о праздновании Дня города

Слова преподавателя 1:

- Появление праздника обосновано историческим фактом: 10 июня 1802 года император Александр I восстановил в правах уездный город Череповец, упраздненный в 1796 году императором Павлом I, с того времени этот день праздновался, как День открытия города.

Слова преподавателя 2:

- А откуда пришло название нашего города?

- Существует несколько версий происхождения имени этого города, и с некоторыми из них знакомит нас Музей Археологии. Более ста лет загадку этого названия никак не могут разгадать однозначно: учёные склоняются то к одной, то к другой гипотезе. Их у нас, как и у москвичей, три:
- Так, одна из них гласит, что слово «Череповец» буквально означает «поселение вепсов на рыбной горе». Вепсами называли представителей финно-угорских племён, поселившихся в устье реки Ягорбы. Как название местности Череповесь упоминается с XV в. Кто же такие эти вепсы?

Ответы студентов:

- Выступление студента с докладом о вепсах

Слова преподавателя 2:

- Ещё один вариант происхождения названия Череповца утверждает, что корень «череп» - не финский, а славянский. Наиболее развернутая аргументация в пользу этого происхождения названия Череповец приведена А.В.Кузнецовым: «Основа выводится из народного географического термина череп 'верхняя часть, возвышенное место, высокий холм'. Раньше над рекой Шексной возвышался холм высотой около 40 метров.

- Есть и вовсе необычная теория, связанная с Череповцом и его именем. Некоторые краеведы утверждают, что оно связано с языческим поклонением богу Велесу. Это слово и стало второй частью названия города, первая же напоминает о многочисленных черепах животных, использовавшихся в религиозных обрядах.

  1. Этап обобщения и систематизация знаний (15-17 мин.)

Слова преподавателя 1:

Преподаватель предлагает студентам разделиться на команды (по рядам) и поучаствовать в викторине (Приложение 2).

  1. Рефлексия (3 мин)

Слова преподавателя 2:

- Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. Посмотрите на слайд, выберите фразу которая вам больше нравиться и озвучьте его.


  1. Меня поразило… Что думал?

  2. Меня удивило… Что чувствовал?

  3. Я узнал… Что меня удивило?

  4. Своей работой я:
    - доволен;
    - не совсем доволен;
    - я недоволен, потому что...

Ответы студентов:

Высказывают мнения о уроке.

Слова преподавателя 2:

Преподаватель выставляет оценки за урок, благодарит за работу и прощается со студентами.

Приложение 1

Статья использование проектной деятельности на уроках истории в рамках внедрения ФГОС

Памятник Минину и Пожарскому на фоне Собора Василия Блаженного. И.В. Мартос

Памятник К. Минину и Д Пожарскому - скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом (184-1818 г.); расположена в Москве перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый князь приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.


Приложение 2


Викторина


  • Как звали народных защитников, пришедших на помощь своей стране из Нижнего Новгорода во время Смуты?

  • Что за икона представлена на экране и почему?

  • Назовите число празднования «Дня народного единства» и дату подписания закона о учреждении данного праздника?

  • Назовите не менее трёх слов, заимствованных русским языком из польского.

  • Какие версии происхождения топонима «Москва» вы узнали?

  • Почему Череповец дважды в году празднует День города?

  • В каком году был подписан указ об учреждении города при Череповском монастыре «для пользы водных коммуникаций»?

  • Какое значение имеет корень «череп» в названии нашего города?


© 2010-2022