Урок по истории на тему Борьба русского народа против иноземныз захватчиков (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Тема: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века».

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Организация образовательного процесса: «Урок открытия нового знания»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок решения проблемных задач.

Цели урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний по теме: Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века.

Логика урока: мотивация - актуализация субъектного опыта учащихся- организация восприятия, организация осмысление -первичная проверка понимания - организация первичного закрепления - анализ - рефлексия.

Установление понятий:

  • Интервенция

  • Народное ополчение

  • Национальное самосознание

Фактов:

  • Появление Лжедмитрия II политического кризиса в правление Шуйского, семибоярщина

  • Событий скрытой и открытой интервенции Швеции и Речи Посполитой

Выводов:

1. в деле освобождения страны и борьбе против интервенции решающую роль сыграли народные массы.

2. в процессе борьбы за независимость всенародное патриотическое движение.

3.укрепило в народе чувство гордости за страну, воспитало патриотизм, формировало национальное достоинство, продолжило складываться самосознание русского народа.

Содействовать формированию умений:

  • Устанавливать ПСС

  • Умение сравнивать, сопоставлять

  • Находить аналогию

  • Развивать образное мышление

  • Способность к рефлексии

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Интерпретировать исторические факты самостоятельно

Содействовать формированию мировоззрения и нравственных критериев личности: чувства патриотизма, гордости за историю своих предков, уважения к жизненному подвигу исторических деятелей.

I.Этап организационный

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Мы познакомимся с темой «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века».

Наш урок я начну со строк:

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

Н. Кончаловская

Эти строки помогут нам определить цели урока.

Сообщение цели в виде проблемного задания:

За что в Москве поставлен памятник Минину и Пожарскому?

Ребята, возьмите листы бумаги и составьте ассоциативный ряд по теме «Смута».

Какие признаки вы можете выделить?

  1. углубление экономического кризиса

  2. углубление политического кризиса

  3. рост социальной напряженности в стране

  4. обострение классовой борьбы

  5. рост противоречий среди господствующего класса

  6. появление самозванцев.

III этап - усвоение новых знаний и способов действий.

1. организация работы

  • класс делится на группы

  • группа получает задание

  • работа групп на местах (согласно плану)

2. работа в группах:

  • обсуждение вопросов в задании

  • формулировка ответов

  • оформление опорного конспекта


  1. работа класса:

  • защита ответа у доски 9один человек от группы оформляет запись опорного конспекта у доски, записи в тетради на местах)

оформление в тетрадях таблицы и заполнение по ходу урока

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века.

Годы

Борьба против Лжедмитрия 2

Борьба против польской интервенции

Борьба против шведской интервенции



Обеспечение вариантности взаимодействия учителя с учащимися: экстрактивный и интерактивный режимы.

Работа по плану:

Каждая из групп получила задание: определите позиции групп, слоев, классов в период борьбы против иностранных захватчиков в XVII веке. В ходе работы оформление «Портретная галерея смутного времени».

Историография: краткое сообщение о личности Лжедмитрия 2. русский дворянин Михаил Молчанов клеврет самозванца, похожий внешне на него. Выдает себя за спавшегося «царя Дмитрия». Объявился на Брянщине (г.Стародуб) Лжедмитрий II (1607-1610). До сих пор личность его вызывает много споров. Убит в Калуге в 1610г.

Хронист: Лжедмитрий II двинулся в Тулу на соединение с восставшими Болотникова. В январе 1608 года предпринял поход на Москву, но взять ее не смог. Остановился в 17 километрах от Кремля, в местечке Тушино. Получил прозвище «тушинский вор». Марина Мнишек опознала его, т.к. обещал ей 3 тысячи золотых рублей, доходы с 14 русских городов после восцарения в Москве. Марионетка в руках польских шляхтичей 21 месяц безуспешно осаждал город Москву.

В Тушино сложилась Боярская дума, приказы.

Картограф: работа с картографической сеткой на доске. Обозначение пути Лжедмитрия II.

Псков

Вологда

Ярославль

Кострома


Речь Посполитая

Можайск

Москва

Владимир

Смоленск

Калуга


Трубчевск

Муром

Работа класса с таблицей:

1608г - попытка штурма Москвы

1608г. разбит у Коломны Д. Пожарским

1600- блокада Москвы

1609 - осада Троице-Сергиева монастыря

1610- убит в Калуге

«II группа. Царь Василий Шуйский (1552-1612)

Историограф: 9демонстрация портрета Шуйского) Он был знатного рода. Сын князя И. А. Шуйского. Царствовал с 1606 по 1610гг. Возглавил тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия 1, вступил в заговор против него. Умер в польском плену.

Демонстрация портрета Шуйского

Хронист: после крестоцеловальной записи дал обязательства не наказывать своих подданных без суда, хранить привеллегии бояр. Во избежание слухов о спасении царевича Дмитрия причислил его к лику святых. К лету 1606 года ему удалось укрепиться в Москве. Но политический конфликт порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Правительство Шуйского, понимая, что не в состоянии справиться с Лжедмитрием 2, в Выборге, в 1609году, заключило договор со Швецией: Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II.

Класс работает над проблемными заданием. Слушает отчет группы, записывает даты царствования Шуйского.

III группа: Бояре и дворяне.

Хронист: недоаольные Годуновым поддержали Лжедмитрия I. Демонстрация портрета Лжедмитрия I. Боярский заговор в силу недовольства знати обещаниями Лжедмитрия I польским магнатам. На престоле боярский царь В. Шуйский. Знать пыталась разрешить создавшиеся противоречия с посощью боярского царя.

Демонстрация портрета.

В тушине при Лжедмитрие II, из числа бояр, недовольных Шуйским, сложилась своя «Боярская дума». (бояр называли «тушинские перелеты).

IV группа: Церковь.

Хронист: Большим успехом стало учреждение патриаршества в России. Повышение ранга и престижа русской церкви.

  1. Историограф. В 1598 году первым патриархом стал Иов - сторонник Годунова. После смерти Годунова сослан в монастырь.

  2. историограф: Новый патриарх, лукавый и изворотливый грек Игнатий венчал на царство Лжедмитрия 1. патриарх лишен сана с восцарением Шуйского.

  3. историограф: патриарший престол занял митрополит Гермоген. В 1610 году Гермоген призвал к борьбе против захватчиков за что был арестован.

  4. историограф: Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет (Ф.Н. Романов), был наречен в Тушине патриархом.

V группа. Проследите путь движения польских феодалов с запада.

1 хронист: Лжедмитрий 1, как писал В.О. Ключевский, был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, обещал передать Речи Посполитой Северские и Смоленские земли, Новгород, Псков; папе - окатоличивание России. Понадобился Польше для начала агрессии против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.

Учитель: работа с определениями вводимого понятия. Включение в содержание субъектного опыта учащихся.

2 хронист: Польские шляхтичи выдвинули на русский престол Лжедмитрия II. Он стал марионеткой в их руках. Они сумели взять под контроль север и северо-запад русских земель.

Картограф: вычерчивание на доске картографической сетки.

Класс: работа по заполнению второй колонки таблицы. «Вторжение польских войск в пределы русского государства и их поход на Москву в 1609-1618гг».


Москва

Можайск

Вязьма

Смоленск

Речь Посполитая


1609г. -армия Сигизмунда III у Смоленска

Март 1611г. - восстание против поляков в Москве

С 1609-1611 - пал Смоленск после 20 месячной осады.

Летописец: образное повествование о защитниках Смоленска (материал из книги Антонова В.Ф. книга для чтения по истории СССР М., 1998г.очерк «Смоленское сидение» Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981. с. 120-121, 146-147, 156-158,187-189)

3 хронист: в начале 1610 года на трон приглашен Владислав.

Картограф: Шведы: Вычерчивание на доске картографической сетки: «Походы шведских войск в 1609-1615гг»

Класс, слушая сообщение группы заполняет 3 колонку таблицы

Выборг

Корела

Ивангород

Ям


Новгород

Псков

Делагари

Шведы захватили Новгород с его землями в 1611 году. Жители Корелы отказались впустить odtljd? Оборона с 1610 - февраль 1611г.

Март 1611г. - шведы не смогли взять г. Орешек. Начинается открытая интервенция.

Хронист: Выборг - 1609г. - заключение договора со Швецией. Россия отказалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы дали войска для борьбы с Лжедмитрием 2. Начались военные действия против польских захватчиков. Речь Посполитая объявила войну России.

7 группа: Семибоярщина.

1 хронист: Летом 1610 года в Москве произошел переворот во главе с Ляпуновым свергли Шуйского и постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Мстиславским.

Класс: запись в тетрадях - семибоярщина - правительство из 7 бояр в период смуты.

2 хронист: август 1610 года - заключение договора о призвании на российский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. Это прямое предательство национальных интересов.

Учитель: Мы проанализировали ситуацию в России в период Смуты. Выяснили позиции классов, слоев, групп и их отношение к интервенции. Скажите, была ли в России сила, способная противостоять угрозе потери независимости?

Становится ясно, что только опираясь на народ можно было отвоевать и сохранить независимое государство.

Как же это происходило?

Представление изучаемого материала в таблице.

«Формирование народных ополчений»

Работа с определением вводимого понятия (родовое слово + видовые признаки) использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся.

Линия сравнения

Первое народное ополчение

Второе народное ополчение

годы

1611

1611

Центр

Рязань

Нижний Новгород

Лидер

П. Ляпунов

К. Минин, Д. Пожарский

Организация

«Совет всея земли» - временное правительство

Совет всея земли -правительство из представителей духовенства, Боярской думы, дворян, посадских людей, временное правительство России.

Итоги.

Распалось. Шведы захватили Новгород поляки осадили Смоленск

Создана материальная база освободительной борьбы, сбор средств для ведения войны с интервентами

Историограф: сообщение о Минине и Пожарском.

1612- освобождена Москва

Демонстрация портретов Минина и Пожарского

III этап: Усвоение новых знаний и способов действий. Ребята, а теперь проявите мудрость, сосредоточенность. «Мудрые совы» вам предлагают задания.

1. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные понятия, запишите их.

2. Ты уже знаешь последние новости?

Выберите ту информацию, которая с вашей очки зрения является новой.

3. известное и неизвестное.

Выберите ту информацию, которая является известной и ту информацию, которая является неизвестной.

4.главная жизненная мудрость

Постарайтесь выразить основную мысль 3-5 предложениями.

  1. Поучительный вывод

  2. Можно ли из указанного сделать выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни?

«Мудрые совы» остались довольны вашим решением.

IV этап. Первичная проверка знаний.

Ребята, давайте приведем в систему полученные знания.

  1. Как можно охарактеризовать Смутное время?

  2. Что такое интервенция?

  3. Что такое народное ополчение?

  4. Какова роль народных масс в борьбе с захватчиками?

Решение проблемного задания.

«Паучок»

В основном территориальное единство России было восстановлено. В ходе смуты в которой приняли участие все слои населения русского общества решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Смута поселилась в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII века выход из смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать все силы ради общего блага, а не искать личной выгоды. Эти идеи на фоне всенародного подъема смогли выдвинуть Минин и Пожарский.

Как вы думаете, можно ли провести аналогии с сегодняшним днем.

Как вы считаете, могут ли сделанные выводы помочь современному обществу?

Сейчас в условиях обострения межнациональной розни, войны с терроризмом, политических конфликтов оправдано было введение 7 ноября Дня народного единства, когда люди должны задуматься о том, что для процветания, величия страны, повышения благосостояния сожительства в мире и покое необходимо осознать, что важнее всего поиски конценсуса, компромисса. Одно из важнейших факторов этого - формирование национального самосознания. И пусть память об этом Дне приближает нас к согласию во веем.

VI этап информация о домашнем задании

Три уровня заданий: задания рассчитаны на учащихся с высоким, средним и низким уровнем обученности.

VII подведение итогов занятия.

  1. сообщение учителя

  2. учитель оценивает результативность занятия, достижения школьников в решении проблемной задачи.

VIII этап. Рефлексия

Учащиеся заполняют таблицу:

Тема урока

Моменты урока, вызвавшие интерес

Что не понравилось на уроке

Моя активность по 5 бальной системе в группе

Моя оценка за весь урок по 5 бальной системе

Пейзаж «Зеркало настроения»



© 2010-2022