- Преподавателю
- История
- Урок по истории на тему Борьба русского народа против иноземныз захватчиков (7 класс)
Урок по истории на тему Борьба русского народа против иноземныз захватчиков (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасьева Т.Н. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
6
Тема: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века».
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Организация образовательного процесса: «Урок открытия нового знания»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок решения проблемных задач.
Цели урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний по теме: Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века.
Логика урока: мотивация - актуализация субъектного опыта учащихся- организация восприятия, организация осмысление -первичная проверка понимания - организация первичного закрепления - анализ - рефлексия.
Установление понятий:
-
Интервенция
-
Народное ополчение
-
Национальное самосознание
Фактов:
-
Появление Лжедмитрия II политического кризиса в правление Шуйского, семибоярщина
-
Событий скрытой и открытой интервенции Швеции и Речи Посполитой
Выводов:
1. в деле освобождения страны и борьбе против интервенции решающую роль сыграли народные массы.
2. в процессе борьбы за независимость всенародное патриотическое движение.
3.укрепило в народе чувство гордости за страну, воспитало патриотизм, формировало национальное достоинство, продолжило складываться самосознание русского народа.
Содействовать формированию умений:
-
Устанавливать ПСС
-
Умение сравнивать, сопоставлять
-
Находить аналогию
-
Развивать образное мышление
-
Способность к рефлексии
-
Умение отстаивать свою точку зрения
-
Интерпретировать исторические факты самостоятельно
Содействовать формированию мировоззрения и нравственных критериев личности: чувства патриотизма, гордости за историю своих предков, уважения к жизненному подвигу исторических деятелей.
I.Этап организационный
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
-
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Мы познакомимся с темой «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале 17 века».
Наш урок я начну со строк:
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной
Н. Кончаловская
Эти строки помогут нам определить цели урока.
Сообщение цели в виде проблемного задания:
За что в Москве поставлен памятник Минину и Пожарскому?
Ребята, возьмите листы бумаги и составьте ассоциативный ряд по теме «Смута».
Какие признаки вы можете выделить?
-
углубление экономического кризиса
-
углубление политического кризиса
-
рост социальной напряженности в стране
-
обострение классовой борьбы
-
рост противоречий среди господствующего класса
-
появление самозванцев.
III этап - усвоение новых знаний и способов действий.
1. организация работы
-
класс делится на группы
-
группа получает задание
-
работа групп на местах (согласно плану)
2. работа в группах:
-
обсуждение вопросов в задании
-
формулировка ответов
-
оформление опорного конспекта
-
работа класса:
-
защита ответа у доски 9один человек от группы оформляет запись опорного конспекта у доски, записи в тетради на местах)
оформление в тетрадях таблицы и заполнение по ходу урока
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века.
Годы
Борьба против Лжедмитрия 2
Борьба против польской интервенции
Борьба против шведской интервенции
Обеспечение вариантности взаимодействия учителя с учащимися: экстрактивный и интерактивный режимы.
Работа по плану:
Каждая из групп получила задание: определите позиции групп, слоев, классов в период борьбы против иностранных захватчиков в XVII веке. В ходе работы оформление «Портретная галерея смутного времени».
Историография: краткое сообщение о личности Лжедмитрия 2. русский дворянин Михаил Молчанов клеврет самозванца, похожий внешне на него. Выдает себя за спавшегося «царя Дмитрия». Объявился на Брянщине (г.Стародуб) Лжедмитрий II (1607-1610). До сих пор личность его вызывает много споров. Убит в Калуге в 1610г.
Хронист: Лжедмитрий II двинулся в Тулу на соединение с восставшими Болотникова. В январе 1608 года предпринял поход на Москву, но взять ее не смог. Остановился в 17 километрах от Кремля, в местечке Тушино. Получил прозвище «тушинский вор». Марина Мнишек опознала его, т.к. обещал ей 3 тысячи золотых рублей, доходы с 14 русских городов после восцарения в Москве. Марионетка в руках польских шляхтичей 21 месяц безуспешно осаждал город Москву.
В Тушино сложилась Боярская дума, приказы.
Картограф: работа с картографической сеткой на доске. Обозначение пути Лжедмитрия II.
Псков
Вологда
Ярославль
Кострома
Речь Посполитая
Можайск
Москва
Владимир
Смоленск
Калуга
Трубчевск
Муром
Работа класса с таблицей:
1608г - попытка штурма Москвы
1608г. разбит у Коломны Д. Пожарским
1600- блокада Москвы
1609 - осада Троице-Сергиева монастыря
1610- убит в Калуге
«II группа. Царь Василий Шуйский (1552-1612)
Историограф: 9демонстрация портрета Шуйского) Он был знатного рода. Сын князя И. А. Шуйского. Царствовал с 1606 по 1610гг. Возглавил тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия 1, вступил в заговор против него. Умер в польском плену.
Демонстрация портрета Шуйского
Хронист: после крестоцеловальной записи дал обязательства не наказывать своих подданных без суда, хранить привеллегии бояр. Во избежание слухов о спасении царевича Дмитрия причислил его к лику святых. К лету 1606 года ему удалось укрепиться в Москве. Но политический конфликт порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Правительство Шуйского, понимая, что не в состоянии справиться с Лжедмитрием 2, в Выборге, в 1609году, заключило договор со Швецией: Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II.
Класс работает над проблемными заданием. Слушает отчет группы, записывает даты царствования Шуйского.
III группа: Бояре и дворяне.
Хронист: недоаольные Годуновым поддержали Лжедмитрия I. Демонстрация портрета Лжедмитрия I. Боярский заговор в силу недовольства знати обещаниями Лжедмитрия I польским магнатам. На престоле боярский царь В. Шуйский. Знать пыталась разрешить создавшиеся противоречия с посощью боярского царя.
Демонстрация портрета.
В тушине при Лжедмитрие II, из числа бояр, недовольных Шуйским, сложилась своя «Боярская дума». (бояр называли «тушинские перелеты).
IV группа: Церковь.
Хронист: Большим успехом стало учреждение патриаршества в России. Повышение ранга и престижа русской церкви.
-
Историограф. В 1598 году первым патриархом стал Иов - сторонник Годунова. После смерти Годунова сослан в монастырь.
-
историограф: Новый патриарх, лукавый и изворотливый грек Игнатий венчал на царство Лжедмитрия 1. патриарх лишен сана с восцарением Шуйского.
-
историограф: патриарший престол занял митрополит Гермоген. В 1610 году Гермоген призвал к борьбе против захватчиков за что был арестован.
-
историограф: Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет (Ф.Н. Романов), был наречен в Тушине патриархом.
V группа. Проследите путь движения польских феодалов с запада.
1 хронист: Лжедмитрий 1, как писал В.О. Ключевский, был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, обещал передать Речи Посполитой Северские и Смоленские земли, Новгород, Псков; папе - окатоличивание России. Понадобился Польше для начала агрессии против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция.
Учитель: работа с определениями вводимого понятия. Включение в содержание субъектного опыта учащихся.
2 хронист: Польские шляхтичи выдвинули на русский престол Лжедмитрия II. Он стал марионеткой в их руках. Они сумели взять под контроль север и северо-запад русских земель.
Картограф: вычерчивание на доске картографической сетки.
Класс: работа по заполнению второй колонки таблицы. «Вторжение польских войск в пределы русского государства и их поход на Москву в 1609-1618гг».
Москва
Можайск
Вязьма
Смоленск
Речь Посполитая
1609г. -армия Сигизмунда III у Смоленска
Март 1611г. - восстание против поляков в Москве
С 1609-1611 - пал Смоленск после 20 месячной осады.
Летописец: образное повествование о защитниках Смоленска (материал из книги Антонова В.Ф. книга для чтения по истории СССР М., 1998г.очерк «Смоленское сидение» Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981. с. 120-121, 146-147, 156-158,187-189)
3 хронист: в начале 1610 года на трон приглашен Владислав.
Картограф: Шведы: Вычерчивание на доске картографической сетки: «Походы шведских войск в 1609-1615гг»
Класс, слушая сообщение группы заполняет 3 колонку таблицы
Выборг
Корела
Ивангород
Ям
Новгород
Псков
Делагари
Шведы захватили Новгород с его землями в 1611 году. Жители Корелы отказались впустить odtljd? Оборона с 1610 - февраль 1611г.
Март 1611г. - шведы не смогли взять г. Орешек. Начинается открытая интервенция.
Хронист: Выборг - 1609г. - заключение договора со Швецией. Россия отказалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы дали войска для борьбы с Лжедмитрием 2. Начались военные действия против польских захватчиков. Речь Посполитая объявила войну России.
7 группа: Семибоярщина.
1 хронист: Летом 1610 года в Москве произошел переворот во главе с Ляпуновым свергли Шуйского и постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Мстиславским.
Класс: запись в тетрадях - семибоярщина - правительство из 7 бояр в период смуты.
2 хронист: август 1610 года - заключение договора о призвании на российский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. Это прямое предательство национальных интересов.
Учитель: Мы проанализировали ситуацию в России в период Смуты. Выяснили позиции классов, слоев, групп и их отношение к интервенции. Скажите, была ли в России сила, способная противостоять угрозе потери независимости?
Становится ясно, что только опираясь на народ можно было отвоевать и сохранить независимое государство.
Как же это происходило?
Представление изучаемого материала в таблице.
«Формирование народных ополчений»
Работа с определением вводимого понятия (родовое слово + видовые признаки) использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся.
Линия сравнения
Первое народное ополчение
Второе народное ополчение
годы
1611
1611
Центр
Рязань
Нижний Новгород
Лидер
П. Ляпунов
К. Минин, Д. Пожарский
Организация
«Совет всея земли» - временное правительство
Совет всея земли -правительство из представителей духовенства, Боярской думы, дворян, посадских людей, временное правительство России.
Итоги.
Распалось. Шведы захватили Новгород поляки осадили Смоленск
Создана материальная база освободительной борьбы, сбор средств для ведения войны с интервентами
Историограф: сообщение о Минине и Пожарском.
1612- освобождена Москва
Демонстрация портретов Минина и Пожарского
III этап: Усвоение новых знаний и способов действий. Ребята, а теперь проявите мудрость, сосредоточенность. «Мудрые совы» вам предлагают задания.
1. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные понятия, запишите их.
2. Ты уже знаешь последние новости?
Выберите ту информацию, которая с вашей очки зрения является новой.
3. известное и неизвестное.
Выберите ту информацию, которая является известной и ту информацию, которая является неизвестной.
4.главная жизненная мудрость
Постарайтесь выразить основную мысль 3-5 предложениями.
-
Поучительный вывод
-
Можно ли из указанного сделать выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни?
«Мудрые совы» остались довольны вашим решением.
IV этап. Первичная проверка знаний.
Ребята, давайте приведем в систему полученные знания.
-
Как можно охарактеризовать Смутное время?
-
Что такое интервенция?
-
Что такое народное ополчение?
-
Какова роль народных масс в борьбе с захватчиками?
Решение проблемного задания.
«Паучок»
В основном территориальное единство России было восстановлено. В ходе смуты в которой приняли участие все слои населения русского общества решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Смута поселилась в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII века выход из смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать все силы ради общего блага, а не искать личной выгоды. Эти идеи на фоне всенародного подъема смогли выдвинуть Минин и Пожарский.
Как вы думаете, можно ли провести аналогии с сегодняшним днем.
Как вы считаете, могут ли сделанные выводы помочь современному обществу?
Сейчас в условиях обострения межнациональной розни, войны с терроризмом, политических конфликтов оправдано было введение 7 ноября Дня народного единства, когда люди должны задуматься о том, что для процветания, величия страны, повышения благосостояния сожительства в мире и покое необходимо осознать, что важнее всего поиски конценсуса, компромисса. Одно из важнейших факторов этого - формирование национального самосознания. И пусть память об этом Дне приближает нас к согласию во веем.
VI этап информация о домашнем задании
Три уровня заданий: задания рассчитаны на учащихся с высоким, средним и низким уровнем обученности.
VII подведение итогов занятия.
-
сообщение учителя
-
учитель оценивает результативность занятия, достижения школьников в решении проблемной задачи.
VIII этап. Рефлексия
Учащиеся заполняют таблицу:
Тема урока
Моменты урока, вызвавшие интерес
Что не понравилось на уроке
Моя активность по 5 бальной системе в группе
Моя оценка за весь урок по 5 бальной системе
Пейзаж «Зеркало настроения»