Конспект урока истории в 6 классе по теме Восточные славяне

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

город Салехард Ямало-Ненецкий автономный округ


Конспект урока истории в 6 классе

Учитель Аксенова Надежда Викторовна

Тема урока: "Восточные славяне"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о происхождении и расселении восточных славян, их занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях управления, раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей, подвести учеников к пониманию многонациональной основы нашей государственности

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями подсечно-огневая и переложенная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение, колонизация

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Оборудование: карта «Расселение восточных славян», карта «Русь в IХ-Х веках», подборка документов и письменных источников, рисунки «Занятия славян»

Используемые технологии: технология критического мышления

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, классная доска

Основные понятия изучаемые на уроке: подсечно-огневая и переложенная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение, быт

Характеристика основных видов деятельности ученика:

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, их занятия.

Анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий подсечно-огневая и переложенная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение, быт

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия:

Исторический источник, летопись, археология, лингвистика, топонимика, антропонимика, нумизматика

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

-Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализиро-вать результаты

Предлагает сравнить три ветви восточных славян:

определить по карте какие земли заселили, предками каких современных народов являются, определить главное занятие.

Найти сходства и различия, сделать вывод.

Прочитать отрывки из источников «Повести временных лет», «Стратегикона»,

«Сочинения Ибн-Фадлана» сравнить описание восточных славян

Выполняют задания, перечисляя три ветви славян, какие земли заселили, предки каких народов, главное занятие внешние отличия и сходства пытаются сделать вывод

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулиро-вать тему и цели урока совместно с учителем

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информациейсамостоятельно, находить ответы на поставлен-ные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятель-но читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятель-но формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница

7-12

10

7

Динамическая пауза

Формирова-ние ответствен-ного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация

1

8

Первичное применение нового знания

Формирова-ние умения смыслового чтения, орга-низации познаватель-ной деятельнос-ти, осуществле-ние самоконтро-ля

Организует работу по закреплению первичных знаний.



Организует фронтальную работу по учебнику страница 8-10

Самостоятель-но выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 13.

Слайды презентации

3



1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Расселение восточных славян»

Самостоятель-но выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Онлайн -карта

«Территория расселения восточных славян»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по всеобщей истории (средние века).

Показать места, на котором археологи нашли кости и орудия труда восточных славян; отметить наиболее древние стоянки.

Онлайн -карта

«Территория расселения восточных славян».

5

11

Дополнительные сообщения учащихся о возникновении

Верований восточных славян

Формирова-ние интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении верований восточных славян

Слушают сообщение ученика о возникновении верований восточных славян

2

12

Итог урока

Осуществ-лять познаватель-ную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №10 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф № 1 с. 7-14 вопросы 4-5 письменно в тетради,

рабочая тетрадь стр. 3-14

Используя Интернет-ресурсы подготовить мини-сочинение на тему: «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника).

Задают вопросы по тексту заданий

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2011 г.;

  • Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.;

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2012 г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  • Викепедия

  • Хронос

  • Энциклопедия славянской религии (язычество славян)















© 2010-2022