Контрольно - обобщающий урок, по предмету «История России» 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно - обобщающий урок, по предмету «История России» 6 класс.

Учитель: Миронова Аюна Юрьевна.

Урок-игра

«Оборона русского города от кочевников»

Оборудование урока: 1. рисунок древнерусского города

2. соответствующие теме карты

3. раздаточный материал карточки с вопросами, документы и т.д.

4. на доске - эпиграф

5. мини библиотека

План урока: 1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока

3. Проведение урока

4. Итог урока

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Как настроение? Давайте улыбнемся друг другу! Садитесь.

2.Сообщение темы и задач урока

Сегодня, наш урок пройдет в форме игры. Называется он «Оборона русского города от кочевников»

Цель нашего урока: повторить и обобщить пройденный материал

Задачи урока: - работать с дополнительной литературой,

- уметь анализировать ее

- делать выводы

- излагать мысли вслух перед аудиторией

- воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувства патриотизм.

3. Проведение урока: Обратите внимание на эпиграф на доске «России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу кочевников и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией», затем на рисунок древнерусского города. Перед вами ребята древнерусский город, который вы должны защитить своими знаниями от нашествия кочевников. Давайте назовем его (уч-ся называют город). В ваших силах его спасти от разорения, от гибели его жителей.

Задача игры- продержаться 30 минут (именно необходимо для того, чтобы подошли на помощь основные силы князя и отбросили кочевников в степь) Сегодня в роли кочевников буду я (учитель).

Каждый мой вопрос это ваш поединок с кочевниками. Оценивание каждого из вас и сплоченности коллектива будет оцениваться по «5» бальной системе. Но для начала мы должны выбрать оценочную комиссию (жюри) (Выбирается жюри).

И так ребята! Внимание!

Начинаем игру!

-2-

1 тур «Вооружение войска» (учитель выдает задние, уч-ся работают)

приложение №1

2 тур «Блиц-опрос» (учитель задает вопросы, уч-ся отвечают)

приложение №2

3 тур «Знай меня в лицо» (уч-ся по иллюстрациям, на которых изображена та или иная историческая личность и уговаривают ее)

приложение №3

4 тур Работа с документами (уч-ся работают по документам и отвечают на вопросы, данные к документу)

приложение №4

Одновременно жюри по каждому туру подводит результаты. Если были слабые ответы учеников, то они будут считаться легкоранеными. Им будет предложено дополнительные задания: 1. Составить рассказ о деятельности Ивана Калиты. 2. Торговля на Руси. Учащиеся (легкораненые) уходят за отдельный стол (госпиталь), где они «залечивают раны» выполняя заданные задания оценивание этих заданий также осуществляется по «5» бальной системе.

5 тур «Угадай, кто я?» (учитель зачитывает характеристики великих исторических личностей древнейшего периода Руси, уч-ся угадывают его)

Приложение №5

6 тур Указать соответствие дат и событий. (уч-ся работают)

Приложение №6

Затем выступают те, кто «лечился в госпитале»

7тур Подведение итогов:

Сегодня вы показали свои знания, как усвоен вами пройденный материал.

Сейчас жюри огласит общий результат класса, а также вы сможете узнать какую оценку вы сегодня получили.

(жюри оглашает результат)

Ребята, большое спасибо за урок!

До свидания!







5тур «Угадай, кто я»

Приложение №5

  1. Голубоглазый силач среднего роста необычайно широкий в плечах с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий, пугающий вой. Но он не нападал на врагов, не готовых бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы».

(Святослав)

2.По свидетельствам летописей, после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жесткого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства этот человек имел несколько жен, но обвенчавшись с принцессой Анной , стал примерным семьянином. При нем стали строиться церкви, он пригласил из Византии образованное духовенство, открыл церковные школы, зачастую силой заставлял родителей посылать в них сыновей.

(Владимир)

3. Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нем был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, « днем и ночью « хорошо знал Библию.

(Ярослав Мудрый)

4.Он занял киевский престол в возрасте 60 лет, будучи умудренным политиком. Князь был известен на Руси как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев. На княжеских съездах он выступал против усобиц. Был образованным человеком и одаренным писателем.

(Владимир Мономах)

5.Рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда , постигал азы управления страной. Бывал с отцом в Новгороде, внимательно присматривался к особенностям боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда. (Александр Невский) 6.Был одаренным ребенком. Он рано пристрастился к чтению. Мальчика особенно интересовали описания жизни великих царей прошлого и рассуждения о божественном происхождении царской власти. В юные годы не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Более того, он занялся литературным трудом и оказался талантливым и весьма плодовитым писателем. Царь был хорошим оратором. Любил ссылаться в своих речах на произведения древних авторов и примеры из римской истории. У него была одна из крупнейших в Европе библиотек. В ней хранились редчайшие древние и византийские сочинения. Увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И все это сочеталось в нем с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью.

(Иван Грозный)















Приложение 2

1.Частью какой общности народов являются славяне? (Индоевропейской)

2. Назовите три ветви славян (восточные, южные, западные.) 3.Где расселялись восточные славяне? (Прежде всего- Поднепровье, северная граница- Балтийское море, южная граница- Черное море, западная граница-река Висла, восточная- река Ока.)

4.Перечислите основные занятия славян. (Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла.)

5. Какой была религия славян?(Язычество.)

6. Была ли у славян письменность до принятия христианства?(да, была.)

7. Дайте определение язычеству (Политеизм или многобожие.)

8. Применяли ли восточные славяне в хозяйстве металлы и металлообработку?(Да)

9. Дайте определение подсечному земледелию (Деревья подсекали, затем сжигали.)

10. Кто являлся основателем династии русских князей? (Рюрик.)

11. Кто такие хазары? (Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия в 4 в. И кочевавший в Западно-Прикаспийской степи.)

12. Кто такие половцы? (Тюркоязычный народ (11 в.) в южнорусских степях, совершали набеги на Русь в 11- начале 13 в.в..)

13. Каким было общественное устройство у славян в 8 веке? («Военная демократия».)

14.Где и когда зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русью? (В Среднем Поднепровье в 8-9 вв.)

15. В каком году в Новгород прибыл править Рюрик? (В 862 г.)

16.Из какой летописи мы узнаём о древних славянах? («Повесть временных лет» летописца Нестора.)

17. В чём заключается суть норманнской теории? (Западные историки отказывают восточным славянам в способности создать государство самостоятельно и считают, что только вмешательство германских народов привело к образованию Киевской Руси.)

18. В каком году новгородский князь Олег захватил Киев? Эта же дата является официальным началом истории Древнерусского государства. (882 г.)

19.Перечислите первых русских князей. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.)

20.Что такое вотчина? (Земельное владение, которое передавалось по наследству от отца к сыну.)

21. Дайте определение натурального хозяйства. (Хозяйство, в котором всё необходимое для жизни производилось для себя, а не для продажи.)

22.Какое государство называется раннефеодальным? (Государство, в котором ещё идёт процесс превращения свободных крестьян в зависимых.)

23. Как называется сбор дани на Руси? (Полюдье.)

24. Кому принадлежит фраза «Иду на вы»? (Князю Святославу.)

25. В каком году произошло крещение Руси и кто крестил Русь? (Князь Владимир в 988 г.)

26.Дайте характеристику христианству. (Это одна из трёх мировых религий. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм, возникла в 1 в. н.э. в восточной провинции Римской империи.)

27.В чём заключается значение принятия христианства на Руси? (Принятие христианства укрепило Древнерусское государство, способствовало развитию его культуры, усилило княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, принявшими христианство.)

28.При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству, как назывались русские законы того времени? («Русская правда» Ярослава Мудрого)

29.Как называлась древняя русская письменность? (Узелковая.)

30.Назовите основоположников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий.)

31.Дайте характеристику феодальной раздробленности. (Закономерный, объективный этап в развитии феодализма. Одним из наиболее негативных последствий её являются постоянные феодальные войны, усобицы, разорявшие и ослаблявшие государство.)

32.Что такое феодальная лестница? (Соподчинённость феодалов различного ранга.)

33.Что такое горизонтальный порядок передачи власти? (Передача великокняжеской власти по наследству старшему брату.)

34.Что такое вертикальный порядок передачи власти? (Передача великокняжеской власти от отца к старшему сыну.)

35.Каким было политическое устройство Новгорода в 12-15 в.в.? (Боярская республика, верховная власть принадлежала вече - народному собранию.)

36.В какой торговый союз входил Новгород? (Ганзейский морской союз.)



© 2010-2022