• Преподавателю
  • История
  • Исследовательская работа: Сравнительный анализ статуса римской и современной женщины

Исследовательская работа: Сравнительный анализ статуса римской и современной женщины

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской научно-практический марафон «Шаги в науку»

II этап











СЕКЦИЯ ИСТОРИЯ





Сравнительный анализ статуса

римской и современной женщины



Исследовательская работа






Выполнена:

ученица 8 класса

МОУ «СОШ № 221»

Бабынина Алина Юрьевна



Научный руководитель

учитель истории

Рябчихина Татьяна Александровна







г. Заречный, 2015 год

Оглавление







I Введение

Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы (Адама);

если бы рабою, то сотворил бы из ноги;

но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

Св. Августин (см. Прил.)

1.1. Актуальность темы, цель и задачи работы

Времена меняются, а вместе с ними меняются и нравы, уклады жизни и, конечно, сами люди. Если раньше женщина была подвластна мужчине и стояла на порядок ниже его, то сейчас она с ним наравне, а где-то и преуспевает. Но действительно ли, раньше положение женщины было столь не завидным.

Цель работы - сравнить статус женщины в эпоху ранней Римской империи со статусом женщины современной России в г. Заречном.

В соответствии с целью перед исследовательской работой поставлены следующие задачи:

  1. выяснить особенности воспитания и образования римской женщины;

  2. показать ее роль в религиозной системе римского общества;

  3. определить степень влияния на общественно-политическую жизнь;

  4. изучить общественное мнение о положении женщин в современном обществе по данным социологического исследования;

  5. проанализировать демографическую статистику по г. Заречному.

Большинство образованных людей имеют весьма смутное представление о семейной и общественной жизни древнего Рима, а в большинстве случаев даже ошибочное. Обычно мы изучаем героическую сторону античного Рима, военные подвиги и доблесть римлян, сделавших Рим обладателем мира.

Очень мало уделяется внимания положению женщины, высоким образцам общественных и семейных добродетелей, простоте и строгости нравов, упадок которых считается, чуть ли не главнейшею причиной падения Римской империи.

1.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1 группа - аналитические:

  • анализ статистических данных по теме;

  • анализ публикаций в СМИ и Интернете;

  • обобщение и систематизация данных

2 группа - диагностические:

  • социологический опрос;

  • включенное наблюдение;

В ходе подготовки работы мною был проведён социологический опрос, в котором приняли участие 100 женщин г. Заречного, представляющих разные социальные группы - рабочие производственного предприятия, специалисты, пенсионеры.

Данные методы позволили собрать разнообразную информацию, достоверно отражающую суть выше обозначенной проблемы.

II Основная часть

2.1. Особенности воспитания и образования римской женщины

Нет сомнения, что женщины не всегда были воспитаны одинаково. Воспитание должно зависеть от тех качеств, какие требуются от женщин, и от того положения, которое предназначается им в жизни [1].

Представление древних римлян о матери семейства было важное. Матрона должна была править домом и разделять с мужем заботу о домашнем хозяйстве. Эти обязанности требовали от нее серьезного ума и твердого характера. Подобные качества считались заслугами, наиболее ценимыми в женщинах. Какие же требования предъявлялись к образованию, которое получала женщина в раннюю Римскую империю?

Воспитание ребенка начиналось с грудного молока, но не матери, так как очень немногие матери достаточных классов кормили сами своих детей. Их сдавали на руки кормилицам, разумеется, рабыням, и для этого выбирали предпочтительно гречанок, из желания с самого раннего возраста приучить детей к греческому языку. Знание этого языка считалось обязательным для каждого римлянина. Таким образом, дети римлян вырастали в греческой среде и приобретали отличный навык в греческом языке.

Во времена республики не много знаний требовалось от женщины - умеющая прясть, шить, читать и писать считалось наилучше образованною. К началу христианской эры дело приняло совсем иной оборот, античная суровость значительно смягчилась, начал развиваться вкус к танцам и к музыке.

Родители, не имевшие средств давать за дочерьми крупное приданое, стали заботиться о том, чтобы придать своим девицам наибольшую личную привлекательность, и ввели в круг их образования обучение танцам и пению [2].

Танцевальное искусство состояло преимущественно в ритмических движениях верхней части тела и рук. Римские танцы способствовали грации в походке и осанке, чем особенно отличались римлянки [3]. Благородная походка считалась особенным достоинством в женщине. Современник отмечал: « Нужно бывает подчас даже учиться ходить. Женская поступь - немалая доля всей прелести женской, Женскою поступью нас можно привлечь и спугнуть» [Прил.2] [4].

Затем вошло в обязательную для всех моду давать девушкам литературное образование. Они стали читать и комментировать латинских поэтов, заучивать множество стихов на память и искусно декламировать. Иные сами принялись писать стихи по-латыни, другие взялись за греческий язык - читали книги, учились говорить любезные слова по-гречески.

Прогресс времени в положение женщины не ограничился этим. Известная доля управления их с мужчинами выражалась в стремлении сравняться с ними во внешности, чем может объясниться пьянство женщин на пирах. Но уравнение женщин с мужчинами в жизни семейной сопровождалось большей широтой интересов, гуманных и общественных.

Большая серьезность интересов должна была оказать благодетельное влияние и на падение пустоты светской жизни и дать более серьезный взгляд на цель жизни.

Занятие женщин философией всего более встречало неодобрение со стороны мужчин, считавших, что женщины занимаются наукой только для щегольства, и находили со стороны женщин дерзким и неуместным, что они вместо того, чтобы заниматься дома прядением и тканьем вращаются в кругу мужчин, изучают речи, говорят ученым языком. Сторонники женской учености отчасти хотели ограничить женщин одной только нравственною философией, которая по их мнению должна была сделаться основою женской добродетели.

Нередко женщины вместе с философией занимались, по-видимому, астрономией и математикой, что однако не всегда служило им в пользу. Знатные женщины держали около себя на жалованье греческих мудрецов, риторов и филологов, людей почтенной наружности с длинными седыми бородами, которых обязанность, между прочим, состояла в том, чтобы вместе с другой челядью сопровождать носилки госпожи. Женщины вообще имели мало досуга предаваться философским беседам и занимались ими только за столом или за туалетом. [6]

История же говорит, что во времена Империи женщины не были стеснены старинными предрассудками, были более свободны, чаще вращались в обществе, и весьма были заняты тем, чтобы лучше в нем казаться.

2.2. Роль женщины в религиозной системе

Римляне не заботились давать своим дочерям какое либо особенное религиозное воспитание. Оба пола воспитывались одинаково. Что до религии, то ее не изучали. Да она и не могла быть изучаемою: древние верования не имели догматов, и вовсе не требовали для себя какого-либо нравственного обучения. Не было даже вовсе книг духовного содержания. Верования образовывались из ряда обычаев, укоренившихся вследствие долгого их употребления, и еще из затруднительных молитв, которые не было нужды знать на память. Следует отметить, что религия хотя и не изучалась молодой римлянкой, но занимала важное место в ее жизни. Молитвы, жертвоприношения, участие в старинных обрядах приличны были матроне, которой присуще было чувство самоуважения. Ей следовало посещать храмы, и самым строгим образом исполнять все религиозные обряды.

Древнее устройство римской семьи не признает домашнюю религию достоянием одного только мужчины. Жена молит богов вместе с супругом, и дети помогают в том родителям. Сын приносит предметы, необходимые для жертвоприношения, дочь поддерживает священный огонь, эту домашнюю святыню, который, притом никогда не должен потухать.

В государстве, которое есть не что иное, как семья в большом виде, находятся подобные же учреждения. Большинство жрецов находится в обществе своих жен при отправлении богослужения - жрицы исполняют обязанности почти такие же затруднительные, как и жрец, она подчиняется тем же самым точным предписаниям ритуалов.

Чрезвычайно важна была общественном богослужении молодая девица, роль которой впоследствии исполняли весталки - шесть девиц, дочери патрициев из лучших семейств Рима. Девочек выбирали в возрасте от шести до десяти лет, то есть неполовозрелых, а срок их службы продолжался тридцать лет: десять лет они учились, десять - совершали богослужения, десять - учили других. После тридцатилетней службы весталки имели право оставить жречество и выйти замуж, но видно, что некоторые предпочитали оставаться на посту. Правда, замужество весталки случалось крайне редко, существовало даже поверье, что брак с весталкой не ведет к добру

С другой стороны, весталки пользовались особым положением по отношению к некоторым постановлениям общего права: они освобождались от власти отца и имели право завещания. На суде их свидетельство имело громадное значение, их ходатайство всегда принимал император - если весталка встречала преступника, которого вели на казнь, то казнь отменялась.

Во время общественных игр весталки занимали почетное места, участвовали во всех религиозных торжествах. Всякое оскорбление весталок наказывалось смертью.

Первейшая функция весталок - поддерживать и стеречь огонь в очаге общего алтаря в святилище Весты. Этот огонь был самой богиней, и его сохранение обеспечивало нерушимость государства. За весталками закреплялась и еще одна важнейшая для существования Римского государства обязанность: хранение sacra - священных предметов, прибывших из Трои, которые оберегали Рим. Среди них был «Палладий» - деревянная статуя Афины Паллады. Таким образом, на весталках лежала очень серьезная ответственность.

Вопреки общественному мнению женский пол не мог жаловаться на римскую религию, которая не ставила их в худшие положения против мужчин. Неравенство, жертвою которого были женщины, проистекало исключительно от законов гражданских. Но религия не одобряла их, и кажется даже, по известным признакам, что она шла против их и желала их исправления. Так, она употребила большие усилия сделать брак более торжественным. Пред совершением брака, жених и невеста приносили вместе общую жертву. На другой день свадьбы, супруга должна была принести жертву в доме своего мужа: таким образом вступала она в обладание им. Кроме сего обычай этот существовал и для умилостивления богов новой семьи. Такое религиозное приготовление к брачному сожительству делало из супружества священный акт. Весьма естественно, что обряд, исполненный с подобною торжественностью, не мог быть легко расторгнут. Религия, кажется, также искала того, чтоб сделать его ненарушимым, и с древнейших времен она смотрела на нарушение брака как на святотатство, а супругов, разошедшихся без всякого видимого повода, говорят, она наказывала смертью.

2.3. Влияние женщин на политическую жизнь древнего Рима.

Всем известно, что положение женщин в древности, в особенности в Риме, не было завидно - предполагают, что обращение с ними было подобно обращению с рабынями, и думают, что для эмансипации их по меньшей мере был необходим социальный и религиозный переворот. Достоверно, что Римские законы весьма жестоки по отношению к женщинам. Когда размышляешь об этом узаконенном рабстве, которое «тяготит над женщиной и не имеет пределов», нельзя удержаться чтоб не пожалеть о ее судьбе. Но чувство это скоро перестает, если не придерживаться буквы законов, а изучать римское общество и образ его жизни лишь в нем самом. Значение женщины здесь сильнее: ее положение почетнее и ее окружают уважением: она уважаема супругом, почитаема детьми, рабами. Она хозяйка дома. Закон и обычай в этом случае противоречат друг другу, и в этом споре в конце концов был побежден закон. Одним словом, она одинаково с супругом управляла имением и домом - переступая порог нового жилища, жена обращалась к мужу с следующими таинственными словами: «где ты хозяин, там и я хочу быть госпожою». [8]

Таким образом, добраться в Римской истории до той эпохи, когда женщины были совершенными рабынями - невозможно. Никогда они не были в таком угнетении, как предполагают. Римлянин предвидел, что в этой борьбе за влияние, которую он должен был иметь с женою, он будет побежден. Он наперед уже чувствовал себя слабеющим, и вот он создает суровые законы, чтобы иметь против женщины оружие в своих руках. Но историки нам говорят, что все это не приносило ему пользы, и женщина без труда получала дома все то, что законодательство заставляло ее терять вне него.

2.4. Сравнительный анализ статуса римской женщины и современной женщины г.Заречного.

В ходе проведённого мною исследования было опрошено 100 респондентов- женщин: из них в возрасте 18-27 лет -10%, 28-37 лет - 19%, 38-47лет - 21%, 48-57 лет -36%, 58 лет и старше - 14%.

Замужем - 58% (54% опрошенных в браке 15 и более лет, по 10% -менее 5 лет, 5-10 лет и 10-15 лет), не замужем - 18%, разведены - 14%, вдовы -10% респондентов,

Более половины опрошенных женщин (58%) с высшим образованием, 35%-среднеспециальным, 7% - средним, процент женщин, желающих повысить свой образовательный уровень, и считающих его достаточным равны (по 42%, 16%-затруднились ответить).

Таким образом, среди респондентов преобладают замужние женщины среднего возраста (от 38 и до 57 лет) с высшим образованием.

Представленные ниже вопросы, которые были заданы респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

В условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющее число женщин вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью - семьей.

Респондентам был задан вопрос: «Что для Вас работа?». Половина респондентов ответила «источник дохода» (48%), каждая третья женщина - жизненная необходимость (32%). Возможность самореализации и раскрытия собственных способностей в рабочем коллективе отметили 16% и лишь 4% - возможность общения.

Следующий вопрос коснулся согласия - несогласия респондентов с основной ролью женщины в обществе, связанной с «естественным» ее предназначением - семья, муж, дети.

Результаты опроса показали, не согласных с «естественным» взглядом на роль женщины в обществе - 33%, большая же часть (57%) придерживаются более традиционных взглядов.

Анализ наиболее важных составляющих для женщины в современном обществе представлен в таблице:Критерий/место

1

2

3

4

5

Замужество

30%

48%

12%

6%

0

Материнство

50%

32%

9%

2%

3%

Карьера и профессиональный рост

12%

8%

62%

9%

5%

Общественная деятельность

1%

5%

9%

77%

4%

Политическая активность

3%

3%

4%

2%

84%

Больше половины респондентов считают самым главным для себя - материнство (50% -1 место) и замужество (48% - 2 место). Карьера и профессиональный рост, общественная и политическая деятельность не являются для женщин важными факторами.

В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:

Таким образом, данный стереотип не находит своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (86%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей.

На вопрос «Как Вы думаете, кому в современном обществе проще добиться успеха?» более половины опрошенных (52%) считают, что это не зависит от пола, 37% ответили, что мужчине, 5% -женщине и 6% затруднились с ответом.

Когда респондентам был задан вопрос: «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 72% опрашиваемых ответили, что мужчину (что вполне согласуется с данными об основной роли женщины).

Возможно это результат устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем.

Последний вопрос «Какая она, «успешная женщина?»

На 1 месте (64%) - «Успешная в личной жизни», на 2 месте (53%) - «Финансово независимая», на 3 месте (51%) - «Успешная во всем», затем «Успешная в карьере» -44% и «Активная в общественной жизни»-37%. Понятие успеха многогранно и для каждого человека существует свое ощущение успеха. В нашем случае, большая часть женщин связали успех с понятием личной жизни и финансовой независимости.

Данные социологического опроса позволяют провести сравнительный анализ по следующим критериям и сделать соответствующие выводы:Сходства

Замужество

Является наиболее важным

Является наиболее важным

Материнство

Является наиболее важным

Является наиболее важным

Различия

Карьера и профессиональный рост

Не имеет значения

Имеет большое значение

Общественная деятельность

пассивно принимают участие

активно принимают участие

Политическая активность

низкая

высокая

Результаты опроса показали:

  1. Самое важное для женщин - это семья и дети и это, по мнению опрашиваемых, основное предназначение женщины и критерий её успешности. Работа необходима ей лишь как источник дохода для поддержания приемлемого уровня жизни. При этом современные женщины совмещают семью и работу, и это не оказывает на оба фактора негативного влияния.

  2. Абсолютное большинство работающих женщин указали, что хотели бы видеть начальником мужчину (что вполне согласуется с данными об основной роли женщины). Женщины демонстрируют желание подчиняться и быть «слабой половиной», при этом желают быть финансово независимыми (от мужчин).

  3. Современный статус женщины во многом сформирован на основании положения римской женщины.

III Заключение.

Положение женщины в римском обществе было не однозначным. С одной стороны, она имела довольно значительное для того времени влияние на политику и общественную мысль, вела домашнее хозяйство, играла существенную роль в религиозных обрядах, с другой стороны, была полностью исключена из сферы действия римского права, зависела от воли главы семейства и не являлась полноправным участником судебных процессов.

В условиях становления новой политической системы и изменения социальной структуры римского общества менялось положение женщины. Она обретала относительную свободу и равенство по сравнению с мужской частью населения Рима. Рост социального престижа женщины шел рука об руку с процессом оформления супружеской семьи, становлением нового взгляда на взаимоотношения обоих полов на основе духовного единения и партнерства, в основе которого лежал принцип взаимодополняемости, жестко фиксировавший ролевые функции в семье как для супругов, так и для их детей и других членов.

Сегодня женщина - это полноправный член общества со всеми вытекающими правами и обязанностями, часть из которых была сформулирована в Древнем Риме. Смиренная, но при этом пользующаяся авторитетом хозяйка, благоверная супруга, заботливая мать - таков идеальный образ женщины Древнего Рима и современной России.

Список использованных источников и литературы

I. Источники.

  1. Геллий А. Аттические ночи. Книги XI-XX/ Пер. с латинского под общ. ред. А. Я. Тыжова, А. П. Бехтер. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. - 448 с.

  2. Овидий П. Н. Собрание сочинений. Т. I. - СПб.: Биографический институт «Студия Биографика», 1994. - 512 с.

  3. Овидий П. Н. Собрание сочинений. Том II.- СПб.: Биографический институт «Студия Биографика», 1994. - 528 с.

  4. Плиний Младший. Письма. Перевод М. Е. Сергеенко, А. И. Доватура и В. С. Соколова. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 578 с.

  5. Тацит К. Сочинения в двух томах. Том первый. Анналы. Малые произведения. Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1993. - 445 с.

  6. Ювенал Д. Ю. Сатиры.- М., 1887. - 504 с. .// ancientrome.ru/antlitr/juvenal/

II. Монографии и статьи по теме исследования.

  1. Буасье Г. Римские женщины, их воспитание и положение в обществе. Перевод с французского. - СПб.: Типография К. Н. Плотникова,1875 . - 78 с. //dissercat.com/content/vysshee-obrazovanie-v-rimskoi-imperii-kulturologicheskii-aspekt

  2. Гуревич Д., Рапсат - Шарлье М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме/ Пер. с фр. Н. Н. Зубкова. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 260 с.

  3. Фридлендер Л. Картины из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов. Необходимое пособие при изучении римских классиков. Перевод Н. Белозерской. Т. 1. - СПб.: издание книгопродавца С. В. Звонарева, 1873. - 271 с. // ancientrome.ru/publik/article.

© 2010-2022