- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории средних веков 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков 6 класса
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бравин О.В. |
Дата | 21.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерных программ по истории.// Сборник нормативных документов. / Сост. Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 г.
Учебная нагрузка в 6 классе 70 часов, т.е. по 2 часа в неделю, распределяется в соответствии с информационным письмом МОиН РТ от 08.08.2008 года № 4978 / 8 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин». Индивидуальная рабочая программа является ориентиром и используется при тематическом планировании материала по предмету.
Предмет истории в 6 классе на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
-освоение знаний о важнейших событиях и хронологической последовательности
-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм, толерантного отношения к представителям других народов и стран
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Задача курса
- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
-охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
Задачи раздела «История средних веков» (6 класс)
Обучения:
-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, нестандартные уроки контроля знаний.
-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
-способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:
-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
-умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
-умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
-умения работать с исторической картой;
-умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Развития:
- Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
уметь
-соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание курса «История средних веков»
6 класс
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Календарно - тематическое планирование.
Дата факт
Тема урока
Цели и задачи урока
Основные факты, понятия, проблемы
Дом. зад.
примечание
1.09
Введение в историю Средних веков.
Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории.
Средние века, средневековая цивилизация.
Введение..
Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.)
3.09
Древние германцы и Римская империя.
Рассмотреть процесс образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации.
Великое переселение народов.
§ 1.
8.09
Образование государства у франков.
Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.
Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда.
§2,
10.09
Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи.
Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.
Усобицы, магнат, бенефиций, феод.
§3
15.09
Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв.
Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей.
Каролинги, лангобарды, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден.
§ 2.
17.09
Феодальная раздробленность.
Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае - на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.
Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение.
§3
22.09
Западная Европа в 9 - 11 веках.
Рассмотреть положение стран Западной Европы в Раннее Средневековье.
Рыцарство, король Артур.
§4.
24.09
Образование славянских государств.
Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.
Викинги, норманны, саги, руны.
§8.
29.09
Культура Западной и Центральной Европы.
Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры.
Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы.
§5.
1.10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в ранее Средневековье».
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре. рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье.
Средние века, династии, королевства, феодальная лестница.
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.)
6.10
Византийская империя при Юстиниане.
Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы.
Василевс, торговый путь из «варяг в греки
§6.
8.10
Культура Византии.
Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую.
базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица
§7.
13.10
Возникновение ислама и объединение арабов.
Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.
Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат
§9.
15.10
Культура стран Арабского халифата.
Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами.
Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир.
§10.
20.10
Раннее Средневековье. Урок рубежного контроля.
Сделать необходимые выводы о развитии Западной, Центральной Европы и Византийской империи и Ближнего Востока в 5-11 вв.
Феодализм, империя, халифат, Византия.
Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.)
22.10
Крестьяне и феодалы.
Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.
Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность.
§11, 12,.
27.10
Средневековый город и его обитатели.
Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.
Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр.
§13,14.
29.10
Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками.
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений
Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.
§15.
10.11
Крестовые походы. Повторительно-обобщающий урок.
Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.
§16.
Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.)
12.11
Франция накануне Столетней войны.
Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.
Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия.
§17
17.11
Англия накануне Столетней войны.
Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.
Шериф, графства, парламент, сословное представительство.
§18
19.11
Столетняя война 1337-1453 гг.
Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д'Арк.
Арбалет, тактика, национальная независимость.
§19
24.11
Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны.
Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции.
Крестьянские движения.
§20,
26.11
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах.
Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.
§21
1.12
Государства Южной и Центральной Европы.
Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии.
«Золотая булла». Реконкиста.
§22,23,24.
3.12
Гуситское движение в Чехии.
Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV-ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.
Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные.
§25
8.12
Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа в 12 - 15 вв.».
10.12
Культура Западной Европы в 11-15 вв.
Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI-ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI-ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм. Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель. Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист.
§27-30.
Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.)
15.12
Османская империя.
Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи
Османы, янычары, султан, церковная уния.
§26
17.12
Индия в Средние века.
Сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников.
Раджа, каста, варна, пещерные храмы.
§32
22.12
Китай в Средние века.
Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о Китае.
Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж.
§31
24.12
Доколумбовая Америка.
Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки.
Майя, ацтеки, инки,.
§33
12.01
Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля.
Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья, а также оценить развитие Востока и Америки в Средние века.
Цивилизация, роль средневековья в истории человечества.
Итоговое повторение (1 ч.)
14.01
Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля.
Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков».
Резервный урок
Литература:
-
Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков». М., «Просвещение» 2009 год.
-
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России» М., «Просвещение» 2003 год.
Методические пособия:
-
В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.
-
О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.
-
А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.
-
В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы. М., «Вако» 2003 год.
-
А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.
-
Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.
КИМ:
-
М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.
-
Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.
-
В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа - Пресс» 1997 год.
-
Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.