Рабочая программа по истории средних веков 6 класса

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерных программ по истории.// Сборник нормативных документов. / Сост. Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 г.

Учебная нагрузка в 6 классе 70 часов, т.е. по 2 часа в неделю, распределяется в соответствии с информационным письмом МОиН РТ от 08.08.2008 года № 4978 / 8 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин». Индивидуальная рабочая программа является ориентиром и используется при тематическом планировании материала по предмету.

Предмет истории в 6 классе на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни

-освоение знаний о важнейших событиях и хронологической последовательности

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм, толерантного отношения к представителям других народов и стран


Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.

Задача курса

- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

-охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

Задачи раздела «История средних веков» (6 класс)

Обучения:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, нестандартные уроки контроля знаний.

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;

-способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:

-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

-умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

-умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

-умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

-умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

-умения работать с исторической картой;

-умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Развития:

- Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

эстетических эмоций,

положительного отношения к учёбе,

умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;



-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание курса «История средних веков»

6 класс

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

































Календарно - тематическое планирование.

Дата факт


Тема урока

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Дом. зад.

примечание


1.09

Введение в историю Средних веков.

Установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем, показать преемственность в развитии мировой истории, рассмотреть средневековье как период всемирной истории.

Средние века, средневековая цивилизация.

Введение..

Тема 1. Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. (9 ч.)

3.09

Древние германцы и Римская империя.

Рассмотреть процесс образования германских королевств, формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации информации.

Великое переселение народов.

§ 1.


8.09

Образование государства у франков.

Сформировать представление об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании королевства франков, формировать умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.

Династия Меровингов, Франкское государство, Салическая правда.

§2,


10.09

Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи.

Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.

Усобицы, магнат, бенефиций, феод.

§3


15.09

Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв.

Расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей.

Каролинги, лангобарды, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден.

§ 2.


17.09

Феодальная раздробленность.

Сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае - на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.

Домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение.

§3


22.09

Западная Европа в 9 - 11 веках.

Рассмотреть положение стран Западной Европы в Раннее Средневековье.

Рыцарство, король Артур.

§4.


24.09

Образование славянских государств.

Выделить причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.

Викинги, норманны, саги, руны.

§8.


29.09

Культура Западной и Центральной Европы.

Формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры.

Античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы.

§5.


1.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в ранее Средневековье».

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в паре. рассмотреть основные моменты истории стран Европы в Раннее Средневековье.

Средние века, династии, королевства, феодальная лестница.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток 6-11 вв. (5 ч.)

6.10

Византийская империя при Юстиниане.

Определить место Византии в истории раннесредневековой Европы.

Василевс, торговый путь из «варяг в греки

§6.


8.10

Культура Византии.

Рассмотреть культурное развитие Византии в 6-11 веках и её влияние на культуру Европейскую.

базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм, иконоборцы, глаголица, кириллица

§7.


13.10

Возникновение ислама и объединение арабов.

Понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.

Бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат

§9.


15.10

Культура стран Арабского халифата.

Усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами.

Халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир.

§10.


20.10

Раннее Средневековье. Урок рубежного контроля.

Сделать необходимые выводы о развитии Западной, Центральной Европы и Византийской империи и Ближнего Востока в 5-11 вв.

Феодализм, империя, халифат, Византия.

Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.)

22.10

Крестьяне и феодалы.

Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока. сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальная лестница, пэр сеньория, лично зависимые крестьяне, Рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, куртуазность.

§11, 12,.


27.10

Средневековый город и его обитатели.

Сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.

Бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика, мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр.

§13,14.


29.10

Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками.

Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви. Показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений

Таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав. «Наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.

§15.


10.11

Крестовые походы. Повторительно-обобщающий урок.

Сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий. сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.

§16.

Тема 4. Государства Европы в 12-15 вв. (9 ч.)

12.11

Франция накануне Столетней войны.

Сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.

Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия.

§17


17.11

Англия накануне Столетней войны.

Показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.

Шериф, графства, парламент, сословное представительство.

§18


19.11

Столетняя война 1337-1453 гг.

Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д'Арк.

Арбалет, тактика, национальная независимость.

§19


24.11

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны.

Рассмотреть причины, ход, итоги крестьянских восстаний, сравнить положение крестьян в Англии и Франции.

Крестьянские движения.

§20,


26.11

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах.

Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.

§21


1.12

Государства Южной и Центральной Европы.

Рассмотреть процесс централизации на Пиренейском полуострове и в Германии.

«Золотая булла». Реконкиста.

§22,23,24.


3.12

Гуситское движение в Чехии.

Сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV-ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.

Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные.

§25


8.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа в 12 - 15 вв.».


10.12

Культура Западной Европы в 11-15 вв.

Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI-ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания. Сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI-ХIII вв. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм. Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель. Личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист.

§27-30.

Тема 5. Восток и Америка в Средние века. (5 ч.)

15.12

Османская империя.

Сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи

Османы, янычары, султан, церковная уния.

§26


17.12

Индия в Средние века.

Сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников.

Раджа, каста, варна, пещерные храмы.

§32


22.12

Китай в Средние века.

Сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о Китае.

Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж.

§31


24.12

Доколумбовая Америка.

Сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки.

Майя, ацтеки, инки,.

§33


12.01

Расцвет Средневековья. Урок рубежного контроля.

Сделать необходимые выводы о развитии Средневекового европейского общества в Расцвет Средневековья, а также оценить развитие Востока и Америки в Средние века.

Цивилизация, роль средневековья в истории человечества.



Итоговое повторение (1 ч.)


14.01

Место и роль Средневековья в мировой истории. Урок итогового контроля.

Обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса «История Средних веков».


Резервный урок



Литература:

  1. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков». М., «Просвещение» 2009 год.

  2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России» М., «Просвещение» 2003 год.

Методические пособия:

  1. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.

  2. О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.

  3. А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.

  4. В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы. М., «Вако» 2003 год.

  5. А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.

  6. Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.

КИМ:

  1. М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.

  2. Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.

  3. В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа - Пресс» 1997 год.

  4. Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.


© 2010-2022