- Преподавателю
- История
- Конспект по истории Отмена крепостного права
Конспект по истории Отмена крепостного права
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федосеева М.Б. |
Дата | 11.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Крестьянская реформа 1861 года
урок-исследование
Цели и задачи:
-
Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
-
Анализировать основные положения реформы и выявить её двойственность - прогрессивный характер и сохранение патриархально-крепостнических черт.
-
Развивать умения ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, работать в парах.
Оборудование
компьютер, проектор, презентация, учебник «История России конец XVII - XIX век» 10 класс.
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстами, таблицами и иллюстрациями позволяющими оживить материал учебника.
План урока
-
Характеристика личности императора Александра II
-
Крестьянский вопрос в России.
-
Предпосылки и причины отмены крепостного права.
-
Подготовка крестьянской реформы.
-
Основные положения реформы.
Ход урока
I Введение: ознакомление с темой, целями и задачами урока.
II Основная часть урока
1. Характеристика личности императора Александра II (1-3 слайд)
Вступление на престол нового императора открыло либеральную эпоху в истории России, она была связана с личными качествами Александра II. Большое влияние на будущего царя оказали - отец император Николай I и его воспитатель поэт В.А. Жуковский, который привил своему воспитаннику ценности гуманизма. Александр рос в семейной обстановке любви и доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём сердечность и чувствительность, весёлый нрав, но при этом указывали на отсутствие усердия и упорства.
Александр любил военные парады и охоту, благодаря своему увлечению он прочитал произведение И.А. Тургенева «Записки охотника». Позже Александр говорил, что именно эта книга заставила его серьёзно подойти к проблеме отмены крепостного права.
2.Крестьянский вопрос в России (первая половина XIX века).
Основой экономики России был малопродуктивный труд крепостных крестьян в сельском хозяйстве и на мануфактуре (посессионные крестьяне, «отходники»). Крестьянское хозяйство скрипело, помещики постепенно разорялись, но имело большой запас прочности. Проблема была в том, что Россия к этому времени сильно отставала по темпам производства от Западной Европы. Правительство это понимало, к этому добавлялись крестьянские волнения, слабая рекрутская армия и тяжёлое финансовое положение страны. Поэтому императоры, начиная с Александра I - указ «о вольных хлебопашцах» и Николай I реформа «Государственных крестьян» принимают меры по ослаблению крепостного права. Но все действия правительства носили тайный и рекомендательный характер.
3. Предпосылки и причины отмены крепостного права. (4 -5 слайд)
30 марта 1856 года Александр выступая в московском собрании перед губернскими и уездными представителями дворянства сказал, что лучше уничтожить крепостное право «свыше», нежели ждать того времени, когда оно начнёт уничтожаться «снизу».
Вопрос: На что намекал император?
- Крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к восстаниям среди крестьян.
Задание: определите предпосылки и причины отмены крепостного права?
Крымская война.
Помещичье хозяйство переживало кризис.
Либеральное общественное движение.
Русская литература.
Тяжёлое положение крестьян.
-
Падение международного авторитета страны.
-
Технико-экономическая отсталость.
-
Записка Кавелина.
-
«Записки охотника» Тургенев.
-
Крестьянские волнения.
Вывод: Россия была единственной страной в Европе , где сохранялось крепостное право, поэтому его отмена была определена комплексом экономических, социальных, нравственных и политических причин.
4. Подготовка крестьянской реформы. (6 -7 слайд)
Вопрос: что предлагал Кавелин в «Записке» ?
-
избавить крестьян от «личной зависимости», но сохранить за помещиком право на землю.
-
предоставить крестьянам надел, который обрабатывали за плату.
-
государство должно было взять на себя операцию выкупа, учесть интересы крестьян и помещиков.
Записка носила правовой характер и оказала влияние на положения реформы.
Задание: составить схему этапов подготовки реформы?
1857 г. - Негласный комитет
1858 г. - Губернские комитеты
1858 г. - Редакционные комиссии
Вопрос : назовите чиновников, которые готовили реформу?
- Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, М.А.Самарин, кн. Константин Николаевич
Задание: сравните проекты правительства и помещиков? (8 - 9 слайд)
1861 г.19 февраля - Александр подписал «Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости». «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости». (10 - 11 слайд)
1861 г. 5 марта Манифеста был обнародован. Александр лично зачитал закон войскам, а крестьянам читали священники в церкви.
Вопрос: почему Манифест был опубликован через две недели после подписания?
5.Основные положения реформы. (12 - 19 слайд)
Вопрос: Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск недовольства? «Недовольство - освобождением?»
Крестьянские волнения
Задание: изучить положения реформы, составить сравнительную таблицу, выписать понятия и объяснить их.Сельский сход
Сельские обыватели
Временнообязанные крестьяне
Выкупная сделка
Выкупные платежи
Отрезки
Круговая порука
-
собрание сельских обывателей.
-
лично свободные крестьяне.
-
лично свободные крестьяне вынужденные выполнять свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.
-
договор помещика с крестьянами по выкупу земли.
-
выплаты крестьян помещикам и государству.
-
часть земель, находившихся в пользовании крестьян, отрезанных после реформы.
-
ответственность крестьян в общине.
Вопрос: какие места Манифеста вызвали наибольшее возмущение?
- Временнообязанное состояние, выкуп земли и «отрезки».
В отдельных губерниях освобождение называли «бабской волей», в связи с разрешением жениться без разрешения помещика, и ждали настоящей «мужицкой воли».
Вывод: интересам крестьян отвечал тот раздел реформы, который посвящён личному освобождению крестьян. Сохранение повинностей в пользу помещика, выкупные платежи, отрезки не могли не вызвать недовольства у крестьян.
III Заключительная часть урока (20 - 21 слайд)
ответить на вопросы:
Назовите прогрессивные черты реформы? Какие патриархально-крепостнические порядки она сохранила?
- Реформа носила компромиссный характер между государством и обществом - помещиками и крестьянами.
-
Освободили 20 миллионов крестьян, но их положение характеризовалось малоземельем, нищетой и зависимостью от помещиков и государства.
-
Правительство, продолжая поддерживать помещиков, сохранило помещичье землевладение.
-
Но даже урезанная реформа положила начало экономическим и политическим переменам в стране. В России быстро развиваются буржуазные отношения.
Домашнее задание: написать письмо Александру II от имени освобождённого крестьянина, или помещика освободившего крестьян.