Конспект по истории Отмена крепостного права

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крестьянская реформа 1861 года

урок-исследование

Цели и задачи:

  1. Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права.

  2. Анализировать основные положения реформы и выявить её двойственность - прогрессивный характер и сохранение патриархально-крепостнических черт.

  3. Развивать умения ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, работать в парах.

Оборудование

компьютер, проектор, презентация, учебник «История России конец XVII - XIX век» 10 класс.

В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстами, таблицами и иллюстрациями позволяющими оживить материал учебника.

План урока

  1. Характеристика личности императора Александра II

  2. Крестьянский вопрос в России.

  3. Предпосылки и причины отмены крепостного права.

  4. Подготовка крестьянской реформы.

  5. Основные положения реформы.

Ход урока

I Введение: ознакомление с темой, целями и задачами урока.

II Основная часть урока

1. Характеристика личности императора Александра II (1-3 слайд)

Вступление на престол нового императора открыло либеральную эпоху в истории России, она была связана с личными качествами Александра II. Большое влияние на будущего царя оказали - отец император Николай I и его воспитатель поэт В.А. Жуковский, который привил своему воспитаннику ценности гуманизма. Александр рос в семейной обстановке любви и доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём сердечность и чувствительность, весёлый нрав, но при этом указывали на отсутствие усердия и упорства.

Александр любил военные парады и охоту, благодаря своему увлечению он прочитал произведение И.А. Тургенева «Записки охотника». Позже Александр говорил, что именно эта книга заставила его серьёзно подойти к проблеме отмены крепостного права.

2.Крестьянский вопрос в России (первая половина XIX века).

Основой экономики России был малопродуктивный труд крепостных крестьян в сельском хозяйстве и на мануфактуре (посессионные крестьяне, «отходники»). Крестьянское хозяйство скрипело, помещики постепенно разорялись, но имело большой запас прочности. Проблема была в том, что Россия к этому времени сильно отставала по темпам производства от Западной Европы. Правительство это понимало, к этому добавлялись крестьянские волнения, слабая рекрутская армия и тяжёлое финансовое положение страны. Поэтому императоры, начиная с Александра I - указ «о вольных хлебопашцах» и Николай I реформа «Государственных крестьян» принимают меры по ослаблению крепостного права. Но все действия правительства носили тайный и рекомендательный характер.

3. Предпосылки и причины отмены крепостного права. (4 -5 слайд)

30 марта 1856 года Александр выступая в московском собрании перед губернскими и уездными представителями дворянства сказал, что лучше уничтожить крепостное право «свыше», нежели ждать того времени, когда оно начнёт уничтожаться «снизу».

Вопрос: На что намекал император?

- Крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к восстаниям среди крестьян.

Задание: определите предпосылки и причины отмены крепостного права?


Крымская война.

Помещичье хозяйство переживало кризис.

Либеральное общественное движение.

Русская литература.

Тяжёлое положение крестьян.


  • Падение международного авторитета страны.

  • Технико-экономическая отсталость.

  • Записка Кавелина.

  • «Записки охотника» Тургенев.

  • Крестьянские волнения.

Вывод: Россия была единственной страной в Европе , где сохранялось крепостное право, поэтому его отмена была определена комплексом экономических, социальных, нравственных и политических причин.

4. Подготовка крестьянской реформы. (6 -7 слайд)

Вопрос: что предлагал Кавелин в «Записке» ?

  • избавить крестьян от «личной зависимости», но сохранить за помещиком право на землю.

  • предоставить крестьянам надел, который обрабатывали за плату.

  • государство должно было взять на себя операцию выкупа, учесть интересы крестьян и помещиков.

Записка носила правовой характер и оказала влияние на положения реформы.

Задание: составить схему этапов подготовки реформы?

1857 г. - Негласный комитет

1858 г. - Губернские комитеты

1858 г. - Редакционные комиссии

Вопрос : назовите чиновников, которые готовили реформу?

- Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, М.А.Самарин, кн. Константин Николаевич

Задание: сравните проекты правительства и помещиков? (8 - 9 слайд)

1861 г.19 февраля - Александр подписал «Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости». «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости». (10 - 11 слайд)

1861 г. 5 марта Манифеста был обнародован. Александр лично зачитал закон войскам, а крестьянам читали священники в церкви.
Вопрос: почему Манифест был опубликован через две недели после подписания?

5.Основные положения реформы. (12 - 19 слайд)

Вопрос: Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск недовольства? «Недовольство - освобождением?»

Крестьянские волнения

Конспект по истории Отмена крепостного права

Задание: изучить положения реформы, составить сравнительную таблицу, выписать понятия и объяснить их.Сельский сход

Сельские обыватели

Временнообязанные крестьяне

Выкупная сделка

Выкупные платежи

Отрезки

Круговая порука

  • собрание сельских обывателей.

  • лично свободные крестьяне.

  • лично свободные крестьяне вынужденные выполнять свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

  • договор помещика с крестьянами по выкупу земли.

  • выплаты крестьян помещикам и государству.

  • часть земель, находившихся в пользовании крестьян, отрезанных после реформы.

  • ответственность крестьян в общине.

Вопрос: какие места Манифеста вызвали наибольшее возмущение?

- Временнообязанное состояние, выкуп земли и «отрезки».

В отдельных губерниях освобождение называли «бабской волей», в связи с разрешением жениться без разрешения помещика, и ждали настоящей «мужицкой воли».

Вывод: интересам крестьян отвечал тот раздел реформы, который посвящён личному освобождению крестьян. Сохранение повинностей в пользу помещика, выкупные платежи, отрезки не могли не вызвать недовольства у крестьян.

III Заключительная часть урока (20 - 21 слайд)

ответить на вопросы:

Назовите прогрессивные черты реформы? Какие патриархально-крепостнические порядки она сохранила?

- Реформа носила компромиссный характер между государством и обществом - помещиками и крестьянами.

  • Освободили 20 миллионов крестьян, но их положение характеризовалось малоземельем, нищетой и зависимостью от помещиков и государства.

  • Правительство, продолжая поддерживать помещиков, сохранило помещичье землевладение.

  • Но даже урезанная реформа положила начало экономическим и политическим переменам в стране. В России быстро развиваются буржуазные отношения.

Домашнее задание: написать письмо Александру II от имени освобождённого крестьянина, или помещика освободившего крестьян.

© 2010-2022