• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока на тему Столетняя война с использованием технологии развития критического мышления

План-конспект урока на тему Столетняя война с использованием технологии развития критического мышления

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА. УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Цели: познакомиться с причинами и поводом к Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

Планируемые результаты: Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал.

Метапредметные:

Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Технологическая карта урокаЭтапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля



предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Проверка домашнего задания

Устный опрос

- Назовите причины и повод Столетней войны.

- Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны?

- Дайте характеристику основным этапам Столетней войны.

- Расскажите о жизни и подвиге Жанны д'Арк

Выполняют задания, приводят примеры

Индивидуальная

Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны

Познавательные:

иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами

Устный опрос

Составление таблицы

Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии» (см. Приложение 1)

Заполняют таблицу вместе с учителем

Фронтальная

Знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции

Познавательнее:

представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания

Таблица

III. По-

станов-

ка учеб-

ных за-

дач

Беседа

- Как вы думаете, каковы были последствия Столетней войны во Франции и в Англии? Каково было положение королевской власти? Что необходимо было в этот момент стране? Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим перед уроком?

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: вы-

деляют и сохраняют

учебные задачи

IV. Изу-

чение

нового

мате-

риала

Беседа

Задает вопросы:

- Каковы были итоги Столетней войны?

(Столетняя война завершилась в 1453 г.

Англичане потеряли все свои владения

во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.)

- Франция одержала победу в этой изну-рительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (вы-деляет последствия войны вместе с уча-щимися):

- заброшены пахотные земли;

- опустошены города;

- уничтожены деревни;

- нарушены торговые связи.

К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461-1483 гг.) формируется тайный союз -Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл

Участвуют в диалоге, де-

лают записи

в тетрадях

Фронтальная

Выделяют последствия Столетней

войны

Познавательные: воспроизводят изу-

ченный материал

в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: вступают в речевое общение

Устные ответы



Презентация

«Борьба

за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым»

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают

записи в тетрадях

Фронтальная

Определяют и объ-ясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому

Личностные: соотносят свои действия

и поступки окружающих с исторически возникшими

формами социального поведения

Записи в тетради



Работа

с исторической картой

«Завершение объединения Франции

к концу XV века» (с. 181)

Формулирует вопросы: - Покажите на карте владения короля Франции к XV в.

- Какие территории были присоединены

к Франции? (К Франции были присоедине-

ны Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.)

- Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым оста-

лось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось

Изучают карту, отвечают

на вопросы,

формулируют

вывод

Работа в парах

Читают историче скую карту с опо-

рой на легенду -

Познавательные: выделяют необходимую информацию

из иллюстративного

материала.

Коммуникативные:

договариваются и приходят к общему решению в ре-

зультате совместной деятельности

Работа с картой



Работа

с учебником (п. 2, с. 180)

Предлагает прочитать, что представляла

собой централизованная Франция, и отве-

тить на следующие вопросы:

- Что говорит о том, что объединение

страны происходило одновременно с уси-лением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)

- Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля.

Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти - власти короля

Разрабатывают алгоритм поис-

ковых дейст-

вий, самостоя-

тельно выпол-няют задания, дают аргумен-тированные ответы на вопросы

Индивиду-альная

Рассказывают об усилении коро-

левской власти

во Франции в конце XV в.

Познавательные: устанавливают при-

чинно-следственные

связи, делают вы-

воды.

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Устные ответы

Рассказ

Учителя


Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии»

Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3)


Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах {см: Приложение 4)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях


Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная


Фронтальная

Рассказывают о последствиях объединения Франции

Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы

Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале

Познавательные:

структурируют знания, используя знаково- символические средства.

Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Записи в тетрадях


Конспект

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Составление сравнительной таблицы

Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.)

В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5)

Заполняют таблицу

Фронтальная

Систематизируют исторический материал

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату

Таблица

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Закончите предложения:

• На уроке я работал...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок мне показался...

• За урок я...

• Мое настроение...

• Материал урока мне был...

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 21; записи в тетрадях.

• На основании сведений § 18-21 составить династические схемы «Французские короли XI-XV веков» и «Английские короли XI- XV веков» (с. 184)

Записывают

домашнее

задание

Индивиду-альная


Ресурсный материал к уроку

Приложение КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИПараметры сравнения

Франция (Жакерия)

Англия

Дата

Май 1358 года

Май 1381 года

Причины возникновения

• Рост налогов в связи с войной.

• Грабежи деревень войсками обеих сторон.

• Массовое личное закрепощение крестьян.

• Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны

• Введение новых налогов (поголовный налог).

• Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным.

• Введение денежного оброка взамен барщины и натурально оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян.

• Чума, голод


Лидер

Крестьянин Гильом Каль

Сельский ремесленник Уот Тайлер

Участники восстания

Крестьяне

Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки

Причины поражения

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Отсутствие поддержки со стороны горожан.

• Отсутствие единого плана восстания

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Незнание военного дела.

• Помощь богатых горожан королю

Последствия восстания

1. Появление у феодалов страха перед крестьянам'*-

2. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости.

3. Начало процесса падения барщинной системы

1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю).

2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами.

3. Смягчение законов против бедноты.

4. Отмена барщины

КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Приложение 5Параметры сравнения

Франция (XI-XVbb.)

Англия (XI-XVbb.)

1

2

3

Предпосылки для объединения страны

- Рост городов;

- развитие товарно-денежных отношений;

- обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти;

- поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями;

- создание органа сословного представительства - Генеральных Штатов

- Нормандское завоевание;

- рост городов;

- развитие товарно-денежных отношений;

- обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти;

- поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями;

- создание органа сословного представительства - парламента

Кто был заинтересован в усилении королевской власти?

• горожане

• лично свободные крестьяне

• мелкие феодалы

• рыцари

• церковь

• рыцари

• горожане

• свободные крестьяне

• мелкие и средние феодалы

Действия правите-

Людовик VI: расширение королевского домена.

Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда»

лей, направленные

Людовик VII: увеличение территории королевского домена.

(перепись земель и населения).

на централизацию

Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель

Генрих II Плантагенет:

власти

на севере страны.

- судебная реформа;

Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части сре-

- военная реформа;

диземноморских территорий.

- усиление власти шерифов.

Людовик IX:

Генрих III:

- введение единой денежной единицы для всей страны;

- 1265 г. -создание парламента;

- усиление полномочий королевского суда;

- образование централизованного государства - сословной

- ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»);

монархии;

- издание законов, действовавших на территории всей страны.

- не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы - в результате

Филипп IV Красивый:

почти полное уничтожение высшей аристократии.

- присоединение к королевскому домену Наварры и Шам-

Генрих VII:

пани;

- борьба с непокорными феодалами;

- Авиньонское пленение пап;

- запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов;

- 1302 г. - создание Генеральных Штатов;

- увеличение налогообложения со всех слоев населения;

- образование централизованного государства - сословной

монархии.

Людовик XI:

- создание новой аристократии из своих сторонников

- создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов;

- введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска;

- управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля

Значение и послед-

- Создание единого централизованного государства во главе

- Создание единого централизованного государства во главе

ствия объединения

с королем;

с королем;

страны

- создание единого налогообложения и законодательства;

- создание единого налогообложения и законодательства;

- покровительство короля росту городов, расширению тор-

- покровительство короля росту городов, расширению торговли;

говли;

- развитие культуры

- развитие культуры; складывание единого французского языка


© 2010-2022