Конспект урока истории в 5 классе по теме Поход Александра Македонского на Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока: Гоппе Виктория Владимировна

Предмет: история

Класс: 5 класс; 20 человек

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток.

Автор учебника: Г.И. Годер, А.А. Вигасин, И.С. Свенцицкая

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (17 по счёту урок в разделе «Древняя Греция», тема изучается в течение 1 занятия, базовая модель обучения, 70 ч. в год, 2ч. в неделю)

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса:

Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11-12 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

Появляются следующие центральные личностные образования:

  • произвольная саморегуляция поведения и деятельности,

  • появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,

  • ориентация на группу сверстников.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классах:

  • формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),

  • развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,

  • развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,

  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,

  • становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,

  • усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,

  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.

Кроме того, основным и необходимым является

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

  • формирование умения учиться в средней школе;

  • развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;

  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

  • формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.

В связи началом половым созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Психологические особенности школьника 11-12 лет:

  • «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых

  • Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел

  • Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

  • Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Цели урока/ занятия/ мероприятия:

Дидактические: Сформировать у учащихся представление о восточном походе греко- македонских войск понимание причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского

Развивающие: Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательные: Сформировать ценностные ориентации учащихся в ходе освоения ими знаний о завоеваниях Александра Македонского. Отработать умение самостоятельно организовывать совместную деятельность в парах или группах для достижения результатов.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

Актуализировать знания учащихся по теме;

создать обучающимся условия, необходимые для осознания «войны» как негативного явления;

зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания;

обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ;

дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его;

создать на уроке позитивную творческую атмосферу;

организовать работу в парах;

организовать работу в группах.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания о восточном походе греко - македонских войск, причинах гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Приобретут - представление о походе Македонского как о самом крупномасштабном завоевательном мероприятии в Древнем мире, о причинах падения Персидского царства; о героической личности Александра Македонского.

Закрепят - знания и представления об отношении завоеванных народов к завоевателю, навыки сотрудничества.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Александр Македонский был величайшим полководцем древности. В результате завоевательных походов ему удалось создать огромную державу. «Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды» Плутарх. В ходе урока подлежит обсуждению вопрос: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? Через формирование ценностно - смысловых ориентаций: умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами - подвести учеников к определению собственной позиции.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие "Поздороваемся ладошками!"

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

2 мин.

Учитель: Ребята, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

-Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

-Вы пожелали друг другу здоровья, а я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета)

Погружение в тему "Попробуй сравнить".

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока

8 мин.

Я прошу вас внимательно рассмотреть видеоряд на слайде презентации.

Сделать сравнительную характеристику Персии и Греции. Черты сходства и отличия фиксировать на карточках, которые крепятся на доску (работа у доски в группах)

Вспомните, каков государственный строй в Персии и Греции?

Как построена экономика?

Что вы знаете об армиях этих стран?

Определение ожиданий и опасений учащихся «Компот»

Выяснить ожидания и опасения класса.

2 минуты

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Участникам предлагается на липких листочках с изображением яблока написать ожидания, а на лимонах - опасения. Приклеить эти листочки к кастрюле. По итогам урока что-то отклеится, а что- то останется. Какой компот получился? Кислый или сладкий?


Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут «Чистая доска», «Кинолента»

Передача информации

15 минут.

Учитель: Ребята, собираясь на сегодняшний урок, я нашла в своём историческом архиве интереснейший сюжет. Он поможет нам перенестись в эпоху, которую от современности отделяют долгие века и даже тысячелетия. А проверить, кто из Вас самый внимательный мне поможет игра «Чистая доска».

В разных концах школьной доски, в произвольном порядке я развесила листы формата А4 с вопросами (для удобства игры их необходимо пронумеровать, а вопросы могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее). Ответы на них будут находиться в видеосюжете. Я, время от времени, буду спрашивать вас: «Готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос?» Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой. Но, вы должны помнить, чтобы достичь цели урока, необходимо быть внимательными и собранными, поскольку победитель может быть только один: или Вы, или Я.

Вопросы к игре «Чистая доска»

Где находится город Исс?

Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир?

Почему египтяне встретили Александра как освободителя?

Какие новые черты характера появились в Александре Македонском?

Какой город основал Александр в дельте Нила?

Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья?

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Проработка темы "Оживи карту», «Да-Нет-ка»

Проработка учебного материала

10 мин.

«Оживи карту». А сейчас нам необходимо оживить историческую карту, для этого нужно вспомнить все главные объекты и выполнить задания по контурной карте «Поход Александра Македонского на Восток» (все пары работают в тетрадях, одна - на интерактивной доске).

Ребятам предлагается алгоритм:

1.Откройте учебник на странице 194,

2.Рассмотрите внимательно легенду карты (условные обозначения0

3.Выполните на карте задания, предложенные учителем.

Отметьте место:

Македонское царство;

Персидское царство;

Города, которые захватил Македонский;

Проложите маршрут следования войска Александра Македонского.

А сейчас пройдите все на свои места, нас ожидает любимая игра «Да-Нет-ка»

Учитель раздает карточки с графами «Да»/ «Нет».

Вопросы:

1. Царя Персии звали Дарий III?

2. Таран был применен в битве у Гавгамел?

3. Друга Александра, которого он убил, звали Клит?

4. Войско Александра перешло реку Граник в 337 году до н.э.?

5. Александр умер в битве в долине Инда?

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка «Тряпичная кукла и солдат»

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

2 мин.

Учитель предлагает: «Все встаньте, ноги вместе, руки «по швам», полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).

А теперь наклонитесь вперед, ноги на ширине плеч, слегка согните колени и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд).

Теперь опять тряпичной куклой...

Рефлексия «Крылатое выражение»

Время 6 минут

В начале урока ребятам раздаются листы оценивания. Самооценивание проводится на разных этапах урока по мере выполнения заданий учениками (с помощью цветных карандашей). В графе оценивания ребята рисуют кружочек той цветовой гаммы, которая соответствует их усвоению знаний (красный - всё понял, зелёный - нашёл изъяны, синий - есть над чем поработать). В листе оценивания предусмотрена графа для оценки учителя. По итогам работы выводится средний балл. Оценивая свою работу на уроке учащиеся комментируют оценку с помощью крылатого выражения: «Хлопал ушами», «Шевелил мозгами» или «Краем уха».

Лист оценивания Ф.И. ученика __________________________________________________«Чистая доска»



«Оживи карту»



«Да-Нет-ка»



Самооценка за урок



Оценка учителя



Средний балл



Домашнее задание

Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет составить кроссворд по теме сегодняшнего урока.


© 2010-2022