Урок. Памяти Г. И. Путятина

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Перебирая наши даты»

Урок мужества памяти нашего земляка Путятина Г.И.

Говорите громче, ветераны.

Не молчите, это ведь грешно.

Пусть узнают наши мальчуганы

О войне не только из кино.

Ведущая 1:

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету...

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая...

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Ведущая 2 :

Течет река времени… Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Ведущая 1:

С чего начинается память - с берез?

С речного песка? С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если - со слез!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростертых!

А если с недетского знания - как

Живое становится мертвым!

И в пять,

И в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память…

Память о войне. Нужна ли она?

Опять война.

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда

Не надо.

Не надо раны бередить.

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда -

не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она как сила: нам нужна.

Ведущая 2:

Война…Великая Отечественная… Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.

Слово учителю истории Ступаковой Н.Г.:

Память…Человеческая жизнь состоит из цепочки событий.Эти события бывают радостными,веселыми и бывают трагическими,горестными.2015 год-год 70-летияПобеды в ВОВ.Вот уже три поколения живут в нашей стране после этой жуткой,страшной войны,которая унесла миллионы жизней-более 27 млн.Это они, и те,кто вернулись домой ,принесли Победу!В рамках акции «Мы этой памяти верны» мы решили провести и сегодняшнее мероприятие.Мы собрались ,чтобы вспомнить и сохранить в памяти имя Григория Ивановича Путятина.Фронтовик.Учитель.В кабинете истории есть музейный уголок,где хранятся многие материалы,связанные с ВОВ.Григорий Иванович оставил свои записи в дар школе.Это автобиография и воспоминанания о войне.Он обратился к следопытам Фитижской ср.школы 25.03.1988г. и 02.02.1996 г.,как Ветеран труда и фронтовик-солдат.Когда в сентябре-октябре 2015г. Был объявлен Всероссийский конкурс на лучшее воспоминание об участнике войны,мы с Ксенией Молоковой решили расcказать о Г.И.Путятине. Кто-то из нас знал его хорошо, кто-то только слышал о нем ,а кто-то узнает о нем сегодня….

(Биография)Ученик:

Итак, Путятин Григорий Иванович, родился 17 ноября 1924 года в с.Кочетно, Льговского района, Курской области. В родном селе в школе отучился 4 класса, 5 и 6 окончил в школе села Речица. В 1939 году закончил 7 класс и в этом же году поступил в Курское Педагогическое училище, где окончил два курса. Во время немецкой оккупации жил в с.Кочетно и работал на земле, чтобы прокормить четырех младших братьев и сестёр, почти 100-летнего деда и мать. Отец был на фронте.

Ученица 11 кл. Молокова К.: С 19 марта 1943 года в действующей Красной армии. Воевал с немецко-фашистскими захватчиками в составе 37-го артиллерийского полка, которому был дан №1668. Этот полк входил в состав 8-й Дальневосточной кавалерийской краснознаменной Ровенской-Дебрищенской дивизии 6-го гвардейского кавалерийского корпуса конно-механизированной группы, под командованием дважды героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Исы Гелиева.

Прошел войну рядовым солдатом минометного 120 мм расчета от рядового номера до наводчика миномета.

После окончания войны служил еще два года.Ему было присвоено звание сержанта,доверено командование минометным расчетом ,был избран комсоргом и введен в состав комсомольского бюро и первым заместителем комсорга полка.Работал в составе Военного трибунала дивизии,принимал участие в судах над бандитами-бендеровцами.

Григорий Иванович оставил воспоминания о событиях ВОВ. Он не мог без волнения вспоминать те грозные дни и гибель своих товарищей по оружию-18-летних и еще совсем молодых ,крепких ребят. Много было страшных, ужасных эпизодов в его фронтовой жизни, много погибло на его руках однополчан. Но его ни разу не зацепила ни фашистская пуля, ни осколок снаряда или мины. Григорий Иванович описал один из боев под Спас-Демьянском Смоленской области осенью 1943 года: «Миномет 120 мм - это грозное оружие: мина весит 16 кг, дальность полета мины 4,5 км. Но чаще всего минометы ставились в боевое положение очень близко к врагам - передовым окопам - от 500м до 1,5 км.

Бой шел в разгаре, стреляли так быстро беглым огнем, что стволы минометов накалились, и к ним нельзя было прикоснуться. Немцы стреляли по нашей батарее, в воздухе носились фашистские самолеты, обстреливая и сбрасывая на наши позиции бомбы. И наши летчики вели с ними бой. Получалось так: мы стреляем - в нас бьют с земли и с воздуха. Частенько до нас долетали пули стреляющих пулеметов.

Но когда солдат стреляет, он забывает про страх, у него не бывает никакой трусости. Ему некогда думать о том, что его могут убить - он сражается.

В это время я готовил мины для стрельбы. Начался активный обстрел нашей батареи. Команда «По окопам». Я задержался около мин своего миномета. В этот момент прямое попадание фашистского снаряда в соседний миномет, разбивает его в щепки, и сразу насмерть падают три человека. На них загорается одежда - вид пламени. Я от своего миномета без команды не могу уйти, а все вижу. Посмотрел на командирский окоп - наш лейтенант (храбрый был командир), услышав взрыв, вышел из окопа и увидел пожар. Посмотрел на меня - я еще не в окопе-укрытии, дал команду «Путятин, туши!». Подбежал я к пожару, быстро глянул на окровавленные, изрезанные осколками, тела солдат в пламени, и начал гасить на них огонь. Услышал стон. На расстоянии примерно восьми метров от места пожара лежит наводчик этого миномета. Мордасов, огромного роста, 35-ти лет. У него разорван живот, из которого начали выходить внутренности. Но он еще живой, стонет и тихо шепчет: «Помогите».

К этому времени обстрел нашей батареи немного стих. На батарею прибежал наш санитарный инструктор. Была оказана помощь Мордасову, его положили на повозку и отправили в полевой госпиталь. Но едва ли он выжил. Его дальнейшая судьба мне неизвестна. А командир этого миномета был ранен в голову, несколько дней пробыл в госпитале и вернулся в строй.

Дальше была смена огневой позиции. Наши ездовые погнали коней, мы подцепили минометы и во весь карьер понеслись вперед, не разбирая никаких дорог, влетели в горящую деревню. На улицах было много убитых фашистов нашими минами. Кони, храпя, понесли нас по этому кладбищу.

Выскочили за деревню, снова заняли огневую позицию. Установили миномет в боевое положение и открыли стрельбу по убегающим фашистам.

45 лет прошло с тех пор, а я не могу забыть этот стон и шепот о помощи, горящих молодых ребят и кладбище фашистов.»

Ведущая:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб даты обнажались,

Как раковая опухоль Земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца шик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: "Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!"

Ведущая 1:Я в социальных сетях нашла внука Григория Ивановича, Сергея. Он сейчас живет в Старом Осколе. Он написал мне о том, как его дед в самом начале его нахождения на фронте получил контузию.

«В 1943 он служил в составе второй украинской армии минометчиком и его батальон передвигался на передовую вдоль посадки. И когда солдаты вышли из посадки ,то наткнулись на передовые танковые части немецких войск, и они оказались на открытой местности и не успели окапаться и развернуть орудия , но все равно его расчет успел подбить один немецкий танк , но потом другой немецкий танк попал в миномет и от взрыва дедушку контузило, его вынесли из боя его товарищи из другого расчета». « А в1944 г, когда наша армия наступала, дедушкин батальон входил в освобожденную деревню и немцы драпали так быстро, что забыли забрать продукты. И на столе стояла тарелка с блинами , солдат побежал к столу ,поднял тарелку, а под ней граната, солдат погиб».

Ведущая 1:Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

«Вы слышите, грохочут сапоги» исполняет

Вы слышите, грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят.

И женщины глядят из-под руки, вы поняли, куда они глядят?

Вы слышите, грохочет барабан? Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман. А прошлое ясней, ясней, ясней.

А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад?

Его, наверно, женщины крадут, и, как птенца, за пазуху кладут.

А где же наши женщины, дружок, когда вступаем мы на свой порог?

Они встречают нас и вводят в дом, а в нашем доме пахнет воровством.

А мы рукой на прошлое вранье, а мы с надеждой в будущее, в свет.

А по полям жиреет воронье, а по пятам война грохочет вслед...

И снова переулком сапоги, и птицы ошалелые летят.

И женщины глядят из под руки, в затылки наши круглые глядят...

Ведущая 1:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

И каждый дом и каждый сад

В ряду - большой и малый.

И дня восход и дня закат

Над тёмным лесом - алый.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!

Песня «Мой дедушка - герой!» - (параллельно видеоряд)

Музыка Натальи Вайнер

Слова Аркадия Вайнера

Мой дедушка герой!

Он защищал страну,

Не спит он ночь, парой,

Как вспомнит, ту войну.

Был дважды ранен он,

Поправился и в строй.

И вновь бои с врагом,

Мой дедушка, герой!

Когда война прошла,

Не отдыхал мой дед,

На мирные дела

Потратил много лет.

Берут своё года,

Болеет дед порой,

Но для меня, всегда.

Мой дедушка герой!

Давно войны той нет,

Но в памяти она,

Бойцов, таких как дед,

Не забывай. Страна!

Ученик: После войны Григорий Иванович служил еще два года в г.Дубна и в .,Борисове. Получил звание сержанта и должность командира миномета. За участие в ВОВ награжден двумя медалями «За Отвагу», орденом «Отечественной войны 2-й степени», медалью «За Победу над фашисткой Германией», имел десять благодарностей Верховного Главнокомандующего за успех в боях.

С января месяца 1948 года до выхода на пенсию - учительствовал. С 1957-1960гг. работал учителем ботаники и был завучем в Фитижской семилетней школе. А с 1960 по 1984 был директором и учителем географии в этой же школе. За успех в труде награжден значком «Отличник Народного Просвещения».

Уйдя на отдых, не переставал быть частым гостем нашей школы.

Скончался Григорий Иванович 4 мая 1998 года.

Ученик: Мы не знали тех дней.

Как ликующий голос Победы,

Разлетаясь над миром, входил в каждый дом.

Мы не знали войны, -

Нам об этом поведали деды.

Мы счастливые все потому, что родились потом.

Ведущая: А вот каким запомнил Путятина Г.И. его внук Сергей: «Дедушка мне запомнился таким спокойным, добрым, честным , справедливым, уравновешенным. Мы всегда с ним утром и вечером пили чай из граненых стаканов с железными подстаканниками, а также по вечерам играли в шахматы. Он был молчаливый и спокойный, всегда много работал.»

Ведущий:

Сегодня с нами хотят поделиться своими воспоминаниями о Григории Ивановиче, те кто вместе с ним работал, это Литвинов В.П., бывший учитель географии и Шакина Н.Т., завуч нашей школы.

А так же к нам пришли ученики Григория Ивановича, Новикова В.М и Литвинова Т.М., им слово.

Заключительное слово Ступаковой Н.Г.





© 2010-2022