Урок истории в 5 классе по теме Кульутра Древнего Египта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

г. Сосновка












Культура древнего Египта

5 класс (2 урока)











Составил:

Крюкова Елена Владимировна

учитель истории и обществознания,

высшая категория











2016 год


Культура древнего Египта.

ФЯ

Древний Египет. Религия и культура.

Программа 2009

Познание древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Программа Вигасинн - Годер

Первое из чуде света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображениях в росписях. Экспозиции древнеегипетскогоискусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретения материал а и инструмента для письма. Египетскиепапирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки жрецов и писцов. Первоосновы научных знаний (математика и астрономия). Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы. Звездные карты. Хранители знаний - жрецы.

Цели

Образовательный аспект:

- формирование у учащихся представлений о культуре Древнего Египта и ее значении для развития мировой культуры.

- познакомить учащихся с культурологическими понятиями и терминами, представлением о том, чем наука отличается от религии и искусства

Развивающий аспект:

Развитие мыслительных качеств:

- умение объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозными представлениями древних египтян, почему достижения искусства древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций

Воспитательный аспект:

- оценить с нравственных позиций наставления, которые давали детям в древнем Египте

- оценить вклад древних египтян в общемировую культуру.

Личностные УУД

Самостоятельно давать и объяснять оценки событий

Регулятивные

Определять цель - проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные

Подготовить презентацию, буклет по выбранной теме, Высказывать суждения об уровне развития наук

Познавательные

Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Находить информацию из разных источников. Анализировать, обобщать, делать выводы.

♦ Этап мотивации и целеполагания (15 минут)

Мотивация - видеоролик - Древний Египет (не вошел из за ограниченности объёма материала)

Египет оставил огромное культурное наследие

Рассказ учителя: (показ слайда египетской пирамиды)

- Ничего себе пирамидка, сказал ребенок, разглядывая фотографию египетской пирамиды

- Эта пирамидка высотой в 150 метров, как большой футбольный стадион, поставленный вертикально. Она сложена из двух миллионов каменных кубиков, каждый весом с автомобиль (около 2 тонн). В самом центре погребение фараона.

- Почему же люди так трудились ради одной могилы. Наверное тут постарались инопланетяне.

- Нет, египтяне точно знали, что построили они его сами. Строительство описывают древние историки

На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца. Они потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, 20 лет потребовала сама пирамида.

Посмотреть на египетские пирамиды (Презентация) съезжаются миллионы туристов со всего мира. Как вы думаете почему? Хоронят ли сейчас умершего главу государства в специально построенной пирамиде или делают гробницу? Нет. Более того секрет бальзамирования египетской мумии древними египтянами утерян. Можно сказать, что достижения культуры Древнего Египта не используются в современном мире.

Целеполагание (выстраивание проекта урока)

► Проблема урока: Как вы думаете, почему посмотреть на эти древности съезжаются миллионы туристов? Что их привлекает?

Ваши версии: (дети предполагают свои версии - работа над коммуникативными и познавательными УУД)

Цель: познакомиться с основными достижениями культуры и науки древнего Египта и оценить их вклад в общемировую культуру (цель формулируется вместе с детьми)

Средства: Что нам поможет в достижении цели на уроке?

Действия: Что нам необходимо сделать?

Тема урока Культура древнего Египта

♦ Этап изучения нового материала (25 минут)

▼ Работа групп, рядов (критерии оценивания)

  1. Научные знания в древнем Египте.

  2. Письменность в древнем Египте.

  3. Искусство древнего Египта

! Итогом работы групп при выступлении может быть презентация, буклет и т.д.

1 группа.

Общее задание: Какие науки и почему возникли в Египте? Какие знания египтян мы используем до сих пор?

Тексты для помощи:

- учебник параграф 12 пункт 3

Геродот «История»

«Построена же эта пирамида вот так. Сначала она идет в виде лестницы уступками, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так камни поднимали с земли на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени его втаскивали на второй помост, при помощикоторого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько была и подъемных приспособлений. Однако не исключено, что было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносили на следующую ступень…. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили средняя и напоследок - самые нижние ступени на земле».

«Делая мумию, египтяне знали, как расположены внутренние органы человека, и выяснили, какие изменения происходили в человеческом организме во время болезни. Египетские врачи даже делились по специальностям: были врачи-стоматологи, окулисты, хирурги. Припереломах применяли поддерживающие повязку, при ранах - бинтовали и использовали различные травы, а также приготавливали сложные лекарства. Из известных нам лекарств применяли касторовое масло».

Дополнительные вопросы:

А. После разливов Нила приходилось заново восстанавливать границы участков, дамб, чистить каналы. Какие знания нужны египтянам для этих работ?

Б. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что перед разливом Нила звезда занимали определенное положение. Какие выводы они делали из этих наблюдений?

В. Развитию какой науки способствовал религиозный обычай мумифицировать покойников?

Г. Готовится строительство пирамиды. Сколько понадобиться камней для ее строительства? Какие еще науки нужны для этих работ?

Реши задачу:

«Жрец наблюдает за работой земледельцев и рабов и подсчитывает. Собрали всего 500 мешков зерна: 30 мешков надо оставить жрецам, 20 мешков - для питания рабам, 80 - скоту, 50 - для посева. Сколько мешков можно продать.

2 группа

Общее задание: Какое значение для науки имело открытие египетской письменности? Какое значение этоимеет для современного человека?

А. Как возникла письменность в Египте?

Б. Опираясь на свои знания по русскому языку, выясните, чем египетская письменность отличается от современной? Где до сих пор люди применяют иероглифы при письме?

В. Как же людям удалось расшифровать египетские иероглифы? Кто нам открыл эти загадочные письмена?

Г. Что удивило тебя в египетской письменности?

Тексты для помощи:

- учебник параграф 12 пункт 1, 2

- учебник «Разгадка Иероглифов» с. 62

О папирусе

У растений высокого тростника удаляли твердую оболочку, а сердцевину разрезали на полоски шириной 5-7- см. Тростник выделал клейкий сок. Полоски раскладывали сначала вдоль, а потом сверху - поперек. Лист обрезали, просушивали, наносили особый слой из муки, чтобы чернила не растекались. Папирус - материал ломкий, поэтому его аккуратно сворачивали в свитки. Много таких свитков сохранилось до наших дней.

3 группа:

Общее задание: Почему искусство древнего Египта до сегодняшнего времени вызывает восхищение и поражает воображение?

А. В чем особенности египетского искусства?

Б. Почему произведения живописи и искусства сделаны строго по образцу?

В. Как это было связано с религиозными представлениями египтян?

Тексты для помощи:

- учебник параграф 11

Задача

Каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного красивее, чем он есть на самом деле. А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашивали того, кого изображали. Например, если вельможа был в жизни уродливым карликом с непомерно большой головой, то именно таким он и был представлен на своем скульптурном портрете

Чем это можно объяснить?

Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно передававших недостатки их внешности?

2 урок

♦ Этап применения и систематизации знаний (30 минут)

Отчет работы групп (Учитель дополняет отчеты групп с помощью презентации и учебных видеороликов)

► Решение проблемы урока: Как вы думаете, почему посмотреть на эти древности съезжаются миллионы туристов? Что их привлекает? (Работа на развитие УУД)

Выполнения интерактивных заданий - работа предполагает наличие интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения (10 минут)

Задание 1

Урок истории в 5 классе по теме Кульутра Древнего Египта


Задание 2

Урок истории в 5 классе по теме Кульутра Древнего Египта

Задание 3

Урок истории в 5 классе по теме Кульутра Древнего Египта

Вывод:

Египтяне создали фундамент, основные принципы наук математики, геометрии, астрономии, географии.

В Египте были школы, которые готовили грамотных людей для сложной системы хозяйства.

Непревзойденными достижениями отличалось строительное мастерство египтян. Поражает воображение скульптура и живопись Древнего Египта.

В большей степени мы можем говорить о преемственности египетской и мировой культур.

Инструктаж домашнего задания (5 минут)

Инвариантная часть - Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку (параграф 6-12)

Вариативная часть - Приготовить сообщение «Разгадка египетской письменности»

Глоссарий


Ресурсы урока

Нормативные документы

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

- Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010

- Программа по Истории Древнего мира под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г.

Литература основная для учителя:

- Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.

- Годер Г. И. «Методическое пособие по истории Древнего мира» 5 класс. М., Просвещение, 2013.

Литература основная для учащихся:

- Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.

- Вигасин А. А. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., Просвещение, 20013

Литература дополнительная для учителя

- О. В. Арсланова «Поурочные разработки по истории Древнего мира» 5 класс М., ВАКО, 2004

- М. Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории» 5 класс история древнего мира (в 2 частях) М., Владос, 2003

- В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Уроки истории» 5 класс М., Сфера, 2002г.

- О.А.Северина «История древнего мира» (в двух частях) Поурочные планы Волгоград, Учитель - АСТ 2003г.

- Г.И.Годер «Задания и задачи по истории древнего мира» 5 класс М., Просвещение, 1996г.

Интернет ресурсы

© 2010-2022