Конспект урока по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа Самара









Конспект урока истории

в 5 классе

по теме «Восстание Спартака»



Выполнил

учитель истории и обществознания

Ткаченко Наталья Викторовна

Самара, 2016 г.

Технологическая карта урока

Ф.И.О учителя: Ткаченко Наталья Викторовна

Класс: 5

Предмет: история

Тема урока: «Восстание Спартака»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире;

- обеспечить усвоение учащимися понятия «восстание» и знаний о дате восстания, причинах, его ходе и причинах неудачи восстания;

- создать условия для ознакомления учащихся с историческими личностями: Спартак, Красс;

- способствовать формированию навыков умения работать и получения информации из текста учебника, исторического документа и от исторической карты.

Воспитательные:

- содействовать формированию уважения к общечеловеческим ценностям - свободе, равенству, достоинству, справедливости;

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека;

- содействовать нравственному воспитанию.

Развивающие:

- развивать умения: строить речевые высказывания в устной форме и логически излагать свои мысли; ставить и формулировать проблему, цели и находить пути их достижения; выделять существенное, главное в излагаемом материале;

- развивать навыки коллективной работы, умения работать в группе;

- развивать умение аргументировано высказывать свое мнение и умение слушать других;

- развивать умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;

- развивать познавательный интерес учащихся к истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Оборудование:

  • компьютер,

  • презентация,

  • раздаточный материал.

Педагогическая деятельность была построена на методах обучения:

- словесный (объяснение, беседа);

- наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями учебника);

- практический (работа с картой, работа с историческими документами, текстом учебника);

- познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

На уроке использовались технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая (за счет быстрой смены видов деятельности).

Организационная структура урока


Формы, методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Цель:

- формирование внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку.

Словесный (беседа).

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и гостей.

Организуют свое рабочее место.

Регулятивные УУД:

- организация и настрой на работу на уроке.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

Цели:

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение;

- совместно сформулировать и согласовать тему урока.

Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).

Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

Создание проблемной ситуации.

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.

(?) Каковы источники рабства в Древнем Риме?


А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.

(?) Где применялся труд рабов?


(?) Как относились к рабам в Древнем Риме?


Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

К тому же оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

(?) О чем они могли мечтать?

(?) Как рабы могли отстаивать свое право на свободу?

Проблемный вопрос:

Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

Итак, тема нашего урока: «Восстание Спартака».

Контролирует правильность составления опорного конспекта урока.

Восстание - высшая форма борьбы за освобождение.

73-71 гг. до н.э.- восстание рабов под предводительством Спартака

Слушают учителя.


Высказывают свои предположения.

Источники рабства:

  1. завоевания (военнопленные);

  2. ограбление провинций

(жители провинций, не сумевшие заплатить налоги);

  1. дети рабов.

Труд рабов применялся:

1) в с/х: на виллах рабовладельцев;

2) прислуга в доме рабовладельца;

3) рабы-гладиаторы.

Отношение к рабам:

1) работа от зари до зари;

2) скудное питание;

3) избиения;

4) не заботились о здоровье.


О свободе.

Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, восстания.

Высказывают свои предположения.

Записывают в тетрадях тему урока, понятие «восстание» и его дату.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы.

Логические: установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

целеполагание (постановка учебной задачи на основании того, что уже изучено и усвоено учащимися).

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- использование речевых средств в соответствии с ситуацией обсуждения.

Личностные УУД:

- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;

- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.





3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цели:

-подведение детей к формулированию цели и постановке задач урока;

-организовать составление совместного плана действий.

Словесный (беседа).

Какова цель сегодняшнего урока?

Цель нашего урока узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи урока:

  1. Узнать причины восстания.

  2. Цели восставших рабов.

  3. Ход восстания.

  4. Итоги восстания.

  5. Значение восстания.

  6. Причины поражения восстания.

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Высказывают предположения

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основании того, что уже изучено и усвоено учащимися);

- планирование путей достижения цели.

Личностные УУД:

формирование познавательного интереса по теме.

4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала,

- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).

Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

Наглядный (работа с иллюстрациями, демонстрация презентации).

Практический (работа с картой, работа с историческими документами, текстом учебника).

Комментированное чтение.

Итак, давайте выясним, почему же произошло восстание под руководством Спартака? Мы не будем пользоваться учебником, а изучим эти причины путем анализа исторического документа.

Организует работу с историческим документом и вопросами к нему (Приложение 1)

Контролирует правильность составления опорного конспекта.

Причины восстания:

  1. Насильственное удержание рабов в школе гладиаторов.

  2. Несправедливое и жестокое обращение хозяина по отношению к рабам.

Цели восставших:

свобода, возвращение домой.

Рассказывает учащимся о лагере восставших на вулкане Везувий, дерзком плане побега с горы и первой победе на римским войском, используя иллюстрацию «Спуск рабов с Везувия».

Организует работу учащихся с картой и контурной картой.

Сколько длилось восстание?

Почти три года римская армия не могла победить восставших. Хотя под началом у Спартака оказались представители разных народов, говорящих на разных языках, не привыкших к дисциплине.

Дает учащимся проблемное задание по учебнику - п. 2.

Как Спартаку удалось создать из беглых рабов боеспособную армию?

Организует работу учащихся с учебником.

Организует обсуждение по заданию.

Как же события развивались дальше?

Для того чтобы узнать дальнейшее развитие событий мы должны открыть учебник на стр. 248 и прочитать п. 3.

Организует комментированное чтение п. 3. По абзацам, по ходу чтения организует побуждающий диалог с учащимися.

(?) Какой план действий был у Спартака изначально?

(?) Предположите, почему часть восставших отделилась от Спартака?

(?) Предположите, почему Спартак изменил планы и повернул на юг?

(?) Как эти события характеризуют личность Спартака?

Организует работу учащихся с картой и контурной картой.

Рассказывает учащимся о том, что рабам не удалось переправиться в Сицилию, обмане пиратов, ловушке и попытке штурма укреплений, построенных по приказу Красса.

Организует работу учащихся с картой и контурной картой.

Дает учащимся проблемное задание по учебнику - п. 5.

(?) Чем закончилось восстание Спартака?

Приводит цитату Плутарха о последних часах жизни Спартака.

Организует работу с иллюстрацией «Казнь восставших рабов»


Читают документ и отвечают на вопросы.

Обсуждают причины восстания

Записывают причины восстания в тетрадь.

Обсуждают цели восставших.

Записывают цели восставших в тетрадь.

Слушают учителя и работают с иллюстрацией на стр. 247

Находят на карте (стр. 249) город Капуя и вулкан Везувий, отмечают на контурной карте.

Два года



Работают с учебником, используя карандаш.

- Спартак приказал ковать оружие;

- обучал рабов военному искусству;

- перенимал боевой опыт римлян;

- создал конницу.


Читают по абзацам текст учебника (п.3) и отвечают на вопросы учителя.

Перейти через Альпы и вернуться домой.

Чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе сокрушить могущество Рима.

- честолюбивый,

- целеустремленный,

- талантливый полководец

Учащиеся на контурной карте стрелками разного цвета отмечают путь похода войска Спартака к Альпам и к Сицилии.

Учащиеся на контурной карте стрелками другого цвета отмечают последний похода Спартака к Брундизию.

Отвечают на поставленный вопрос.

Поражением восставших.

Слушают учителя

Работают с иллюстрацией на стр. 250

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- владение смысловым чтением.

Логические: умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки.

Регулятивные УУД:

- определение цели, проблемы в учебной деятельности;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- планирование деятельности в учебной ситуации.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией обсуждения;

- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Личностные УУД:

- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;

- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.





5. Применение нового знания.

Цели:

-обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог).

Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

Социальный (работа в группах).

Создает перед учащимися проблемную ситуацию и ставит проблемный вопрос.

А теперь я предлагаю вам, ребята разбиться на 4 группы по 4 человека и в группах обсудить следующие вопросы:

  1. Почему восстание Спартака потерпело поражение?

  2. Известно, что римляне с презрением относились к рабам. Однако о Спартаке они вспоминали с уважением. Почему?

Организует обсуждение по заданию.

Контролирует правильность составления опорного конспекта.

Причины поражения:

  1. Преимущество римской армии (численность, выучка, вооружение).

  2. Отсутствие четкого плана действий восставших.

  3. Раскол среди восставших.

  4. Обман пиратов.


Работают в группах, и готовят ответ на поставленные вопросы, предлагают свои версии.


Обсуждают и записывают в тетрадь причины поражения восстания.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- структурирование знанийю

Логические:

- умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией обсуждения;

- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения;

- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Регулятивные УУД:

- оценивание степени достижения цели в учебной ситуации.

Личностные УУД:

- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;

- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

6. Рефлексия

Цели:

- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Словесный (беседа).

Познавательный (формирование познавательного интереса с опорой на уже имеющиеся знания).

Социальный (работа в группах)

А теперь давайте проверим, что же вы узнали и запомнили на уроке, для проверки ваших знаний я подготовила кроссворд по теме «Восстание Спартака». Вы опять будете работать в группах по 4 человека и выполнять задания совместно, затем поменяетесь и выставите друг другу оценки за задание.

Организует работу учащихся с кроссвордом. (Приложение 2.) в группах и взаимопроверку,

Подводит итог урока, рефлексия.

(?) Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Говорит о значении восстания Спартака.

Восстание Спартака стало крупнейшим за всю историю Древнего Рима. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве.

Выставление оценок с комментарием.



Работают с кроссвордом, осуществляют взаимопроверку.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают учителя

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Логические:

- умение устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения;

- высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные УУД:

- умение самостоятельно давать морально-нравственные оценки событиям;

- формирование ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

7. Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный (беседа).

Задает Д/з:

§ 51, опорный конспект, доделать контурную карту.

Слушают учителя, записывают задания в дневник.

Регулятивные УУД:

- умение принимать учебную задачу;

- самоконтроль.







Приложение 1

Плутарх «Марк Красс»


«Некий ЛентулБатиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы. Попали эти люди в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно из-за жестокости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать. Замысел был обнаружен, но наиболее дальновидные, в числе семидесяти восьми, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе предводителей. Первым из них был Спартак, фракиец, человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени».

Вопросы к тексту:


  1. В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор?

  2. Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов?

  3. Как хозяин обращался со своими рабами?

  4. Были ли довольны рабы своим положением?

  5. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?

  6. Что рассказывает Плутарх о Спартаке?

  7. Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?



Приложение 2

Кроссворд по теме «Восстание Спартака»







    1. Вулкан, на вершине которого восставшие устроили лагерь.

  1. Город, где созрел заговор и началось восстание.

  2. Раб, владеющий оружием и сражавшийся на арене амфитеатра.

  3. Страна на севере Балканского полуострова, родина Спартака.

  4. Горы на севере Италии.

  5. В Риме их называли «говорящее орудие».

  6. Римский полководец, воевавший со Спартаком.

  7. Остров, на который хотели переправиться восставшие.

  8. Морские разбойники, обманувшие Спартака.



© 2010-2022