Конспект урока республика в Риме (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по теме: Республика римских граждан.

(Маршрутная игра - вопрос-ответ с применением информационных технологий)

(5 класс)

Тип урока: комбинированный

Учитель истории и обществознания: Труханова А.А.

Цель урока: - Воспитывать уважение к предмету истории;

- актуализировать и обобщить известные знания по истории Древнего Рима,

- формировать у ребят умение извлекать нужную информацию, анализировать ее содержание на основе применения полученных знаний, применять ее на практике.

Задачи урока для учителя:

- развивать познавательный интерес учащихся при помощи применения информационных компьютерных технологий.

- прививать бережное отношение к технике.

- подвести детей к пониманию того, что для получения разноплановой информации о Древнем Риме историку необходимо использовать различные источники.

Основные знания, представления, умения учащихся:

1. Знание хронологии, работа с хронологией;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами;

3. Работа с историческими источниками;

4. Описание (реконструкция) исторических событий, их участников на основе текста и т.д.

5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

6. Работа с версиями, оценками, определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

Результаты: - личностные: - осмысление учащимися социально-нравственного опыта предшествующих поколений, формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, на примере Древнего Рима.

- метапредметные: - формирование способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях);

- формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- проявление готовности к сотрудничеству с соучениками, реализация себя коллективной работе;

- Предметные результаты: - развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- формирование умения получать информацию из различных исторических и современных источников.

Цель урока для учеников: Изучить государственное устройство Древней Рима (с помощью маршрутной игры)

Задачи урока для учеников: - выполнить индивидуально-групповые задания карточек

- определить основные должности в Древнем Риме и сделать обобщающий вывод по форме и устройству правления в Древнем Риме

Основные виды деятельности:

Познавательные: учащиеся воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: учащиеся принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: учащиеся планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий;

- корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: учащиеся выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Ход урока: 1. Вступление слово учителя, определение цели и задач урока

2. Ознакомление с новым материалом, объяснение условий индивидуально-групповой маршрутной игры

3. Самостоятельная индивидуально-групповая работа учащихся с учебником,

4. Ответы учащихся и комментарии учителя

5 Подведение итогов экспертов.

6. Заключительное слово учителя. Закрепление пройденного материала. Рефлексия.

План урока: 1. Римские консулы.

2. Народные трибуны - защитники плебеев.

3. Римский сенат.

4. Римская армия.

5. Жрецы римских богов.

6. Подведение итогов экспертами.

Домашнее задание (разноуровневое):

§ 39, ответить на вопросы параграфа.

Составить дополнительные вопросы для одноклассников по пройденной теме. «Республика римских граждан ».

Написать обращение к римскому народу от любой категории граждан.

Оборудование:

1. «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф. А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник, 2012. - 40 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

2. Мультимедийный проектор

3. Компьютер

4. Карточки с заданиями.


Освоение нового материала:

Вступительное слово: Сегодня вы будете изучать новый материал самостоятельно, работая в группах, а в конце урока группа-экспертов сделает вывод и подведет итоги по пройденной теме.

Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Перед вами на экране 6 групп. За каждой из них скрыты задания.

Выберите номер группы на экране и возьмите карточку с вопросами.

Должностным лицом в Риме мог стать по закону любой гражданин, как бедный, так и богатый. Но в Риме деньги за службу государству не платили (а в Афинах?), следовательно, должности могли занимать только богатые люди: так как должны был содержать не только семью охрану, писцов, курьеров и так далее. Деньги нужны были и для организации выборов. Из богатых людей выбирали консулов.

1 группа. Кто такие консулы и каков круг их обязанностей

Консулы были. Оба консула обладали равной властью, каждый мог из них отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел. Став консулами рабовладельцы одевали белоснежный плащ - КАНДИДУ (кандидат - человек стремящийся занять какую-нибудь должность) - совесть чиста.

Во время войны - 1 консул возглавлял часть войска, отправившегося в поход, 2 консул оставался в Риме. Или оба на войне. Но на войне нужна единоличная власть, поэтому ежедневно менялись. Консул + 12 лекторов.

В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.

2 группа. Народные трибуны. В 3 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников - народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 3 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди. В 326 г. до н.э. народный трибун Петелепий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 4 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община.

3 группа. Сенат и его роль в Риме. Сенат первоначально был советом старейшин, но в 3 в. до н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. В Афинах подобного органа власти не было.

В него попадали без выборов бывшие:

- консулы пожизненно

- трибуны члены сената

- другие должностные лица

Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, состоял из 300 человек и обладал огромной властью.

Ведал: - казна;

- план войны;

- переговоры с другими государствами;

- судьями были сенаторы.

НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул - всегда соглашался с сенатом.

(В Афинах не было подобного органа).


4 группа. Римская армия. Римляне создали самую лучшую во всем Древнем мире армию. Главная сила - пехота, разделенная на легионы -боевые подразделения примерно по 4 тысячи воинов. Легионы выстраивались тремя линиями по 10 отрядов в каждой. В армии нетерпимо было - трусость, невыполнение приказа, измена и каралось немедленно. А вот отличившиеся, щедро награждали, высшая награда - дубовый венок.

5 группа. Жрецы в Древнем Риме. Особую роль играли в Риме жрецы. Так как без участия и воли богов ничего не решалось, а жрецы -это посредники между людьми и богами. Разрешалось занимать даже несколько жреческих должностей сразу. Великий понтифик (высший жрец) назначал всех остальных, но его избирали в народном собрании. Большая роль принадлежала авгурам - они были гадателями, должны были давать сведения о благоприятных или неблагоприятных знамениях Объявление войны ведали жрецы - фециалы. Весталки - жрицы, которым вменялось поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. Фламины - это жрецы, служившие отдельным богам (Юпитеру, Марсу и т. д.). Римские боги-похожи на греческих, только другие названия.

Карточка №6. Экспертная группа. Подвести итоги и сделать выводы о положении граждан в римской республике.

Составить схему устройства Рима в III веке до н.э. Назвать должности и дать им определение.

Конспект урока республика в Риме (5 класс)

Рефлексия: заполнить карточку «Что понравилось, что не понравилось»

Мне сегодня на уроке понравилось___________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке не понравилось____________________________________________________________________________________________

Я сегодня узнал, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке было не понятно________________________________________________________________________________________________







Мне сегодня на уроке понравилось____________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке не понравилось____________________________________________________________________________________________

Я сегодня узнал, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке было не понятно________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке понравилось______________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке не понравилось______________________________________________________________________________________

Я сегодня узнал, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке было не понятно___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке понравилось______________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке не понравилось______________________________________________________________________________________

Я сегодня узнал, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке было не понятно___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке понравилось______________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке не понравилось______________________________________________________________________________________

Я сегодня узнал, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне сегодня на уроке было не понятно___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1. Карточки с заданиями:


  1. Римские консулы.


  1. Кто такие римские консулы?

  2. Сколько срок службы?

  3. Каков круг их обязанностей?

2. Народные трибуны.

1. Кто такие народные трибуны?

2. Кто мог стать народным трибуном?

3. Каков круг их обязанностей?

3.Сенат и его роль в Риме.

1. Что такое сенат?

2. Кто мог стать сенатором?

3. Каков круг обязанностей сената?


  1. Римская армия.

  1. В чем особенности римской армии?

  2. Какие награды и наказания были в римской армии.

5. Жрецы в Древнем Риме.

1. Какие жрецы были в Риме?

2.Чем они занимались?

3. Какие виды гаданий вы можете назвать?


  1. Экспертная группа.

  1. Подвести итоги и сделать выводы о положении граждан в римской республике.

  2. Составить схему устройства Рима в III веке до н.э.

  3. Назвать должности и дать им определение.

© 2010-2022