- Преподавателю
- История
- Рабочая программа краеведение 8 класс
Рабочая программа краеведение 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жадаева А.Д. |
Дата | 18.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.) Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса - сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
-изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
-расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, -повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
-выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
-на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Маркса. и поселений муниципального района
Планируемые результаты:
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого района, поселка. Главным условием реализации программы является наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач необходимо научить правильному отбору материала, самостоятельному творческому отношение к делу.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34часа)
Вводное занятие-1 ч.
Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.
«Каменная летопись края» 5 ч.
К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести:
1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.
2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.
3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.
4.Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д.
5. Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.
6. Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.
Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров - церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин - церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)
«Мастера живописи и скульптуры»- 6 ч.
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.
К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.
А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.
«Мир музея» - 5ч.
Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества.
Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.
История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе.
«Театральное искусство» - 4ч.
Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.
«Музыкальное искусство» - 6 ч.
История становления музыкального образования в Саратове.
Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».
«Костюмы народов Поволжья»-4.
Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.
Учебно-тематическое планирование
по краеведению
Классы 8 «А», 8 «Б», 8 «В».
Учитель Жадаева А.Д.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков: тестов 4 ч.;
Планирование составлено на основе: Программа для 8 класса общеобразовательных школ
«Культура края» авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
Календарно-тематическое планирование по краеведению
для 8 класса, на 2013-2014учебный год, 34 часов, 1 час в неделю.
архитектурные комплексы и ансамбли.
Уч. Ст. 6-7
- Л -
способность к творческому мышлению
- М -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- П - знать изученные виды исторических источников
3.
Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.
Уч. Ст. 8-10
Уч. Ст. 6-7
4.
Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.
Уч. Ст.
11-15
5.
Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни. и т.д.
октябрь
Уч. Ст.
16-18
6.
Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны,объекты малых архитектурных форм.
Раб. тет.
Ст. 1-6
Уч. Ст. 6-7
7.
Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы-обелиски, фонтаны, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор. Русский классицизм в архитектуре.
Раб. тет.
Ст. 7-12
Тема II. Мастера живописи и скульптуры.
8
Творчество В.Э. Борисова - Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произв. художника.
Уч. Ст. 20-25
- П -
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов
-М -
умение самостоятельно определять цели своего обучения
- Л - коммуникативные способности;
Уч. Ст. 3-18
тест
9.
Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.
Уч. Ст.
23-25
10.
К.С. Петров - Водкин. Влияние символизма на творчество художника.
ноябрь
Уч. Ст.
25-29
11.
Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.
Уч. Ст.
27-29
12.
А.И.Савинов, А.Е.Карев, П.С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др.
Уч. Ст.31-34
13.
Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.
декабрь
Раб. Тет. Ст. 12-20
Тема III. Мир музея.
14.
Художественный музей им. А.Н.Радищева. История его создания, этапы существования.
Уч. Ст.
34-36
- Л -
способность к творческому мышлению
- М -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- П - знать изученные виды исторических источников
Уч. Ст.
20-30
тест
15.
Музей краеведения и его филиалы
Уч. Ст.37-38
16.
Музей Н.Г. Чернышевского, К.А.Федина.
Уч. Ст.38
17
Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём посёлке.(экскурсия)
январь
Раб. Т ет. Ст. 22-24
18.
Роль музея в развитии культуры современного общества.
Раб. Тет. Ст. 25-27
Тема IV. Театральное искусство.
19.
Развитие театрального искусства в Саратовском крае.История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр.
Уч. Ст.43-45
- П -
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов
-М -
умение самостоятельно определять цели своего обучения
- Л - коммуникативные способности;
20.
Театры Саратова и области. Детские театры.
февраль
Уч. Ст.46-50
21.
Мастера Саратовской сцены.Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы.
Раб. Тет. Ст. 28-30
22.
Музыка и театр: история и современность.
Раб. Тет. 31-33
Тема V.Музыкальное искусство.
23.
История становления музыкального образования в Саратове.
Уч. Ст.55-58
- Л -
способность к творческому мышлению
- М -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- П - знать изученные виды исторических источников
24.
Музыканты, муз. коллективы, фестивали. Знаменитые имена.
март
Уч. Ст.58-60
25
Творчество композиторов.
Уч. Ст.61-62
Уч. Ст.55-62
тест
26.
Саратовская государственная консерватория.
Раб. Тет. Ст. 34-36
27.
Музыкальные традиции города. Фестивали.
апрель
Раб. Тет. Ст. 37-39
28.
Известные коллективы.
Уч. Ст.62-66
Тема VI.Костюмы народов Поволжья.
29
Одежда народов Саратовского Поволжья.
Уч. Ст.68-70
- Л -
способность к творческому мышлению
- М -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- П - знать изученные виды исторических источников
30
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.
Уч. Ст.70-74
31
Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов.
май
Раб. Тет. Ст. 40-42
32
Костюм как модель вселенной.
Раб. Тет. Ст. 43-47
33
Обобщение по курсу
Уч. Ст. 3-73
34.
Контрольный урок
Уч. Ст. 3-73
тест
Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядно-демонстрационные пособия.
Карта Саратовской области;
Портреты выдающихся деятелей Саратова и области (политики, писатели,
ученые. артисты);
Фотографии архитектурных памятников Саратова и области
-
Индивидуальные средства обучения.
В.Н.Данилов,М.В.Булычев,А.А.Гуменюк,В.П.Тотфалушин,Л.А.Тотфалушина История Саратовского края с древнейших времен до наших дней.
Саратов. ООО «Приволжское издательство» ,2008;
3. Фронтальные средства.
Карточки индивидуальной работы с заданиями по темам.
Тесты (контрольно-измерительные материалы)
4. Групповая работа.
Раздаточный материал для заданий в группах
Литература
Культура края: учеб. пособие для 8 кл./сост. Г.Н. Гаврилова, Е.В. Колесова, Ю.Б.Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-« Добродея»,2007.
Вардугин В.И. Саратовская азбука. Великие земляки и достопримечательности родного края. Саратов, 2002
Елизавета Ерина. Под покровом Богородицы. Саратов. ООО «Приволжское издательство»,2007;
Покровск. К 250 -летию основания /Сост. Г.А.Мишин/ Саратов. Регион, Приволжское издательство «Детская книга»,1993;
Ф.Р. Алтынбаева Время Покровское. Сценарии, статьи, очерки. Саратов. Приволжское книжное издательство.2003;
Журнал «Страницы истории» Покровск-Энгельс .№№ 1-8.Издательство Администрации Энгельсского муниципального района