Урок истории Вавилонский царь Хаммурапи (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс на лучшую методическую разработку антикоррупционной направленности среди педагогических работников

Ставропольского края










Бойко Евгения Валентиновна;

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 », Ставропольский край, Шпаковский район, с. Пелагиада, ул. Партизанская 17,

учитель истории и обществознания


Методическая разработка урока по Всеобщей истории на тему: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» для обучающихся в 5 классе, возрастная группа 10-11лет









2016


Цели:

  • формирование представлений о законах царя Хаммурапи и их значении для жителей Вавилона; научить выявлять антикоррупционную направленность законодательной деятельности.

  • совершенствование навыков исследовательской деятельности - анализ, синтез, сравнение;

  • воспитание чувства уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Задачи:

Учебные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  • Показать особенности законов - их социальную направленность.

  • На примере действия законов отработать понятия «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов и их антикоррупционную направленность.

  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  • Развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные

  • учебные действия.

Воспитательные:

  • Формировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям.

  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.

  • Воспитывать чувство уважения к закону и стремление быть законопослушным гражданином.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями, с историческим источником, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

Пакеты документов для лабораторной работы.

Таблицы для работы групп.

Презентация «Законы царя Хаммурапи», компьютер, проектор, экран.

Ожидаемые результаты.

- личностные: учащиеся смогут выражать собственное отношение к историческим событиям и явлениям и давать им нравственную оценку, сформулируют представление о истоках формирования законов антикоррупционной направленности.

- метапредметные:

Учащиеся смогут извлекать полезную информацию из исторических источников и учебника, работать в группе; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

- предметные: смогут на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научатся давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве.

Структура и ход урока.

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»1.Мотивация

Показать брошюру «Конституция РФ»

Беседа: 1. Что такое Конституция?

2. Существуют ли законы в других странах? Для чего существуют они?

Ответы:

Закон или основной закон.

Законы есть у всех стран.

Чтобы был порядок

Л: На основе своего опыта дают ответ, самоопределение

Привлечение индивидуальных знаний

П.: Выявляют аналогии: современное общество и древний мир

М.: Выдвигают версии

2.Актуализация знаний.

(Слайд 2)

На прошлом уроке мы изучали историческую судьбу Вавилона в период правления Хаммурапи.

А давайте проверим, насколько хорошо вы

усвоили материал прошлого урока.

(Слайд 3)

Все ребята получают листки с заданием - тестом, где им необходимо отметить лишь верные утверждения.

(Приложение 1)

1.Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками Инд и Ганг (Да-Нет)

2.В Древнем Междуречье было особое письмо - клинопись (Да-Нет)

3.В Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. (Да-Нет)

4.В Древнем Вавилоне с 1792 по 1750 год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые законы (Да-Нет) (Слайд 4 с ответами)

Л.: Определение своей позиции

П.: Работают с понятиями, заполняют карточки - вставляют пропущенные термины, даты.

М.: умение правильно применить знания.

Самопроверка, сверяют свои знания с образцом

3.Проблема

А теперь давайте вспомним, был ли Вавилон процветающим государством?

Ответ обоснуйте, т.е. вспомните благодаря чему Вавилон процветал.

(5 слайд)

Как вы думаете справедливые ли законы создал Хаммурапи?

Какие законы и как повлияю на развитие страны?

Какой будет цель урока?


Да

- выгодное расположение для торговли (пересечение важных сухопутных и речных торговых путей )

- создана сильная, хорошо вооружённая многочисленная армия

- создана система законодательства и управления

Выяснить какие законы и как повлияли на развитие страны

(Слайд 6)

Л.: Самооценка

П.:Предполагают какая информация нужна для решения задачи

П. Поиск и извлечение информации из текста учебника

М.:Оценивают причины своего неуспеха

М. Определение темы урока

Постановка цели

4.Построение проекта

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку - черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хаммурапи. Как вы понимаете слово «закон»?

Давайте выделим самые главные слова в определении.




Это обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых, наступает ответственность. (запись определения в тетрадь)

Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона - правила (нормы) и наказание (ответственность).

(Слайд 7)


Л. Строят предположения, опираясь на свой опыт

Л. Оценивание : правильно или нет

Л. выражение своей позиции

П. Дают определение понятия

П. Работа с термином

П. Работа с понятиями

П. Описывают то, что изображено на рисунке.

Предполагают какая информация нужна

М. Анализ, сравнение

М. Выделение главного

Перевод знаний из одной знаковой системы в другую

М. Определяют цель

5. Реализация проекта

Давайте подумаем вместе, что нам надо сделать сегодня на уроке, что бы реализовать нашу цель?

Верно, сейчас мы познакомимся с законами. Предлагаю разделится на 5 команд

(Слайд 8)

Школьники получают образец задания, пакет документов - карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа.

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов. (Прил. 2)

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.

4 группа какую цель преследовали законы посвящённые найму и аренде

5. группа в каких областях законы защищали интересы воинов. Для чего в законах это предусматривается

(Прил. 2)

(8 слайд)

Необходимо взять законы Хаммурапи и изучить их

1 группа - Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа - Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа - В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

4 группа - законы преследовали цель в освоении новых земель. Законы защищали интерес свободных граждан потерявших полностью или частично средства производства и вынуждены работать по найму. Налагались штрафы за не обработку земли

5 группа - законы защищали земельные и имущественные интересы. Такая забота о воине была необходима для обеспечение воина и его семьи всем необходимым, главное предостерегал от всевозможных обманных сделок при которых воин мог потерять свою землю или имущество

(9 слайд)

Л. Нравственная оценка законов с позиций современности

П. Работа с источником, анализ документа.

Изучают и систематизируют информацию из источника .

М. Умение работать в группе.

По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Умение извлекать информацию при работе с источником

Переработка информации и перевод её в другую знаковую систему

6.Первичное закрепление. Возвращение к проблеме

Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

(Слайд 10)

Ребята, представьте, что если бы законы не предостерегали от обманных действий в судопроизводстве, аренде, найме . Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Какие законы и как повлияю на развитие страны.

Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Справедливые законы, которые ОДИНАКОВО защищают интересы граждан, укрепляют государство. (Запись в тетрадь).

Если законы не будут оберегать от мошенничества, превышение своих функций вышестоящими органами власти и т. д. в стране начнётся хаос, разруха, возможно и восстание.

Л. Оценивание, опираясь на свое мнение, личный опыт.

Л. ыражение личного отношения

П. Доказательства, опираясь на факты, извлеченные из учебника и исторического источника.

М. Анализ информации. Логические выводы.

Применение полученной информации.

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого.

7.Рефлексия

(11 Слайд)

Задание. Вспомните все законы, о которых мы сегодня говорили и запишите в схему те которые ОДИНАКОВО защищают интересы граждан, укрепляют государство.

Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке - поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную - опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

Выставление оценок с комментарием.

Приложение 3

Л. Оценивают себя: правильно или нет Самооценка .

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому

П. Работа с текстом из законов. Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Представление информации в сжатом виде

Самостоятельно искать средства достижения цели

М. Выстраивают логические цепочки.

Применение полученной информации

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Оценивание результата своих действий,

8. Домашнее задание

Домашнее задание (Приложение № 4)

(Слайд 12)

Приложение №1

Выберете утверждение верно или нет.

1.Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками Инд и Ганг (Да-Нет)

2.В Древнем Междуречье было особое письмо - клинопись (Да-Нет)

3.В Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. (Да-Нет)

4.В Древнем Вавилоне с 1792 по 1750 год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые законы (Да-Нет)

Приложение №2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Прочитайте текст в учебнике на стр. …. и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу.

Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.


Деление общества на свободных и несвободных.

2. Положение рабов.

§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек - вор, он должен быть убит

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты - не мой господин», то он должен уличить его в том, что он - его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Прочитайте текст в учебнике на стр. …. и статьи из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу.

Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».

2. Система правосудия (наказания за преступления).

§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Прочитайте текст в листе задания из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу

Докажите, что законы защищали должников.

Положение должников.

2. Юридическая защита должников.

§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то

три года они должны обслуживать дом их покупателя , на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно тому, у кого занял; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

Прочитайте текст в листе задания из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу

Какую цель преследовали законы посвящённые найму и аренде.

Положение земледельцев.

2. Юридическая защита земледельцев и арендаторов.

§ 42) Если кто-нибудь возьмётся обрабатывать поле, а зерна он не вырастит на поле, и его уличат в том, что он не производил работ на поле, то он обязан дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем поля соседей

§ 43) Если он вовсе не обрабатывает поле, а забросит его, то он обязан дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем поля соседей, а поле которое он забросил, он обязан разбить на грядки, заборонить и вернуть хозяину поля.

§ 45) Если кто-нибудь отдаст своё поле землепашцу за арендную плату и эту арендную плату за своё поле получит, а затем Адад затопит поле или наводнение унесёт жатву, то только земледелец несёт убытки.

Если же он арендную плату не получил или он отдал поле из половины или из третьей доли урожая, то землепашец или землевладелец должны поделить зерно, которое будет собрано в соответствии со своими обязательствами.

§ 253-256) Если кто-нибудь наймёт кого-нибудь для управления своим полем, доверит ему сельскохозяйственную утварь, передаст ему крупный рогатый скот, и договором обяжет его обрабатывать поле, а тот человек украдёт семена или фураж, ему должны отрубить руки

Если он заберёт сельскохозяйственную утварь и истощит скот, то он должен возместить ущерб, который причинил.

§ 257 если кто-нибудь наймёт земледельца, то он должен ему давать по восемь гур зерна в год

§ 266 если на скотном дворе появится эпидемия или же лев побьёт скот, то пастух должен принести клятву, и убытки от падежа на скотном дворе должен принять на себя владелец скотного двора.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 ГРУППЫ

Прочитайте текст в листе задания из законов Хаммурапи. Ответьте на вопрос и заполните таблицу

Какие области законов защищали интересы воинов. Для чего в законах это предусматривается

1. Области законов.

2. Для чего в законах это предусматривалось

§ 27) Если воин был взят в плен при поражении царя, и после него его поле отдали другому, и он носит его ильк, то он (первый) вернётся и достигнет своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад, он сам будет нести свой ильк

§ 28) Если воина взятого в плен в состоянии нести ильк, то поле и сад должны быть ему отданы, пусть он несёт ильк своего отца.

§ 29) Если его сын мал и не в состоянии нести ильк своего отца, то третья част поля и сада должна быть передана его матери, пусть его мать растит его.

§ 30) Если воин из-за илька бросит своё поле, свой сад и свой дом и удалится, а после него другой захватит его поле, его сад и его дом и в течение трёх лет будет нести его ильк, то если тот ввернётся и потребует своё поле, своё сад и свой дом, они не должны быть ему отданы, который захватил и нёс иго ильк, тот пусть и носит

§ 34) Если военаначальников заберёт имущество воина или причинит воину вред, отдаст воина в наём или продаст, или заберёт себе подарок, который царь дал воину, то этот военаначальников должен быть казнён.

Приложение №3

Задание. Вспомните все законы, о которых мы сегодня говорили и запишите в схему те которые ОДИНАКОВО защищают интересы граждан, укрепляют государство.

Урок истории Вавилонский царь Хаммурапи (5 класс)

Приложение №4

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

Список использованной литературы


  1. Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Русское слово 2014.

  2. Л. А. Фадеев, А. М. Филиппова. Хрестоматия по истории Древнего мира. УЧПЕДГИЗ. 1956.

  3. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

© 2010-2022