Рабочая программа основного общего образования по краеведению 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОМИРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Согласовано

Заместитель директора

_____________Е.В.Белова

____ ___________ _______

Утверждаю

Директор

____________Е.А.Подгорная

Приказ №___от __________


Рабочая программа

основного общего образования

по учебному предмету (индивидуально-групповых занятий по)

«Краеведение»

(название предмета)

в 7 классе

на 2016 - 2017 учебный год


Составитель: РОМАНОВ БОРИС БОРИСОВИЧ,

учитель краеведения










п. Новый Мир - 2016




  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего

образования и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение краеведения по базисному учебному плану, а также Программы курса «Историческое краеведение», автор-составитель Г.Б. Гречухин. Историческое краеведение: Учебная программа для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр., доп., - Н.Новгород: НИРО, 2011. - 45с. Учебник: Наш край. 6-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: издательство «Книги», 2011.

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год. С Положением «О Рабочей программе учебных предметов, индивидуально-групповых занятий, курсов внеурочной деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Новомирская основная общеобразовательная школа» (МАОУ «Новомирская ООШ»)» принятом на педагогическом совете (протокол от 29.01.2016 г. № 6), утвержденном приказом директора школы № 21 от 01.03.2016г.

Цели и задачи курса:

Программа по краеведению направлена на достижение следующих целей и задач:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли Нижегородского края во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Средства обучения:

наглядные пособия:

  • изобразительные наглядные пособия - таблицы;

  • географические и исторические карты;

  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Приоритетные виды и формы контроля:

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный устный опрос

  • Тестовые задания

  • Онлайн-тесты

Срок реализации рабочей программы-1 год (2016-2017 учебный год).


  1. Общая характеристика предмета «Краеведение»

Знание истории родного края - современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного краеведческого образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современной образовательной программы по краеведению.

Результаты обучения и усвоения содержания курса краеведения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих Нижегородское Поволжье, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны, истории родного края;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе краеведения;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашей страны, Нижегородского края и человечества в целом;

-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Нижегородского края и России.

Целевые установки для 7 класса:

-основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней; исторических деятелей края;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

-основные источники информации по истории, географии края;

-специфику географического положения, административно-территориального деления Нижегородской области, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природных комплексов и внутриобластных

-причины социальных, экономических и экологических проблем своей местности и родного края;

-специализацию внутриобластных экономических районов;

-историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития; рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов; выделять, описывать и объяснять:

-особенности природных условий, главные черты населения отраслевой и территориальной структуры хозяйства области и своего административного района (города);

-своеобразие ландшафтов родного края;

-смысл изученных исторических понятий и терминов;

-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников: использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов.


  1. Результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения краеведения ученик должен знать/понимать:

• основные этапы и ключевые события родного края; выдающихся деятелей края;

• важнейшие достижения Нижегородского края;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий истории родного края с веком;

- определять последовательность и длительность важнейших событий Нижегородского края;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

- сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебного пособия, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Нижегородского края;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений

современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии населения

  1. Место учебного предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана для учеников 7 класса;

Базисный учебный план на изучение истории России в основной школе отводит 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения.

Учебных недель-34;

Методы и формы работы:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.

Виды и формы контроля

Вид контроля: текущий, тематический, промежуточный.

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, разноуровневые тесты.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы, фронтального опроса.


  1. Критерии оценки знаний учащихся

Критерии оценивания устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.



Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.


Содержание учебного предмета


0

0

0

Тема 2: Великое Нижегородско-Суздальское княжество.

2

1

0

0

Тема 3: Наш край в составе Московского государства.

4

1

1

0

Тема 4: Нижегородский край в 17 веке.

10

2

0

2

Тема 5: Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2.

12

3

0

1

Тематическое планирование по предмету «Краеведение» в 7 классе


Практическая часть программы (практические

работы, лабораторные работы, проекты и т.п.)

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

05.09

Нижегородское Поволжье - с 12 века важная составная часть Древней Руси

Записи в тетради

Стр. 3-6

Тема 1: Наш край в древности. Первые сведения из истории края.

2

12.09.

Археологическое прошлое нижегородского края

Записи, стр.7-9

3

19.09.

Городец на Волге - древнейший русский город Нижегородского края

Записи, стр. 15-19

4

26.09.

Основание Нижнего Новгорода

Записи, стр.19-22

5

03.10.

У истоков Нижегородского Поволжья

Тестирование

Записи, стр 22-27

Тема 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество

6

10.10.

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол

Записи, стр. 28-32

7

17.10.

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

Практическая работа

Записи, стр.34-38

Тема 3. Наш край в составе Московского государства

8

24.10.

Нижегородский край в 15 веке: пора утрат и начало Возрождения

Записи, стр. 38-42

9

07.11.

16 век: под стягами Москвы

Записи, стр. 43-44

10

14.11.

Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства

Проект «Вадский район в системе обороны Русского государства»

Записи, стр.44-49

11

21.11.

Нижегородский край в эпоху Ивана 4 Васильевича Грозного

Практическая работа

Записи, стр. 50-53

Тема 4. Нижегородский край в 17 веке

12

28.11.

Смута и Нижегородский край

Записи, стр. 54-57

13

05.12.

Великое дело К.Минина и Д.Пожарского

Практическая работа

Записи, стр. 58-62

14

12.12.

Контрольная работа по теме: Великое дело К.Минина и Д.Пожарского

Контрольная работа

15

19.12.

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» 17 веке

Записи, стр.62-66

16

26.12.

Города и посады Нижегородского Поволжья. Н.Новгород в 17 веке

Записи, стр. 66-78

17

16.01.

Промышленная Балахна

Записи, стр. 78-84

18

23.01.

Арзамас в 17 веке

Записи, стр. 84-88

19

30.01.

Макарьевская ярмарка

Практическая работа

Записи, стр.88-92

20

06.02.

Раскол в Русской православной церкви

Записи, стр.96-99

21

13.02.

Урок повторительного обобщения. Нижегородский край в 17 веке.

Контрольное тестирование

Тема 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2

22

20.02.

Рождение Нижегородской губернии

Практическая работа

Записи, стр.100-101

23

27.02.

Ю.А. Ржевский - первый губернатор Нижегородской губернии

Записи, стр. 101-102

24

06.03.

Петр 1 в Нижнем Новгороде

Записи

25

13.03.

Питирим и нижегородское старообрядчество

Практическая работа

Записи, стр. 102-106

26

20.03.

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Нижегородской губернии

Записи

27

03.04.

Нижегородское наместничество в 1779-1796 гг

Записи, стр. 116-119

28

10.04.

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества

Записи, стр. 119-125

29

17.04.

Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье

Записи, стр. 79-87

30

24.04.

Формирование Приокского горного округа - «Малого Урала». Промышленники Баташевы

Записи

31

15.05.

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма»

Практическая работа

Индивидуальное задание по теме

Записи, стр. 90-95

32

22.05.

Промежуточная аттестация

Контрольное тестирование

33

29.05.

Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века

Экскурсия в районный краеведческий музей




Лист корректировки

ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2016 -2017 учебного года

Учитель истории Романов Борис Борисович

предмет « Краеведение»

7 класс ______________________



© 2010-2022