Авторская рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа разработана к предметной линии учебников по истории для 6 класса авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкина«История России», авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Аги-баловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.Содержит два авторских внутрипредметных модуля - "Памятники Средневековья" и "Памятники Древней Руси", в которых возмодно применение видеофайлов и IT-технологий, виртуальных музеев и т.д.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яблоневская основная общеобразовательная школа»


«УТВЕРЖДАЮ»

______________________

Директор ОУ Секретарь С.А.

Приказ № ____ от «____» ________2015г.








Рабочая программа по


ИСТОРИИ


6 класс



2016 - 2017 учебный год







Разработчики:


Срибная Елена Владимировна

учитель истории и обществознания








Обсуждена и согласована на методическом объединении

протокол № ______ от «___» ________ 2015г.

Принята на педагогическом совете школы

протокол № _______ от «___» ________ 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с:

1. Нормативными документами:

  • Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №15767 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом от 17 декабря 2010 г. № 1897»

  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • ООП МБОУ «Яблоневская ООШ»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26.01.2016г.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

2. Примерной программой к завершённой предметной линии учебников по истории для 6 класса авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкина«История России», авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Аги-баловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.

Предмет история относится к образовательной области общественно-научных предметов. В 6 классе предмет история изучается в объёме 70 часов, из них 21 час отводится на внутрипредметный модуль.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности - программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - программы для детей с ОВЗ VII вида; для всех остальных детей - программы массовой школы.

Порядок приёма и формы организации обучения детей с отклонениями в развитии отражаются в уставе учреждения. Для детей с отклонениями в развитии, обучающихся вне специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса), обучение ведётся по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разработанным педагогами классов, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии, в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения или психологической службы города, района с учётом структуры дефекта ребёнка. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития.

Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ, и при успешном прохождении итоговой аттестации получают документ государственного образца о получении основного общего образования.

Обучение школьников с задержкой психического развития осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом по образовательным программам, адаптированным под структуру дефекта ребенка. Адаптация образовательных программ начальной ступени образования осуществляется на основании коррекционных образовательных программ для детей с нарушениями VII вида, на основной ступени образования - методических материалов, разработанных институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования.

Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия и логопедические занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входят в нагрузку не каждого отдельного ученика, а учителя. На долю каждого ученика приходится от 15 до 30 минут в неделю. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), укомплектованных. на основе сходства корригируемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися младших классов проводит основной учитель. В то время, когда он занимается с подгруппой, логопед и психолог работают с остальными детьми класса. В старших классах часы, отведенные на индивидуально-групповые занятия, распределяются между учителями предметниками. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ VII ВИДА

Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету.

Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы (школы-интерната) для детей с ОВЗ аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.

Конкретные задания, разрабатываются педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ОВЗ и их возможностей в получении образования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

1. Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • дух патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира;

  • интерес к истокам культурно-исторического наследия человечества, к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • основы гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

2. Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

Ученик научится:

  • проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

  • решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3. Предметные результаты: ( по разделам)

Ученик научится:

  • целостное представление об историческом развитии человечества в период Средневековья как о важном периоде всеобщей истории;

  • целостное представление об особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в.;

  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

  • умения датировать события и процессы в истории периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в.,

  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., анализировать и обобщать данные карты;

  • уметь характеризовать важные факты истории периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в.;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах периода Средневековья с общими явлениями и процессами;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории периода Средневековья и истории России с древнейших времен до начала XVI в., способствовать их охране.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

История Средних веков (30 ч.)

Тема 1. Введение. Живое Средневековье (1 ч.)

Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества.

Тема 2. Исторические источники и памятники эпохи Средневековья (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Источники знаний об истории Средних веков.

Раздел 1. Раннее Средневековье (8 ч.)

Тема 3. Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII веках (1 ч.)

Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков

Тема 4. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность (1 ч.)

Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Тема 5. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв. (1 ч.)

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание.

Тема 6. Англия в раннее Средневековье (1 ч.)

Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство. Прекращение норманнских завоевательных походов

Тема 7. Византия при Юстиниане. Культура Византии (1 ч.)

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами

Тема 8. Образование славянских государств (1 ч.)

Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств. Славянские государства, Византия и славянский мир.

Тема 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад (1 ч.)

Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов

Тема 10. Культура стран Арабского халифата (ВПМ «Памятники Средневековья»)

Всемирно известные памятники культуры арабов

Раздел 2. Зрелое Средневековье (16 ч.)

Тема 11. В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. Замки средневековой Европы (обзор электронных материалов).

Тема 12. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни (1 ч.)

Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города - центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки.

Тема 13. Торговля в Средние века (1 ч.)

Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам.

Тема 14. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики (1 ч.)

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства.

Тема 15. Крестовые походы (1 ч.)

Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков.

Тема 16. Как происходило объединение Франции (1 ч.)

Усиление королевской власти. Сословно - представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства.

Тема 17. Что англичане считают началом своих свобод? (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ. Великая «Хартия вольностей». Баллады о Робине Гуде. Английский парламент.

Тема 18. Столетняя война (1 ч.)

Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д´Арк.

Тема 19. Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии (1 ч.)

Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации.

Тема 20. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 ч.)

Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата. Образование Испанского королевства. Инквизиции в Испании.

Тема 21. Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 - 15 веках (1 ч.)

Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Тема 22. Гуситское движение в Чехии (1 ч.)

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Гуситские войны и их значение.

Тема 23. Образование и философия в XI-XV вв. (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Оксфордский университет - один из старейших в мире. Схоластика. Фома Аквинский.

Тема 24. Средневековая литература (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте Алигьери.

Тема 25. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Памятники архитектуры и скульптуры Средневековья. Живопись. Воспитание нового человека. Первые гуманисты и их литературные «памятники». Искусство Раннего Возрождения.

Тема 26. Научные открытия и изобретения (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Развитие науки и техники. Изобретение книгопечатания.

Раздел 3. Страны Востока, Африки и Америки в Средние века (4 ч.)

Тема 27. Завоевание турками-османами Балканского полуострова (1 ч.)

Балканские страны перед завоеванием, завоевания турок-османов; битва на Косовом поле; гибель Византии; создание Османской Империи.

Тема 28. Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония (1 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Тема 29. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки (ВПМ «Памятники Средневековья») (1 ч.)

Неравномерность развития народов Африки. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки. Сохранение родоплеменных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

История России с древнейших времен до начала XVI в. (40 ч.)

Тема 30. Наша Родина - Россия (1 ч.)

Своеобразие геополитического положения России. Источники, рассказывающие об истории России. Своеобразие возникновения русского и других языков славянской группы. Историко-культурное многообразие России.

Тема 31. Исторические источники и памятники истории России с древнейших времен до начала XVI в. (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Обзор Исторические источники и памятники истории России. Обзор музеев, имеющих в своих экспозициях исторические источники о России. Государственный архив РФ.

Раздел 4. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.)

Тема 32. Древние люди и их стоянки на территории современной России (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Появление людей на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории России (обзор данных электронных ресурсов). Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.

Тема 33. Образование первых государств (1 ч.)

Греческие города-государства Северного Причерноморья. Упадок причерноморских государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Дербент. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Тема 34. Восточные славяне и их соседи (1 ч.)

Происхождение восточных славян. Хозяйство славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир славян. Общины земледельцев. Восточные славяне и их соседи.

Раздел 5. Русь в IX- в первой половине XII в. (11 ч.)

Тема 35. Первые известия о Руси (1 ч.)

Происхождение народа русь. О чем говорит археология. Споры норманистов и антинорманистов.

Тема 36. Становление Древнерусского государства (ВПМ «Памятники Древней Руси») (2 ч.)

Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь - первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. Литературные памятники и документы о создании Древнерусского государства.

Тема 37. Правление князя Владимира. Крещение Руси (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Литературные памятники и документы о правлении князя Владимира Святого.

Тема 38. Русское государство при Ярославе Мудром (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе. Отношения Руси с другими государствами. Литературные памятники и документы о правлении князя Ярослава Мудрого.

Тема 39. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах (1 ч.)

Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. киевское восстание 1113 г. правление Владимира Мономаха в Киеве.

Тема 40. Общественный строй и церковная организация на Руси (1 ч.)

Формирование древнерусской народности. Основные слои населения Древней Руси. Земельные отношения. Церковная организация. Храмы и богослужения. Монастыри. Духовные ценности, древнерусские подвижники и святые.

Тема 41. Место и роль Руси в Европе (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Политическая карта Европы в IX-XI вв. Отношения Руси с Византийской империей. Отношения Руси со странами Европы. Отношения с кочевниками и странами Востока. Русь в международной торговле. Литературные памятники и документы об отношениях Древней Руси, Европы и Востока.

Тема 42. Культурное пространство Европы и культура Руси (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XII вв. Особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Тема 43. Повседневная жизнь населения (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр. Отражение повседневной жизни в исторических источниках и памятниках.

Раздел 6. Русь в середине XII-начале XIII века (5 ч.)

Тема 44. Политическая раздробленность на Руси (1 ч.)

Время политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси. Роль Церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

Тема 45. Владимиро-Суздальское княжество (1 ч.)

Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в Северо-Восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Владимиро-Суздальской земли.

Тема 46. Новгородская республика (1 ч.)

Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли.

Тема 47. Южные и юго-западные русские княжества (1 ч.)

Киевское княжество. Черниговское княжество. Смоленское княжество. Галицко-Волынское княжество.

Раздел 7. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч.)

Тема 48. Монгольская империя и изменение политической картины мира (1 ч.)

Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи.

Тема 49. Батыево нашествие на Русь (ВПМ «Памятники Древней Руси») (1 ч.)

Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Литературные памятники и документы о нашествии Батыя.

Тема 50. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (1 ч.)

Походы шведов и крестоносцев. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.

Тема 51. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура (1 ч.)

Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религия в Орде. Экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Тема 52. Литовское государство и Русь (1 ч.)

Образование нового государства в Восточной Европе. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши.

Тема 53. Усиление Московского княжества (1 ч.)

Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы.

Тема 54. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва (1 ч.)

Москва - центр объединения северо-восточных земель. Русь готовится к борьбе за свободу. Поход Мамая на Русь. На поле Куликовом. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Тема 55. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV в. (ВПМ «Памятники Древней Руси») (2 ч.)

Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество, литература. Памятники русского зодчества. Живопись.

Раздел 8. Формирование единого Русского государства (8 ч.)

Тема 56. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале ХV в. (1 ч.)

Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия.

Тема 57. Московское княжество в первой половине XV в. (1 ч.)

Изменения в порядке владения землей. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I. Междоусобная война второй четверти XV в.

Тема 58. Распад Золотой Орды и его последствия (1 ч.)

Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Состав и занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью.

Тема 59. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. (1 ч.)

Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация Ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления.

Тема 60. Русская православная церковь в XV- начале XVI вв. (1 ч.)

Православие в начале XV в. Флорентийская уния и Русь. Падение Византии. Независимость Русской Православной церкви. Русская православная церковь в XV в.

Тема 61. Формирование культурного пространства единого Российского государства (ВПМ «Памятники Древней Руси») (2 ч.)

Изменения восприятия мира. Особенности русской культуры XV - начала XVI в. Развитие общественной мысли и летописания. Литературные и документальные памятники русской культуры. Памятники древнерусского зодчества. Живопись.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



п/п

Тема курса


Кол-во часов, отведенных на тему

История Средних веков (30 ч.)

Введение. Живое Средневековье

1 ч.

Исторические источники и памятники эпохи Средневековья (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Раздел 1. Раннее Средневековье (8 ч.)

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

1 ч.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1 ч.

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв.

1 ч.

Англия в раннее Средневековье

1 ч.

Византия при Юстиниане. Культура Византии

1 ч.

Образование славянских государств.

1 ч.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1 ч.

Культура стран Арабского халифата (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Раздел 2. Зрелое Средневековье (16 ч.)

В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

1 ч.

Торговля в Средние века

1 ч.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1 ч.

Крестовые походы.

1 ч.

Как происходило объединение Франции.

1 ч.

Что англичане считают началом своих свобод? (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Столетняя война

1 ч.

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.

1 ч.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1 ч.

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 - 15 веках

1 ч.

Гуситское движение в Чехии.

1 ч.

Образование и философия в XI-XV вв. (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Средневековая литература (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Научные открытия и изобретения (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Раздел 3. Страны Востока, Африки и Америки в Средние века (4 ч.)

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1 ч.

Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.

1 ч.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки (ВПМ «Памятники Средневековья»)

1 ч.

Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья

1 ч.

История России с древнейших времен до начала XVI в. (40 ч.)

Наша Родина - Россия

1 ч.

Исторические источники и памятники истории России с древнейших времен до начала XVI в. (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Раздел 4. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.)

Древние люди и их стоянки на территории современной России (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Образование первых государств

1 ч.

Восточные славяне и их соседи

1 ч.

Повторение и обобщение по разделу «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1 ч.

Раздел 5. Русь в IX- в первой половине XII в. (11 ч.)

Первые известия о Руси

1 ч.

Становление Древнерусского государства (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

2 ч.

Правление князя Владимира. Крещение Руси (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Русское государство при Ярославе Мудром (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1 ч.

Общественный строй и церковная организация на Руси

1 ч.

Место и роль Руси в Европе (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Культурное пространство Европы и культура Руси (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Повседневная жизнь населения (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Повторение и обобщение по теме «Русь в IX- первой половине XIIв.»

1 ч.

Раздел 6. Русь в середине XII-начале ХIII века (5 ч.)

Политическая раздробленность на Руси

1 ч.

Владимиро-Суздальское княжество

1 ч.

Новгородская республика

1 ч.

Южные и юго-западные русские княжества

1 ч.

Повторение и обобщение знаний по разделу «Русь в середине XII- начале XIII в.»

1 ч.

Раздел 7. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч.)

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1 ч.

Батыево нашествие на Русь (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

1 ч.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1 ч.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1 ч.

Литовское государство и Русь

1 ч.

Усиление Московского княжества

1 ч.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1 ч.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV в. (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

2 ч.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Русские земли в середине XIII- XIV в.»

1 ч.

Раздел 8. Формирование единого Русского государства (8 ч.)

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале ХV в.

1 ч.

Московское княжество в первой половине XV в.

1 ч.

Распад Золотой Орды и его последствия

1 ч.

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1 ч.

Русская православная церковь в XV- начале XVI вв.

1 ч.

Формирование культурного пространства единого Российского государства (ВПМ «Памятники Древней Руси»)

2 ч.

Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времен до начала XVI в.»

1 ч.

ИТОГО

70 ч.
















© 2010-2022