Разработка урока Образование Древнерусского государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по «Истории России» 6-й класс

Тема : "Образование Древнерусского государства. "

Основные цели:

1. Сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей;

2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний;

3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность;

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Основные понятия: цивилизация, государство, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погост, печенеги.

Важнейшие даты:

862 г. - призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород,

882 г. - объединение Древнерусского государства великим князем Олегом.

План урока:

  1. Предпосылки создания Древнерусского государства.

  2. Появление княжеской власти у восточных славян.

  3. Образование государственных центров.

  4. Образование Древнерусского государства. Его организация

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Урок начинается с отрывка из стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого:

Помним мы Отечества историю?

Почему так названа страна?

Много есть гипотез и теорий

Русь-Россия с древности она

Говорят от Рюриков, от шведов,

От сарматских Русь пошла племен,

Ну а я вот думаю, что предок

Рослым был, отважен и силен…

Вы прослушали отрывок из стихотворения. Как вы думаете, о чем мы сегодня говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока).

Вспомните основные признаки государства (территория, население, правитель, законы, армия, налоги, торговля и ремесло).

Сегодня в течение урока мы должны убедиться, что у древних славян уже к концу 9 века были все признаки государства и его формирование на Руси связано с историческим процессом, а не с отдельной личностью.

Изучение нового материала.

Учитель беседа. По слайдам презентации.

- Вспомните, каким общественным строем жили люди в древности? ( родоплеменной строй)

- Как этот строй сменялся?

- Процесс формирования единого государства - это длительный этап в развитии.

- Давайте с вами вспомним, что такое государство?

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Учитель. Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.

Предпосылки создания Древнерусского государства.

Как и когда появляется государство?

  • Усовершенствование орудий труда

  • Повышение производительности труда и создание излишков

  • Появление неравенства и эксплуатации одних людей другими

  • Возникновение классов Разработка урока Образование Древнерусского государства

Теории образования Древнерусского государства

Задание на урок

  • В чем суть норманской и антинорманской теорий образования государства на Руси?

А) Норманская теория.

Сущность норманской истории

  • Государство Русь создали варяги.

  • Слово Русь варяжского происхождения

  • Славяне были слабы , чтобы самим создать государство.

  • (основателями данной теории были немецкие ученые Байер, Шлёцер и Миллер).

Б) Центристская теория.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Б))Ломоносовская (антинорманская) теория образования государства Киевская Русь

Слово « Русь» - русского происхождения.

Ни в одной скандинавской летописи нет записей об образовании русского государства норманами.

На Руси к моменту призвания варягов уже были государственные образования: Куяба (Киев), Славия( Новгород) и Артания(предполагается на месте старой Рязани).

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Учитель.В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Работа с картой:

- Давайте проследим этот путь: река Нева - Ладожское озеро - река Волхов, озеро ильмень - река Ловать - волоком тащили до Днепра - река Днепр - Чёрное море. Конечный пункт - Византия.

Ребята, обратимся к карте «Восточные славяне и их соседи в 7-9вв.»

Вопросы учителя: Какие страны и народы были соседями славян на юге (Византийская империя), на востоке (Волжская Булгария), на юго-востоке(Хазарский Каганат)?

А на севере в середине 8в. У них появились новые соседи - варяги.

Вспомните, кого на Руси называли варягами (викингов)?

Что мы знаем о их занятиях и образе жизни?(ответы учащихся с использованием знаний, полученных на уроках Истории Средних веков)

Через славянские земли пролегал торговый путь, по которому викинги - норманны совершали путешествия в богатый Константинополь. Он получил название путь «из варяг в греки».

На карте учитель показывает и комментирует, учащиеся следят по атласу С.6. (Ладожское озеро - р. Волхов - оз. Ильмень - р. Лавоть - суда перетаскивали волоком - р. Днепр - Черное море - Константинополь).

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие

- Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)

- А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)

- Людей, занимающихся торгом, называли купцами.

- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?

Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.

- С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород - у ильменских славян.

С какими трудностями могли столкнуться купцы на этом пути?

Работа с иллюстрацией в учебнике .Славяне и сами вели торговлю с иностранными купцами. Рассмотрите иллюстрации в учебнике (Торг в стране восточных славян. Худ. С.В. Иванов)

Укажите на картине славян?

Какие товары предлагают славянам иностранные купцы?

Чем славяне торгуют с «заморскими гостями»?

Сделайте вывод о деятельности варягов в славянских землях (варяги приходили через славянские земли к Черному морю, торговали с Византией и восточными славянами).

Призвание варяжских князей. (работа с историческим документом).

Обратитесь к отрывку из «Повести временных лет»


«В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же - так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Учитель.Согласно «Повести временных лет», бояре Рюрика Аскольд и Дир отпросились в поход на юг. Дойдя до Киева и узнав, что город платит дань хазарам, они освободили киевлян от хазарской зависимости и стали править в нём. Некоторые историки считают, что Аскольд и Дир не являлись боярами Рюрика, а действовали самостоятельно. Придя в землю полян, они поступили на службу в Киев, взяв обязтельства со своей дружиной защищать город от других врагов (прежде всего хазар). Возможно, что князья не являлись современниками и Дир правил позже Аскольда.

Ответ на вопросы по документу:

- О каких народах рассказывает летопись? Кто такие русь с одной стороны, чудь, словене, кривичи и весь - сдругой? (Русь - варяги, остальные - славянские племена)

- Почему славяне стали искать себе князя? (между племенами начались усобицы, не было порядка)

- К кому обратились славяне? (к варягам)

- Кто из варягов где стал править? (Рюрик - в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске)

- В каком году произошли описываемые события? (862)

Первые русские князья

Рассказ учителя о первых русских князьях К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов.

Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности.

Мы мало знаем о первых русских князьях.

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».

О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он бел перевозчиком на Днепре. По другой - отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян - Царьград).

Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей - Радим.

Конечно, все это сведения легендарного характера. Но они показывают, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство.

Обратитесь к карте учебника «Древняя Русь в 9-11 вв.» - Назовите города, ставшие центрами первых русских княжеств?

Сделайте вывод (уже в 9 веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества, которые постепенно объединились в государство).

Варяги на Руси. (беседа по вопросам, работа с картой и иллюстрацией)

Работа с иллюстрацией. Обратитесь к репродукции картины В.М. Васнецова «Призвание варяжских князей» и ответьте на вопросы

- Как одеты варяги и славяне?

Какие детали их одежды и вооружения можно проверить по находкам археологов.

Русское княжество в Киеве. Объединение земель (рассказ учителя)

В Киеве княжили Аскольд и Дир.

В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Разработка урока Образование Древнерусского государства

.Происхождение названия Русь.

- Как вы думаете, откуда произошло название Русь?

Прочитайте содержание учебника и найдите ответ на этот вопрос.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 - поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси. Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью.

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Разработка урока Образование Древнерусского государства

Разработка урока Образование Древнерусского государства

ӀӀӀ.Закрепление материала.

1.Обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:

1) торговый путь « из варяг в греки»

2) появление первых торговых центров - городов

3) развитие ремесла

4) купцы постоянно опасались набегов печенегов - кочевников

5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.

6) города - центры торговли

7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …

- Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.

2. Какова же роль варягов в зарождении государства у славян. Существует несколько теорий на этот счет. Заполните таблицу «Историки о роли варягов в образовании государства». Какие мнения о роли варягов высказывали историки?Норманнская (Байер, Шлецер)

Центристская

Славянская(антинорманская М.В. Ломносов)

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

3. Вспомните признаки государства и сдел,10айте вывод о формировании государства у славян. (Государство возникло у восточных славян в 9 в, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство были Киев - на юге и Новгород - на севере).

Рефлексия.

Домашнее задание: §6, задания 1-3 в рабочей тетради.

9

© 2010-2022