Исследовательская работа История гимна России

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия


МКОУ «Алцынхутинская средняя школа имени Г.О. Рокчинского»


Районный этап межрегионального конкурса

на лучшее знание государственной символики России

среди обучающихся


Номинация «Исследовательская работа»

Тема работы


«ИСТОРИЯ ГИМНА РОССИИ»





Подготовил:

Горяев Александр Сухотаевич

учащийся 8 класса

МКОУ «Алцынхутинская СОШ

им. Г.О. Рокчинского»

359124 Кетченеровский район

п. Алцынхута, пер. Заливной, 4

п. Алцынхута, ул. Чапчаева,12/1


Руководитель:

Бадмаева Гиляна Петровна

Учитель внеурочной деятельности

МКОУ «Алцынхутинская СОШ

им. Г.О. Рокчинского»

359124 Кетченеровский район

п. Алцынхута, пер. Заливной, 4

89374622252

[email protected]








п.Алцынхута, 2014

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ………………………….……………………………………………3

Глава I. Гимны Древней Руси…...………………………………………….....5

Глава II. Гимны царской России…….. ..………...…………………………...6

Глава III.Гимн в советское время…....……………………………………… .8

Глава IV. Современный гимн России……….…………………………........14

Заключение …………………………………………………...........................17

Список литературы ………………………………………………………......18



















Введение

Тема моей исследовательской работы «История гимна России» весьма актуальна. В нашей стране остро стоит проблема патриотизма. После распада Советского Союза в 1991 году потребовалась смена Государственных символов, не соответствовавших государственному строю страны. После введения новых символов народ был мало информирован о них, вследствие резких перемен. Не зная символику, человек не мог почувствовать себя гражданином великой страны. Ведь государство без герба - государство без лица, а государство без гимна и флага - государство без души.

Цель моей работы: изучить историю Гимна России.

Перед собой я поставил следующие задачи:

- узнать происхождения слова «гимн»;

- показать становление Гимна России как символа государства;

- записать диск «Гимны России».

Объект: государственные символы.

Предмет: гимн России.

Метод исследования: изучение и анализ научной и учебной литературы, посвященной данной теме, а также сопоставление.

Гимн - это глас народа, который сопровождает его и в горе и в радости. Гимн - это своеобразный символ страны, который характеризует её. Нет такой страны, у которой не было бы гимна. У России богатая и многогранная история, но и в самые сложные времена, был у неё гимн. Потому что страна без гимна - это как человек без души, она вроде и есть, но чего-то ей не хватает, не полная она.

Слово «гимн» в происходит от греческого hymnos - торжественная песнь в честь божества. Сейчас же гимн - это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов.

Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древнем Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Европе они также известны издревле. В деревней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но и одновременно стали частью театрального представления. До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший - гимн древнегреческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (V век до нашей эры). Мелодия его была записана на папирусе.

Сочинение гимнов было распространено и позднее - в средневековой Византии и Европе. Наиболее известные христианские гимнотворцы - Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин. В христианской части гимны стали составной частью богослужения. Впервые исполнение гимнов в ходе богослужения было введено миланским епископом Амвросием. У католиков, а затем и у протестантов гимны исполнялись под звуки органа.

С развитием Реформации гимны приобретают большое значение. Протестанты не только пели их во время богослужения, но и шли с ними в бой. В XIV в. возник и первый национальный гимн. Как и первое трехцветное знамя, он возник в Голландии, восставшей против Испанского владычества. Им стала песнь, созданная в 1568 г., в честь предводителя восстания Вильгельма Оранского. Со временем она стала национальным гимном государства. (Национальный гимн - это торжественная песнь для одного народа, одной страны).

В 1745 г. в Лондоне была исполнена песня «Боже, храни короля!» (God, save the King). Она стала национальным гимном Англии. Песня послужила прообразом для многих национальных гимнов, в том числе и для одного из российских гимнов.

Родиной ещё одного известнейшего гимна стала Франция. В 1792 г. французский офицер К.Ж. Руже де Лилль написал песню, дав ей название «Боевая песня рейнской армии». Действие происходило во время Французской революции, когда существовала реальная угроза иностранного вторжения. В Париж песня проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан против короля. Песня быстро стала популярной в среде парижан. Ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза». В 1975 г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, а с 1879 г. и поныне она является официальным гимном Франции.

После «Марсельезы» отношение к гимну меняется. Отныне гимн становится песней именно светской, героической и патриотической. Такой характер имели многие гимны в странах Европы.

В ХIХ в. появляется и несколько интернациональных гимнов, не связанных с определенной страной. Самым известным стал «Интернационал» - международный гимн рабочих. Автор слов гимна - француз Э. Потье, член Парижской Коммуны, а композитор - французский рабочий из Лилля П. Дежейтер. Впервые публично «Интернационал» был спет в 1888 г. хором рабочих в Лилле.

Глава I. Гимны Древней Руси

История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность - гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Но это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда - страна и её предводители.

История российского гимна берет свое начало из глубокой древности. Древняя Русь получила своё богослужебное пение из Византии после крещения. Князь Владимир из Корсуни, где он по преданию крестился, привез с собой в Киев несколько певцов. Эти певцы оказались славянами, присланными русскому князю византийскими патриархом и императором.
В "Повести временных лет" говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа: "… скажем вместе с Давидом: " Воспойте Господу песню, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо велик Господь и достохвален". Специалисты по русской музыкальной культуре утверждают, что в эпоху введения христианства на Руси, когда ещё не произошло разделение христианской церкви на Восточную и Западную, песнопения церквей отличались незначительно. Некоторые византийские гимнические пения даже исполнялись на Руси (например "Тебя, Бога, хвалим" Амвросия Медиоланского). На Руси, так же как и в Византии, гимны были религиозными и исполнялись только в соборах. Церковное пение было известно самому широкому кругу людей, которые пели те же псалмы что и в церквях на поле боя. В "Сказании о Мамаевом побоище" сообщается, как собирал Дмитрий Донской Уцелевших воинов после Куликовской битвы: "Храбрые же витязи, достаточно испытав оружие свое над погаными татарами, со всех сторон бредут на трубный звук. Шли весело, ликуя, песни пели: те пели богородичные, другие - мученические, иные же - псалмы, - все христианские песни. Каждый воин идет, радуясь, на звук трубы".

Глава II. Гимны царской России

В XVII в. из Польши на Украину и в Россию пришел особый вид гимнов - канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер. В эпоху Петра I распространились виватные канты (от слова виват - да здравствует!). В них прославлялись победы русского оружия, царь, «молодая Россия». Они исполнялись во время торжеств.

Одно из популярных произведений, которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это - "Марш Лейб-гвардии Преображенского полка", созданный в 20-е-30-е годы 18 века неизвестным автором. В его напеве соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст на музыку "Преображенского марша", сочинён в 1805 году, начинался словами "Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!" Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами "Знают турки нас и шведы". "Преображенский марш" никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов.

Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном: он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне. В дни тезоименитства царя, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах. Он был исполнен и во время коронации Екатерины I.

В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. Во время царствования императрицы Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез "Гром победы раздавайся". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина!". Впервые он был исполнен в 1791 г. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника.

По обычаям того времени полонез служил первым танцем, с которого начинался придворный бал. Для каждого бала создавался новый полонез и исполнялся он лишь однажды - на следующем балу должен был звучать уже новый. Но "Гром победы" оказался слишком сильным произведением и, исполнив его один раз, забыть данный полонез навсегда оказалось невозможно.

В последующие годы "Гром победы" стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. (исполнялся он и в войну 1812 г., но уже с другими словами: "Гром оружий, раздавайся!. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!") Государственным гимном "Гром победы" не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что "Гром победы" стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном. В стихах прославлялось славное для российского оружия время. Стихи написал ярчайший поэт екатерининской эпохи Г.Р. Державин. Слова были положены на музыку полонеза, который сочинил композитор О. А. Козловский в апреле 1791 г. Он стал своего рода дворянским гимном. Популярности гимна способствовали и новые победы русского оружия над наполеоновской Францией.

С воцарением императора Павла I полонез "Гром победы" надолго исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Главной задачей своего царствования Павел I считал установление в России порядка и строгой дисциплины.

В своей реформаторской деятельности Павел I не упускал из виду ни больших, ни малых проблем. В частности, им была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний. Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности, и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому, появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. Сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае - для встречи императора. Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта и одновременно важного чиновника, куратора Московского Университета, действительного тайного советника М.Н. Хераскова. По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретая огромную популярность. Он исполнялся на вечерних службах в армии, во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки вызванивали «Преображенский марш» и дважды - «Коль славен наш Господь в Сионе...». Подобно Преображенскому маршу, этот гимн оставался популярным в Белой армии (армии А. В. Колчака), а затем у русских эмигрантов. Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно - в 1790-1801 гг.

Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. И вскоре Россия обрела музыкальный символ государственности. После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз - России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы. Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании.

В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный. Автор - английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский (В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием "Молитва русских", посвященное Александру I.). Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами - "Боже, Царя храни!" С текстом Жуковского "Молитва русских" английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.

Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной символике. Нового царя не устраивало то, что русский гимн исполнялся на английскую мелодию. Царь был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа Приближенному императора композитору А.Ф. Львову было дано указание сочинить новую музыку для российского гимна. . (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа"). 11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве состоялась премьера I национального гимна, получившего название «Молитва русского народа». Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. (Вот как описывала на следующий день первое представление "Молитвы русского народа" одна из московских газет: "Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала "ура", а потом "форо" загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена".)

Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г. гимн впервые прозвучал на государственной церемонии. 31 декабря - в последний день 1833 г. - был официально отдан приказ по войскам гвардии, которым "Молитва русского народа" под новым названием "Боже, царя храни!" официально утверждалась в качестве российского государственного гимна.

В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие "Молитвы русского народа". Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён.

Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась "Марсельеза". Решающим фактором в выборе "Марсельезы" было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств, и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовольствовавшись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы-Франции. В России "Марсельеза" известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала в середине XIX в. Интересно, что "Марсельеза", которую революционеры стали считать своим символом, очень мало похожа на французский государственный гимн. Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.









Глава III. Гимн в советское время

"Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго - в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".

Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. (Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.) С русским переводом "Интернационала" произошла та же история, что и с "Марсельезой" - он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал. В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, "Интернационал" был переутвержден как гимн нового государства. ("Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся.) "Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага. Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР. В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе - как и любые решения в СССР в то время - принимал только один человек - руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном.

Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г. Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. (Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов - только музыка первого куплета и припева.

Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя ("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.

Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия "Патриотической песни" М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.

"Патриотическая песнь" была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали "Патриотическую песнь" в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней. Этот гимн существовал десять лет, без слов.







Глава IV. Современный гимн




Восьмого декабря 2000 года законы о символике были приняты Думой голосами всех Фракций кроме СПС и "Яблока", двадцатого декабря одобрены Советом Федерации. Федеральным конституционным законом "О государственном гимне Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года, опубликован и вступил в силу27 декабря 2000года, в качестве мелодии гимна утверждена музыка Александрова (гимн СССР). Слова гимна должны быть внесены в текст закона в будущем.
27 декабря Президент создал рабочую группу для рассмотрения предложений о тексте Государственного гимна в составе двенадцати человек:
М. Бугера - депутат ГосДумы по культуре и туризму (КПРФ), О. Королев - заместитель Председатель Совета Федерации, Н. Овчинников - депутат ГосДумы (Народный депутат), А. Попов - начальник главного управления внутренней политики администрации Президента РФ, Е. Соломатин - депутат ГосДумы (ЛДПР), В. Сударенков - председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии,
О. Уткин - депутат ГосДумы (Единство), М. Швыдкой - министр культуры Российской Федерации, В. Яковлев - председатель Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики. На следующий же день Комиссия рекомендовала Президенту утвердить текст С.В. Михалкова, доработанный с учетом замечаний. Этот гимн является Государственным гимном РФ по сей день.

Он имеет классическую для современных гимнов структуру: три куплета и троекратный повтор припева. Обратимся к первому куплету гимна:

Россия - священная наша держава!

Россия - любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена.

В первом куплете народ признаётся в любви к своей стране - России. Россия - концептуальное слово куплета, утверждается её священность, мощь и величие. Россия - «наша», т. е. ничья больше, Местоимение наша повторяется дважды, что усиливает ассоциацию с оппозицией «свои - чужие». Россия - «священная держава»: высокое слово держава в значении «большая, мощная страна» вводит идею могущества, слово священная в значении «обладающая святостью, божественная, соответствующая религиозному идеалу» начинает идею Бога, развиваемую в следующем куплете.

Россия - «любимая страна», что является прямым выражением чувства патриотизма. «Достояние» России - это вечные духовные ценности (воля и слава), которые следует сохранять. Слова могучая, великая содержит смысловой элемент «очень», который усиливает значение превосходства страны. Словосочетание на все времена утверждает идею вневременности, вечности; этим подчеркнуто, что благодаря наличию столь важного духовного опыта Россия преодолеет испытание временем. Второй куплет характеризует природу страны, утверждает её уникальность и развивает мысль о божественном покровительстве нашей Родины:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

В первых двух строках куплета описывается ландшафт, его разнообразие, протяженность территории. В двух следующих строчках концепт Бог занимает вроде бы второстепенное положение, подчинив себя концепту Россия. И в этом же куплете раскрывается смысл определения священная из первого куплета, т. е. хранимая Богом. Двойное повторение: « Одна ты на свете! Одна ты такая!» свидетельствует о неповторимости страны в системе стран мира и уникальности её самой по себе: ты - такая! В целом во второй строфе продолжается раскрытие концепта «Россия», но и делается сильный эмоциональный вывод - заключение родная земля, т. е. «земля предков, родина».

Третий куплет Гимна России посвящён представлению о будущем:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

В этом куплете снова повторяется слово «родина» с помощью ключевого слова Отчизна, т. е. «земля отцов, предков». Но, прежде всего здесь раскрываются слова «свобода» и «время», связанные друг с другом. И хотя слова свобода здесь нет, идею свободы выражает словосочетание широкий простор. Русское слово простор означает «свободное, обширное пространство», этот смысл усилен определением широкий. Последняя фраза гимна: «Так было, так есть и так будет всегда!» утверждает идею вечности «всегда», уже начатую в первом куплете. Но подчёркивается и поступательное движение истории с помощью временных форм глагола быть: было, есть, будет.

«Гимн России» является идейно нейтральным текстом, его задача - отражение современной действительности. Он не отрицает прошлого, хотя и намекает на сомнительность исторического опыта. В нем воспеваются идеи свободы и идеи вечности для уникальной России.









Заключение

Государственный гимн - торжественная музыкальная мелодия, принятая в качестве государственного символа: текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю. Государственный гимн государства наряду с государственным флагом и государственным гербом относится к государственным эмблемам. Гимн исполняется при официальных церемониях внутриполитического и международного характера, во время спортивных игр и награждений, в некоторых странах (Ирландия) перед началом киносеанса и в других случаях.

Проанализировав данные, полученные мной из литературы и Интернет-ресурсов, я пришёл к следующим выводам:

В различные исторические эпохи в России существовали разные гимны, отражавшие: политическую ситуацию, знаменательные исторические события, идеи времени и идеалы, а также создававшие имидж личности правителя страны. Я узнал не только историю создания гимнов России и СССР, но и их предшественников - гимнов XIX и даже XVIII веков. Я узнал, какие поэты и композиторы сочиняли Российские и зарубежные гимны.





















Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия в 30 т. Т.7. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007, С.512

2. Компанейц А. Русские истоки державного гимна // Русский дом, 2001, №12.

3. Можейко И.В.Государственная символика России: История и современность. - М.: ЦНСО, 2003, С.189

4. Шилов А. «А.В. Александров - популярный очерк жизни и деятельности». М., 1955 // Ю. Сальхов. К истории создания отечественного гимна. М., ВДФ, 1996, С.56

5. area7.ru/metodic-material







Приложение 1

Авторы гимна Российской Федерации

Сергей Владимирович Михалков

Исследовательская работа История гимна России

Родился 28 февраля (13 марта) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой). По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске. Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край (г. Пятигорск), и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы - поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935-1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. Многие персонажи стихов Михалкова становятся нарицательными «Про Мимозу», «Фома» и пр. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина.

Во время Великой Отечественной войны Михалков - корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Создает классические басни «Лиса и бобер», «Непьющий воробей», «Заяц во хмелю», «Слон-живописец» и мн. др. После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров «Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948), сценарии для мультфильмов. В 1947 г. совершил путешествие вокруг Европы на военном корабле «Лена», о чем написана в соавторстве с Л.Кассилем книга «Европа слева». По его сценариям сняты такие известные фильмы, как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари») (1963), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. С 1956 года - редактор журнала «Веселые картинки». В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов.

С 1960-х годов Сергей Владимирович - общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-1970); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом ВС СССР 8-11-го созывов.Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при СМ СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением СМ СССР № 605 от 2 августа 1976 года введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.

После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992-1999 годах - сопредседатель исполкома Сообщества писательских союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов.В 2004 году Михалков участвовал в работе над «Самой большой в мире книгой для малышей» в соавторстве с С. В. Еремеевым, В. А. Степановым и А. А. Тюняевым (Москва). К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн экземпляров.

13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя, Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного - с формулировкой за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года в 12.30 по московскому времени в НИИ им. Бурденко на 97-м году жизни. В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Основой музыки послужил «Гимн партии большевиков» А. В. Александрова. К созданию текста нового гимна были привлечены многие известные поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст журналиста и поэта Габриэля Эль-Регистана, созданный в соавторстве с Сергеем Михалковым. Первое исполнение Государственного гимна СССР по Всесоюзному радио состоялось в новогоднюю ночь 1 января 1944 года. После смерти И. В. Сталина и в особенности XX съезда КПСС в 1955-1977 годах гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина. 27 мая 1977 года, в преддверии принятия новой Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР утвердил подготовленную Сергеем Михалковым вторую редакцию текста Государственного Гимна СССР. В ней отсутствует упоминание имени Сталина и сделан акцент на коммунистическом строительстве. В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ» был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято.

30 декабря 2000 года президент В. В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция). Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, - это близко моему сердцу», - заявлял Михалков.

Александр Васильевич Александров

Исследовательская работа История гимна России

Александр Васильевич Александров родился в селе Плахино, Рязанской губернии, 13 апреля 1883 года. С 1889 года Александр ходил в начальную земскую школу, в 1891 году, после переезда в Петербург пришел в Хор Казанского собора. Позанимавшись в хоре, Александров принял решение устроиться в Петербургскую императорскую капеллу. Он сдал экзамены и был принят. В 1900 году Александр успешно сдал сложные экзамены и поступил в Петербургскую консерваторию, но проучился он там недолго - из-за проблем со здоровьем и нехватки денег он бросил учёбу и четыре года прожил в Бологое. В 1906 году он приехал в Тверь, где прошел конкурс и стал регентом архиерейского хора, а вскоре начал служить в Казанском храме. В 1909 году Александров решил продолжить консерваторское образование и поступил в Московскую консерваторию. Окончив консерваторию - в 1913 году по классу композиции, в 1916 году по классу пения - он получил большую серебряную медаль. Во время учёбы он женился, один за одним у него родилось трое сыновей: Борис, Владимир и Александр. В 1918 году Александров был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. В 1926-1930 годах он был руководителем Московской государственной академической капеллой, которая при Александрове достигла крупных успехов. В 1928 году он явился организатором Ансамбля песни и пляски Советской армии. Этим ансамблем он руководил до самой смерти, а после него эстафету подхватил его старший сын Борис, который и дал ансамблю имя отца. В 1937 году Александров был удостоен звания Народного артиста СССР. В историю он вошел как автор музыки к гимну СССР, который впервые прозвучал в ночь под Новый, 1944 год. Этот гимн оказался настолько значительным, что после небольшого перерыва он вновь зазвучал как гимн России, уже с новыми словами. Александров дважды получал Сталинскую премию, (вторую - посмертно). Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине.


Приложение 2

Гимн СССР. Текст 1943 года

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!



Гимн СССР на стихи Сергея Михалкова

Гимн СССР. Текст 1977 года

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
на труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина - сила народная
нас к торжеству коммунизма ведёт!

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина - сила народная
нас к торжеству коммунизма ведёт!




Гимн Российской Федерации

Гимн России. Текст 2001 года

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Исследовательская работа История гимна России

Исследовательская работа История гимна России



© 2010-2022