Конспект к уроку Политическая раздробленность на Руси. Учебник под ред. Торкунова

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта.

6 класс

Тема: Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

Цель урока: Формирование целостных представлений о политической раздробленности в Европе и на Руси.

ЗУНы:

- сформировать представление о причинах политической раздробленности;

- охарактеризовать последствия политической раздробленности;

- способствовать формированию у обучающихся умений работать с учебным текстом и картой;

- овладение и оперирование понятиями «политическая раздробленность», «тюркский каганат»;

-способствовать формированию интереса у обучающихся к истории России.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой История России, карта, презентация «Политическая раздробленность в Европе и на Руси»

Ход урока:I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. План изучения нового материала:

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.



II. Проверка домашнего задания. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания

Учитель:

В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской,

Быль записывал монах.

Я писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ

Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.

мы с вами вспомним основные события ранней истории Руси, опираясь на летописи. О каких событиях говорится в этих отрывках?

(Какая церковь была построена, как она еще называлась?).

Как украшались храмы изнутри?




Обучающиеся работают у Правильные ответы:


  1. Призвание варягов

  2. Крещение Руси

  3. Восстание древлян

  4. Убийство Святополком Бориса и Глеба

  5. «Русская правда» Ярослава Мудрого

  6. Рюрик

  7. Олег

  8. Десятинная церковь (или Успение Богородицы)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

Мы повторили с вами основные события русской истории до 12 века. Но в 30 -х годах 12 века на Руси многое изменилось. Посмотрите, пожалуйста, на экран: (слайд №1) перед Вами 2 карты: Киевская Русь 11 век и Русь в 12 веке. В чем разница? ( На 2 карте - раздробленность). Вот почему и как это произошло, мы и будем сегодня выяснять. Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока: Политическая раздробленности в Европе и на Руси, (слайд №2).В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

Подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.



Физминутка

План изучения новой темы (Слайд 2)

1. Время политической раздробленности в Европе.

2. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси.

3. Роль Церкви в условиях распада Руси.

4. Последствия раздробленности Руси.

Вспомните, пожалуйста, годы правления Ярослава Мудрого. В 1054 году он умер.

Умирая, он завещал своим сыновьям жить в мире и согласии.

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".

Вопрос к документу:

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Почему его наказ сыновьям не был выполнен?

Каковы решения Любечского съезда князей?

Физминутка

- стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.

- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться . вытащил меч из ножен взмахнули вложили.

Запишите в тетрадь определение.

(Политическая (удельная) раздробленность - распад единого Древнерусского государства на самостоятельные (суверенные) княжества.)

- Сколько княжеств появилось в этот период на Руси? (карта стр. 105)

(В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века - 50, в XIV веке - 250 .)

  1. Работая с пунктом №1, выпишите причины раздробленности в Европе, выделите положительные и отрицательные ее последствия.

2. Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления политической раздробленности на Руси . Для этого надо сформировать пары "причина-следствие". Работая в паре определите причины и следствия.

а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;

б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;

в) административная самостоятельность;

г) экономическая самостоятельность;

д) борьба за власть;

е) натуральное хозяйство.

Теперь вы легко сможете выписать причины раздробленности на Руси

Эти причины привели Русь к распаду.

3. работая с третьим пунктом «Роль церкви в условиях распада Руси».

Ответьте на вопросы :

1.Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?

2. Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательства полноты его власти.

3. Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?

4. Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов.

5. С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?

4. Класс делится на 4 гр.

вопросы для 1 группы :


  1. Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?

  2. Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?

  3. На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?

  4. Какая земля особенно страдала от половцев? ).

  5. Каковы были последствия их набегов?

  6. Какова была судьба Киева - «матери городов русских»? - Какова роль степняков в распаде Руси?




Вопросы для второй группы:

  1. На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.

  2. Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?

  3. Что такое удел?

  4. Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?

  5. Как изменились цели участников княжеских усобиц?





Вопросы для третьей группы :


1. Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?

2. Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?

3. Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?









Вопросы для четвертой группы:

1. Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности

2. Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.

3. Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами? - Какие памятники культуры появились в этот период? (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храмы Новгорода, Пскова, Чернигова и других городов.

4. Какую роль в истории Русской земли играли летописи?





Записывают в тетрадь



Работают с пунктом №1





правильные ответы: а - д, б - в, е - г.



Обучающиеся в группах определяя причины раздробленности на Руси и в Европе, а также распределяя их на экономические и политические













  1. Русская православная церковь.

  2. Киевский митрополит был единственным лицом, чья власть (хоть и духовная) распространялась на всю Русь).

  3. из-за роста городов и земель - фактически самостоятельных государств.

  4. шло строительство храмов, возникали церковные школы, центры иконописи).

  5. духовенство призывало людей к единству, выступало за преодоление розни и прекращение усобиц, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества).



  1. Подорвали обороноспособность Руси.

  2. разгромленные Владимиром Мономахом, половцы.

  3. русские князья нередко призывали половцев в своей борьбе друг с другом. В качестве расплаты за помощь половцы получали право на разграбление русских земель.

  4. Киевская земля

  5. русская земля представляла страшную картину - дымились выжженные до тла селения. Заброшенные пашни зарастали кустарником и т.д.

  6. Киев терял свое значение. Появлялись новые города, которые затмевали Киев своим богатством и не желали ему больше подчиняться.





  1. Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными были Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, а также Новгородская земля.

  2. великими.

  3. удел - владение младших членов княжеского рода.

  4. существовавшими тогда обычаями и заключавшимися между ними соглашениями.

  5. цель была иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить свое княжество, расширить его за счет соседей.



  1. Нет

  2. торговля продолжала развиваться как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе. (галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальцы отправляли хлеб в Новгород. Смоленские, витебские, полоцкие и новгородские купцы торговали с немецкими городами. Торговцы из Византии, Венгрии, Польши, Венеции, Хорезма привозили свои товары в Киев и Владимир).

  3. дипломатические связи



  1. раздробленность сопровождалась ростом старых и появлением новых городов.

  2. сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов. Здесь собиралось военное ополчение. Число городов увеличилось втрое. В городах существовало до 60 ремесленных специальностей.

  3. здесь велось большое строительство. Возводились храмы и дворцы из камня.

  4. 4. историк Г. Миллер писал: «…создали систему русской истории, которая настолько полная, что ни одна другая нация не может похвалиться таким сокровищем.

V.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания

Синквейн

Раздробленность

Обучающиеся составляют синквейн

VI. Подведение итогов урока

Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске):

Я узнала, что….

Я нашёл подтверждение тому, что…

Я даже не предполагала, что …

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы



Анализируют деятельность свою и всего класса

VII.Инструктаж домашнего задания

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

Дает дифференцированные и индивидуальные задания § 12, вопросы № 3. 5 на выбор, заполнить карту «Политическая раздробленность Руси»

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.



© 2010-2022