Дидактический материал к уроку по теме Культура Руси 12-13 века (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учащимся 1группы предлагается вспомнить содержание «Поучения детям» Владимира Мономаха.

Вопросы:- Какие наставления дает Владимир Мономах потомкам?

- Можно ли на основе этого текста охарактеризовать нравы людей того времени?

___________________________________________________________-_________

Учащимся 2 группы предлагается познакомиться с идеями «Моления» Даниила Заточника

(Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII в. Даниил Заточник (то есть заточенный в тюрьму, сосланный или закабаленный) обращается к новгородскому князю Ярославу Владимировичу, правившему с 1182 по 1199 г. Это своеобразное сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. Автор предстает человеком начитанным: он свободно цитирует библейские тексты, заимствует образы, афоризмы. Даниил последовательно противопоставляет богатство и бедность, связывая с первым и уважение, и наличие друзей, а богатство, по его мнению, зависит лишь от милости князя. Автор видит только три пути к богатству: княжеская служба, выгодный брак и воровство. Даниил с юмором рассказывает о своей бедности и тонко иронизирует над всесилием князя: «Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дома не истощить». Смысл этого рассуждения ясен: отказав в милости, князь как бы признается в собственной бедности, а такого быть никак не может.)

Вопросы учащимся:

1. Опираясь на текст, охарактеризуйте автора (уровень его образования, социальное положение).

2. Как вы думаете, почему «Моление» относят к смеховой древнерусской литературе? Можно ли сказать, что автор избрал своеобразную форму разговора с князем? Обоснуйте свое мнение.

3. Как вы думаете, какой могла быть реакция князя на это послание?



Учащиеся 3 группы работают с отрывком из «Слова о полку Игореве».

(«Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Русскую», защитить южные границы Руси. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.)

Вопросы: - Каковы причины поражения в борьбе с кочевникам?,

- На каких князей необходимо равняться и почему?

___________________________________________________________________






Архитектура и ее виды: деревянная и каменная (представлены картинки деревянной и

каменной архитектуры).

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объемов и упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более четкими и почти квадратными в плане и строго подчиненными центральному подкупольному пространству. Многие русские земли, имея собственных строителей, все же продолжали киевскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные ее особенности.

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние. В древнерусской архитектуре появились храмы башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Во Владимиро-Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велось при Андрее Боголюбском. Успёнский собор во Владимире отличался как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, сложно-профилированными пилястрами. От своих предшественников Успенский собор отличался конструкцией, размерами и вытянутыми пропорциями (он выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде).

Достижением русского зодчества стала построенная в 1166 г. церковь Покрова на Нерли , которая поражает своей утонченностью и стройностью форм. Это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Он стоит на пересечении важнейших торговых водных магистралей и виден со всех сторон. Сначала был заложен мощный фундамент высотой 1,6 м из булыжников, залитых известью. На фундаменте начинали возводить стены и по мере их возведения строители засыпали как внутренность будущего храма, так и вокруг него, землей. Так появился холм высотой 4 м. На этом холме и стоит церковь. Церковь небольшая, но у окружающих складывается ощущение, что она грандиозна и величественна. Строители несколько наклонили стены храма внутрь и уменьшили верх здания по сравнению с высотой стен, чтобы создавалось впечатление о высоте строения. Церковь украшена 33 рельефными изображениями. Богатая декоративная резьба придает облику здания почти скульптурную завершенность. Это выдающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры.

В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо был построен новый дворцовый храм - Дмитриевский собор, символизировавший могущество «владимирского самовластца». Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой по белому камню. Каменная резьба под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы становится более плоской и орнаментальной в отличие от «круглой» романской. Искусствовед Л.Д. Любимов писал: «Мы глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских каменосечцев».

Учащимся предлагается, используя иллюстрации, объяснить, почему резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром

________________________________________________________________

В Новгородской феодальной республике формирование самостоятельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социально-политических условиях. Начиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце (1167), почти все новгородские храмы возводились уже не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов или прихожан. Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К началу ХШ е. в Новгороде сложился тип храма простой формы с трехлопастным членением фасадов, наличием только одной апсиды. При таком построении даже маленькая церковь кажется величественной. Ярким памятником новгородского зодчества явилась церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Вниманию учащихся предлагается иллюстрация Георгиевской церкви на Ладоге Маленькая, почти квадратная в плане, не лишенная изящества, она производит впечатление слепленной из глины, хотя в ее постройке были использованы обычные для новгородского зодчества материалы - природный камень и кирпич.

Далее учитель обращается к иллюстрации церкви Спаса на Нередице которая, по мнению ряда ученых, является образцовым памятником новгородской архитектуры второй половины XII в. Она была выстроена в 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. Несмотря на свои небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые шероховатые стены, широкие и плоские далеко выступающие лопатки, массивный барабан с восемью узкими, доходящими только до середины его высоты окнами. Единственное украшение храма - аркатурный пояс под куполом. В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице была превращена в руины. В настоящее время она восстановлена, однако внутреннее убранство и росписи стен погибли.

Вопрос учащимся: Каковы были отличия храмового строительства Владимиро-Суздальской и Новгородской земли?


© 2010-2022