• Преподавателю
  • История
  • Тренировочные задания к итоговой аттестации в формате ЕГЭ 2016г. Тема: Россия во второй половине XVIII века

Тренировочные задания к итоговой аттестации в формате ЕГЭ 2016г. Тема: Россия во второй половине XVIII века

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинировочные задания в формате ЕГЭ

По теме «Россия во второй половине XVIII века»

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

1. Задание на знание основных дат ( задание на установление хронологической последовательности).

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

  2. Роспуск Уложённой комиссии

3) Принятие Конституции США

Ответ:2.Задание на знание основных дат ( задание на установление соответствия).

Установите соответствие между событиями реформаторской деятельности Екатерины II и датами их осуществления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Жалованная грамота городам

1) 1769г.

Б) секуляризация церковных земель

2) 1772г.

В) финансовая реформа, открытие Дворянского и Купеческого банков


3) 1785г.

Г) Введение свободы предпринимательства

4) 1764г.


5) 1791 г.


6) 1775г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:А

Б

В

Г


3. Задания на знание исторических понятий, терминов

(задание на установление лишнего в ряду термина по определённому критерию)

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1)классицизм; 2)просвещенный абсолютизм; 3)секуляризация; 4) белые слободы; 5)ассигнация; 6) месячина.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:____________

4. Задания на знание исторических понятий, терминов (задание на установление исторического термина по данному определению понятия.)

Запишите термин, о котором идёт речь.

Крестьяне, разбогатевшие благодаря торговле и предпринимательству назывались…

Ответ: ____________ .

5.Задания на знание основных событий, явлений процессов

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

  1. унификация и централизация территориального управления

Б) ликвидация угрозы бунтов и народных восстаний

В)проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России

Г)закрепление сословных прав и обязательств

  1. Запрет крестьянам подавать жалобы на помещиков

  2. создание Вольного экономического общества

  3. Губернская реформа

  4. Ликвидация кабинета министров

  5. Ликвидация автономии Запорожской Сечи, Донского и Волжского казачества

6) Жалованная Грамота дворянству и городам


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:А

Б

В

Г






6. Работа с историческими источниками (задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX-XIX вв.)

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Жалуем сим именным указом с монаршим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и отеческим нашим и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян...».

Б)

«Дворянское название есть следствие, исключительно от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

Не только империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо.

Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей, детям своим.

Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

Да не судится благородный, окроме своими равными. Телесное наказание да не коснется до благородного.

Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края.

Благородным подтверждается право покупать деревни.

Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Данный манифест был подписан Александром II и освобождает крестьян от крепостной зависимости.

  2. Данный документ окончательно превращает дворянство в привилегированное сословие.

  3. Автором документа является император ПётрIII.

  4. Современником подписания данного договора был М.И.Кутузов.

  5. Автор манифеста будет казнён в Москве.

  6. Обнародование манифеста послужило началом крупнейшему в истории России восстанию.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задания на знание основных событий, явлений процессов (задание на множественный выбор событий по определённому критерию).

7. Что из перечисленного не относится к характерным чертам в развитии промышленности во второй половине XVIII в. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. рост численности мануфактур

  2. начало промышленного переворота

  3. возникновение новой отрасли - хлопчатобумажного производства

  4. возникновение новых промышленных районов

  5. появление железнодорожного сообщения

6. появление крестьянского предпринимательства

Ответ:

8. Задание на знание фактов.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента

А. «Мой флот под командованием графа _________________, разбив неприятельский флот, сжег его совершенно при порте Чесма. Около ста кораблей всякого рода превратились в прах... Я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел».

Б. «Разбивши по реке Ларге 7-го июля __________ года хана Крымского Каплан-Гирея и трех турецких пашей: Абазу, Абди и Измаила, шел я с армией за сим бегущим неприятелем, стараясь его достигнуть новым поражением... И вот учредил я к атаке неприятеля вести свои войска следующим порядком: каждой дивизии составить свое каре, имея из передней и задней линии особливую колонну, а артиллерию в середине оных».

В.«Крепость ____________ в устье Дуная столь укрепленная, сколь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, «взята страшным для него оружием российских штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто».

Пропущенные элементы:

  1. 1770 г.

  2. Измаил

  3. Калиакрия

  4. Алексей Орлов

  5. Федор Ушаков

6) 1768г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9.Задания на знание исторических деятелей (персоналий) (задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями).

Установите соответствие между конкретными местами крупнейших сражений русско-турецких войн второй половины XVIII века и именами известных полководцев и флотоводцев: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбцаСОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) взятие крепости Очаков

Б) сражение у рек Ларги

В) сражение при Фокшанах и Рымнике

Г) сражение у реки Кагул

Д) взятие крепости Измаил

Е) морской бой в Чесменской бухте

1) П.А.Румянцев

2) А.В.Суворов

3) Г.А. Потёмкин

4) Г.А.Спиридов

Ответ:А

Б

В

Г

Д

Е



10. Работа с историческими источниками Задание на атрибуцию исторического источника (предполагается краткий ответ в виде слова).

Прочтите отрывок из письма Г.А. Потёмкина и укажите военачальника, которому оно адресовано.

«Измаил остаётся гнездом неприятеля, и хотя сообщение прервано через флотилию, но всё он вяжет руки для предприятий дальних. Моя надежда на Бога и на Вашу храбрость. Поспеши, мой милостивый друг! По моему ордеру к тебе присутствие там личное твоё соединит все части. Много там равных по чину генералов, а из того выходит всегда некоторой род сей нерешительного. Рибас будет Вам во всём на пользу и по предприимчивости и усердию. Будешь доволен и Кутузовым».

Ответ: ________

11.Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.


Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Русско-турецкая война

1768-1774

(А)

(Б)

(В)

Г.А. Потёмкин

(Г)

1774г.

(Д)

«Дамская революция»

1862г.

(Е)






Пропущенные элементы:

  1. П.А.Румянцев, А.Г.Орлов

  2. 1791г.

  3. Разделы Речи Посполитой

  4. Е.Дашкова

  5. Взятие Крыма, освоение Новороссии

  6. 1772, 1793,1795гг.

  7. подавление восстания под предводительством Е.Пугачёва

8) Анна Иоановна, Ф.Бирон

9) А.В.Суворов, И.И.Михельсон

10.1783гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.А

Б

В

Г

Д

Е



12. Работа с историческими источниками (задание на анализ исторического источника (множественный выбор).

«Оренбургские дела принимали худой оборот. С часу на час ожидали общего возмущения Яицкого войска; башкирцы, взволнованные своими старшинами (которых самозванец успел задарить верблюдами и товарами, захвачекными у бухарцев), начали нападать на русские селения и кучами присоединяться к войску бунтовщиков. Служивые калмыки бежали с форпостов. Мордва, чуваши, черемисы перестали повиноваться русскому начальству. Господские крестьяне явно оказывали свою приверженность самозванцу, и вскоре не только Оренбургская, но и пограничные с нею губернии пришли в опасное колебание».

Используя отрывок, выберите в данном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. описано восстание под руководством Степана Разина

  2. речь идёт о событиях 1773 г.

  3. автор текста является сторонником правительства

  4. народы Поволжья уклонялись от участия в мятеже

  5. руководителем восставших был Емельян Пугачёв

  6. калмыки выступили против восставших

Ответ:



Работа с исторической картой (комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (13-16).

13. Напишите название страны, ведшей войну с Россией, в ходе которой было осуществлено сражение, указанное на схеме. ________

14. Напишите название города, у которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1. ______________

15. Напишите название населённого пункта в котором был подписан мирный договор по результатам этой войны. _______________

Тренировочные задания к итоговой аттестации в формате ЕГЭ 2016г. Тема: Россия во второй половине XVIII века








16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. российской императрицей, при которой произошло сражение, была Екатерина II

  2. после сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации противника в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл

  3. русским флотом командовал Ф. Ф. Ушаков

  4. сражение продолжалось более пяти дней

  5. флот противника смог покинуть место сражения после боя

6) сражение закончилось победой русского флота

Ответ:

17. Знание фактов истории культуры (задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками).

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Э. Фальконе

Б) Д. И. Фонвизин

Г) С.П.Крошенинников

  1. М. Ф. Казаков

1)«Недоросль»

2)«Медный всадник»

  1. парадный портрет императора Петра III

4) здание Московского университета

5) Большой театр

6) «Описание земли Камчатки»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквамиА

Б

В

Г


Знание фактов истории культуры (комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом)

Тренировочные задания к итоговой аттестации в формате ЕГЭ 2016г. Тема: Россия во второй половине XVIII века

Рассмотрите изображение и выполните задания 18,19.

18. Какие суждения об изображённой в задании картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) картина написана в первой половине XVIII в:

  1. автором картины является Л.Г.Левицкий

  2. картина является примером парадного портрета

  3. картина написана в стиле импрессионизма

  4. художник на картине отобразил средневековый сюжет

19.Какая из скульптур, представленных ниже, была создана в годы правления той же императрицы, при которой была написана указанная картина?

3) 4)Тренировочные задания к итоговой аттестации в формате ЕГЭ 2016г. Тема: Россия во второй половине XVIII века

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из воспоминаний императрицы.

«Блаженной памяти государыня императрица Елизавета Петровна во время Семилетней войны искала занять 2 миллиона рублей в Голландии, но охотников на тот заём не явилось, следовательно, кредита или доверия к России не существовало.

Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властей, и к ним начинали присоединяться местами и помещичьи.

Правительствующий сенат тогда составлял один департамент. Сей слушал апелляционные дела не экстрактами, но самое дело со всеми обстоятельствами, и чтение дела о выгоне города Мосальска занимало, при вступлении моём на престол, первые шесть недель заседания Сената.

Сенат, хотя посылал указы и повеления в губернии, но там так худо исполняли указы Сената, что в пословицу почти вошло говорить: "ждут третьего указа", понеже по первому и по второму не исполняли.

Вся Империя была разделена на следующие губернии: Московская, Нижегородская, Казанская, Астраханская, Сибирская, Белгородская, Новгородская, Архангелогородская, С.- Петербургская, Смоленская, Воронежская, Оренбургская, Лифляндская, Выборгская, Киевская; Малую Россию, т.е. Черниговскую и Новогород-Северскую, ведал гетман. Каждая губерния была разделена на провинции, а к каждой провинции были приписаны окружные города, в коих находились воеводы и воеводские канцелярии.

Оные не получали жалованья, и дозволено им было кормиться с дел, хотя взятки строго запрещены были.

Сенат определял воевод, но числа городов в Империи не знали. Когда я требовала реестра городам, то признались в неведении оных; даже карты всей Империи Сенат от основания своего не имел. Я, быв в Сенате, послала пять рублей в Академию наук чрез реку от Сената, и купленный там Кириловский печатный атлас в тот же час подарила Правительствующему Сенату.

При коронации моей было у меня три секретаря; у каждого из них было по 300 прошений, итого 900. Я старалась, сколько возможно, удовольствовать просителей, сама принимала прошения».

20. Назовите автора воспоминаний. Укажите год её вступления на престол. Укажите государство, против которого Россия вела боевые действия в ходе войны, упомянутой в отрывке.

21. Укажите любые три недостатка (противоречия) во внутри- и/или

внешнеполитическом положении России, на которые указывает автор.

22. Укажите любые три меры, предпринятые автором воспоминаний в период своего правления, нацеленные на изменения в сфере управления государством.

23. Знание основных событий, явлений процессов (Задание-задача).

В результате очередного дворцового переворота на престоле Российской империи оказалась принцесса Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина II Алексеевна. Объясните, почему дворянство поддержало чужую принцессу (приведите три объяснения).

24. Задание на знание основных событий, явлений процессов (Задание на аргументацию).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Екатерина II в период своего правления пренебрегала интересами крестьян».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Задание на знание основных событий, явлений процессов (историческое сочинение) Вам необходимо написать историческое сочинение о периоде в истории России: 1762-1796 гг.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.




© 2010-2022