Начало феодальной раздробленности Руси. Рождение самостоятельных княжеств

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рождение самостоятельных княжеств


Цели урока:

Образовательные: объяснить причины распада Руси; рассказать о последствиях распада Руси на отдельные княжества.

Развивающие: развитие творческого мышления, воображения, речи, памяти, формирование навыков групповой работы и работы с текстом, коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям русского народа, патриотизм.

Тип урока: Изучение новой темы

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Основные понятия: усобицы, удел, стол великого князя.

Оборудование: доска, компьютер, колонки.

Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

Ход урока:

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

  1. Организационный момент.

Определение наличия раздаточного материала


Мотивация: Велика и могущественна была Русь во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, но мир внутри государства, установившийся при Владимире и не без труда сбереженный его преемником, сохранялся, увы, недолго. И уже с 1094 г. на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских междоусобиц. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русичам в это время? Поговорим об этом на нашем уроке.

План урока

  1. Начало дробления Руси.

  2. Почему единая Русь распалась на самостоятельные княжества?

  3. Последствия дробления единой Руси.

  4. Княжества и земли раздробленной Руси.

Умение сформулировать причинно-следственные связи, формировать собственное мнение и отношение, поиск аргументов в его защиту

Умение аргументировано защищать собственную позицию Взаимодействие с партнером, распределение ролей, сотрудничество при выполнении задания

  1. Изучение новой темы

Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период раздробленности. В этих странах строились неприступные замки и города, умножались крепости и деревни, развивались земледелие и ремесла. Но в то же время часто вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство... Так, бывшие прежде едиными, целостными, державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.

Не миновала раздробленности и Древняя Русь. Как и почему происходил этот процесс, каковы были последствия раздробленности на Руси? - обсудим эти вопросы на нашем уроке.

  • Вспомните, какое завещание своим сыновьям оставил Ярослав Мудрый.

  • К чему это привело?

Владимир Мономах после кончины своего отца имел возможность занять престол Киева, но, предвидя, что это приведет к обострению и без того непрекращавшихся усобиц, сам предложил своему двоюродному брату, сыну старшего из сыновей Ярослава Святополку Изяславичу, княжившему в Турове, занять киевский престол. Таким образом Владимир Мономах, во-первых, поддержал принцип старейшинства, во-вторых, показал свою политическую зрелость и мудрость в принятии решений, несмотря на свой возраст.



  • До наших дней дошел документ «Поучение», написанный Владимиром Мономахом для своих сыновей. Прочитайте его на и ответьте на следующие вопросы.

  • С какой целью было написано «Поучение»?

  • Какие мысли Владимира актуальны и сегодня?

  • Как вы можете охарактеризовать автора произведения?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения

вопроса.)

Но и будучи сторонником единения Руси, Владимир Мономах посадил своих сыновей на княжение в разные города страны, т. е. появились новые княжества.

  • Внимательно изучите карту и сделайте вывод о процессах, происходивших на Руси в этот период. (Ответы детей.)

Сын Мономаха Мстислав Великий еще удерживал единство государства, но с 1032 г. (дата смерти Мстислава) - начинается время окончательного раздробления Древней Руси на отдельные государства.

  • Вспомните историю Средних веков и предположите, почему единая Русь распалась на самостоятельные княжества.

  • Заполните таблицу.

Последствия дробления единой Руси



  • Представьте, что вы находитесь на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о последствиях феодальной раздробленности. Одни говорят, что это благо для Руси, другие им возражают. Чью позицию вы принимаете? Ответ аргументируйте, используя те тезисы, которые вы занесли в таблицу.

(Мини-дискуссия.)

Да, Киев традиционно сохранял свое столичное значение, но большинство из русских земель того времени были могущественнее и богаче, чем Киевское княжество. Наступил период феодальной раздробленности.



  • Как выдумаете, почему Владимир Мономах, деятельность которого высоко оценивают так много историков, смог победить половцев, а остановить дробление Древней Руси не сумел?






Вспоминают какое завещание своим сыновьям оставил Ярослав









Работа с картой




Работа с таблицей

умение слушать и сопоставлять разные источники информации

умение выделять основное


Умение выделить основное в получаемой информации, работа с кластерной методикой запоминания материала





анализ исторических источников и выдвижение аргументов в доказательство своего суждения

умение выделить основное



Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей




Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей







Формирование навыков сотрудничества,











Умение аргументировано защищать собственную позицию Взаимодействие с партнером, распределение ролей, сотрудничество при выполнении задания


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: Составьте синквейн на тему «Владимир Мономах»

Изучение дат,фактов и событий

Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей



© 2010-2022