Планирование по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование курса «История» 5 класс (68 ч.)


Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

Деятельности

- выдвигать версии

- планировать учебную деятельность

-работать по плану, сверяясь с целью

-находить и исправлять ошибки

-оценивать степень и способы деятельности и достижения цели

Коммуникативные УУД:

- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами

1.1.

Что изучает наука история. Источники знаний о прошлом.

1

1.09.

Учебник, ММП

2.2.

Как в географических названиях отражается история.

1

5.09.

Учебник, карта

3.3.

Историческая карта. Легенда карты.

1

8.09.

Учебник, карта

4.4.

Время. Летоисчисление в истории.

1

12.09.

Учебник.

5.5.

Человек в истории. Моя родословная.

1

15.09.

Учебник. ММП

6.6.

Государственные символы.

1

19.09.

Государственные символы

7.7.

Государственные символы.

1

22.09.

Государственные символы

8.8.

Как работать с учебным материалом по истории.

1

26.09.

Учебник.

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

7 ч.


Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3


9.1.

Древнейшие люди.

1

29.09.

Учебник, картины, карта. ММП

Комментировать и формулировать

понятия: первобытные люди, орудие

труда, собирательство.

Устно описывать первые орудия

труда.

Сравнивать первобытного и со-

временного человека.

Характеризовать достижения пер

вобытного человека, его приспособление к природе.

С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

10.2.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

3.10.

Учебник, картины ММП

Исследовать с помощью исторической карты и мультимедиа ресурсов географию расселения первобытных людей.

Называть и характеризовать новые

изобретения человека для охоты; новые способы охоты.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.

Выделять признаки родовой общины

11.3.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

6.10.

Учебник, картины

Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Характеризовать верования первобытных людей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

3


12.4.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

10.10.

Учебник, картины ММП

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.

Характеризовать религиозные верования древнего человека.

13.5.

Появление неравенства и знати.

1

13.10.

Учебник, картины

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг,металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.

Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.

Выявлять и сравнивать признаки

родовой и соседской общин.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

14.6.

Повторение. Какай опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

1

17.10.

Использовать электронные ресурсы

для виртуального исторического путешествия.

Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов.

Тема 3. Счет лет в истории

1


15.7

Измерение времени по годам.

1

20.10.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт лет.

Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Уметь определять историческое время по «ленте времени».

Раздел II. Древний Восток.

19 ч.


Тема 4. Древний Египет.

7


16.1.

Государство на берегах Нила.

1

24.10.

Учебник, карта ММП

Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору).

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

17.2.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

29.10.

Учебник, картины ММП

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Оценивать достижения культуры

18.3.

Жизнь египетского вельможи.

1

7.11.

Учебник, картины ММП

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе; ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

19.4.

Военные походы фараонов.

1

10.11.

Учебник, карта

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Подготовить сообщение о военных

походах Тутмоса III.

20.5.

Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.

1

14.11.

Учебник, картины ММП

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты

для инсценировки на уроке по теме параграфа. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготавливать презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

21.6.

Письменность и знания древних египтян.

1

17.11.

Учебник, картины

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

22.7.

Повторение. Достижения древних египтян.

1

21.11.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Тема 5. Западная Азия в древности.

7


23.8.

Древнее Двуречье.

1

24.11.

Учебник, карта ММП

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки.

24.9.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

28.11.

Учебник, карта

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Составлять кроссворд по теме урока.

Характеризовать свод законов Хаммурапи.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов.

25.10.

Финикийские мореплаватели.

1

1.12.

Учебник, карта ММП

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

Подготавливать короткое сообщение

о достижениях финикийских ремесленников.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире.

26.11.

Библейские сказания.

1

5.12.

Учебник, картины

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён.

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

27.12.

Древнееврейское царство.

1

8.12.

Учебник, карта

Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

Давать оценку поступку (Самсона, Давида).

Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

28.13.

Ассирийская держава.

1

12.12.

Учебник, карта ММП

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Определять причины падения Ассирийской державы.

29.14.

Персидская держава «Царя царей».

1

15.12.

Учебник, карта ММП

Работать с исторической картой и

дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Кратко рассказывать легенды о персидских царях.

Тема 6. Индия и Китай в древности.

5


30.15.

Природа и люди Древней Индии

1

19.12.

Учебник, карта ММП

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.

Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

31.16.

Индийские касты.

1

22.12.

Учебник, картины ММП

Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору).

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Доказывать, что брахманы - хранители знаний.

Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

Готовить сообщение о жизни Будды.

Перечислять достижения древних индийцев.

32.17.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

26.12.

Учебник, картины ММП

Находить на карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

33.18.

Первый властелин единого Китая.

1

12.01.

Учебник, карта

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.

Составлять кроссворды по тематике урока.

34.9

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

1

16.01.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.

Перечислять наиболее известные

сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел III. Древняя Греция.

18 ч.


Тема 7. Древнейшая Греция.

4


35.1.

Греки и критяне.

1

19.01.

Учебник, карта

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры.

Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре

и выявлять его нравственный контекст.


36.2.

Микены и Троя.





1

23.01.

Учебник, карта

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

На «ленте времени» обозначать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну.

Определять, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.

37.3.

Поэмы Гомера «Илиада». Поэмы Гомера «Одиссея».

1

26.01.

Учебник, картины ММП

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

Кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Характеризовать образы основных героев «Илиады», «Одиссея».

Самостоятельно выполнять задания

рабочей тетради по теме урока.

38.4.

Религия древних греков. Боги Греции.

1

30.01.

Учебник, картины ММП

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Сравнить пантеон богов египтян и греков.

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

6


39.5.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

2.02.

Учебник, картины

Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения.

Объяснять значение понятий: полис, демос.

Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

40.6.

Зарождение демократии в Афинах.

1

6.04.

Учебник, картины

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивать законы Драконта и Солона.

Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем.

Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

41.7.

Древняя Спарта.

1

9.02.

Учебник, карта ММП

Показывать на карте местоположение Спарты.

Характеризовать основные группы населения и их положение.

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

42.8.

Греческие колонии.



1

13.02.

Учебник, карта ММП

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Описывать одежду грека.

43.9.

Олимпийские игры в древности.

1

16.02.

Учебник, картины, карта ММП

Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

44.10.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.

1

20.02.

Учебник, карта ММП

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о

Фермопильском сражении; о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

4


45.11.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

23.02.

Учебник, карта, картины.

Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

46.12.

В городе богини Афины.

1

27.02.

Учебник, карта, картины. ММП

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоя-

тельно выбранную тему (в соответствии

с темой урока).

47.13.

В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре.

1

2.03.

Учебник, карта, картины. ММП

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали

большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества

48.14.

Афинская демократия при Перикле.

1

6.03.

Учебник, карта, картины.

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору).

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.

Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4


49.15.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

9.03.

Учебник, карта, картины.

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией.

Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

50.16.

Поход Александра Македонского на Восток.

1

13.03.

Учебник, карта, картины.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

Оценивать поступки Александра

Македонских.

51.17.

В Александрии Египетской.

1

16.03.

Учебник, карта, картины. ММП

Называть причины распада державы Александра Македонского.

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира.

Сравнивать Александрию и Афины

52.18.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.

1

20.03.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел IV. Древний Рим.

16 ч.


Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3


53.1.

Древнейший Рим.

1

3.04.

Учебник, карта

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный

строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

54.2.

Завоевание Римом Италии.

1

6.04.

Учебник, карта

Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Выделять причины побед римского

войска, в том числе над Пирром.

Сравнивать территориальные при-

обретения Рима в III и II вв. до н. э.

55.3.

Устройство Римской империи.

1

10.04.

ММП, учебник

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3


56.4.

Войны с Карфагеном.

1

13.04.

Учебник, карта

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

57.5.

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.



1

17.04.

Учебник, карта

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.

Составлять простой план параграфа.

58.6.

Рабство в Древнем Риме.

1

20.04.

ММП, учебник

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

4


59.7.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

24.04.

ММП, учебник

Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

60.8.

Восстание Спартака.

1

27.04.

Учебник, карта

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».

61.9.

Единство Цезаря.

1

1.05.

ММП, учебник

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря.

Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря.

62.10.

Установление империи.

1

4.05.

Учебник, карта

Определять причины поражения сторонников республики.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор).

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.

Характеризовать правление Октавиана Августа.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

3


63.11.

Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне.

1

8.05.

Учебник, карта

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

64.12.

Первые христиане и их учение.

1

11.05.

ММП, учебник

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Давать объяснение причинам распространения христианства.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Объяснять, почему сохранили свою

ценность поучения Нагорной проповеди

в наши дни.

65.13.

Расцвет Римской империи

во II в. н.э. Вечный город и его жители.

1

15.05.

Учебник, карта

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.

Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывать, что римляне строили на века.

Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернетресурсов, электронных изданий).

Аргументированно доказывать смысл

утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной римской империи.

3


66.14.

Римская империя при Константине.

1

18.05.

Учебник, карта

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в I в. н. э. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой

на иллюстрации к параграфу

67.15.

Взятие Рима варварами.

1

22.05.

Учебник, карта

Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

68.16.

Итоговое повторение.

1

25.05.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима.

Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.




© 2010-2022