Методическая разработка урока по теме Древний Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Древний Восток»

"Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения".
"Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию".
Конфуций



Цели и задачи урока:

  • повторить, скорректировать и закрепить знания по теме "Государства Древнего Востока";

  • сформировать представление о том, что культура и религия стран Древнего Востока стала одной из основ единой культуры современного человечества;

  • создать условия для развития личности школьников в процессе деятельности и общения;

  • формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;

  • способствовать развитию: исследовательских навыков и умений, способности к обобщению, систематизации полученных знаний;

  • продолжить обучение грамотному чтению исторической карты;

  • формировать умение работать в коллективе и группах;

  • способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;

  • создать на уроке атмосферу психологического комфорта;

  • не допускать переутомления детей, меняя вид деятельности на уроке. (слайд № 1)

Оборудование:

  • Карта "Древний Восток"

  • Мультимедийный проектор

  • Рабочая тетрадь

  • Оценочные листы для каждого ученика

  • Карточки-тесты.

  • Презентация

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме "Древний Восток". В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция. И начнем мы - тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).

Усвоив содержание темы "Древний Восток", вы многое уже будете знать и понимать при изучении последующих тем.

Что же мы сегодня повторяем? (На экране слайд №2)

Основные вопросы урока:

  • Географическое положение стран Древнего Востока

  • Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока

  • Культурные достижения стран Древнего Востока

  • Исторические деятели стран Древнего Востока

  • Религия стран Древнего Востока

  • Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

"Лишь та ошибка, что не исправляется".
Конфуций

  1. Разминка для концентрации внимания (слайд №3).

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

  • Оазес

  • Папирас

  • Глинопись

  • Сатрапеи

  • Иероглефы

  • Мумея

  • Диржава

  • Заповиди

  • Шахмоты

  • Калонии

  • Саркафаг

  • Делта

  • Свинкc

  • Хамурапи

  • Фораон

  • Канфуций

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

  1. Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (Разбор определения, если таковые имеются)

  2. Терминов, из какой страны нет в перечне?

  3. Терминов, какой страны больше всего?

  4. Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?

  5. Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

"Вести сражаться необученных людей - значит их бросать".
Конфуций

II. Работа с картой.

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Учитель: Древние государства…Они располагались на территории современных стран мира. Некоторые сегодня так и называются - «Египет», «Сирия», «Китай», а названий других уже нет. Давайте, ребята, перечислим государства Древнего Востока.

III. Работа с тестом

Цель: проверить и закрепить знания учащихся.

Учитель: Страны Древнего Востока останутся в вашей памяти многими событиями, датами, именами, изобретениями. Наша следующая работа - тест. Каждый получает тест на карточке.

Тест проверяет сосед по парте. Ответы представлены на слайде. (слайд №4)

Тест (Приложение)

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Евфрат и Тигр.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации.

  1. Укажите земледельческие страны.

  2. Назовите страны, где было развито скотоводство.

  3. Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.

  4. Какие из перечисленных государств стали державами?

  5. Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.

Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?

IV. Игра.

Цель: развивать умение применять знания на практике

Итак, каждая страна у нас с чем-нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.

На столе у учителя 14 табличек с названиями предметов, имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной стране. Ученики по очереди должны подойти, взять любую табличку, назвать страну, откуда этот предмет. (Приложение)

1.Таблички с названиями предметов:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)

  2. Спички (Китай)

  3. Пачка чая (Индия)

  4. Компас (Китай)

  5. Шелк (Китай)

  6. Бумага (Китай)

  7. Шахматы (Индия)

  8. Алфавит (Финикия)

  9. Красная ткань (Финикия)

  10. Пирамида (Египет)

  11. Папирус (Египет)

  12. Корабль (Финикия)

  13. Сахар (Индия)

  14. Вата, хлопок (Индия).



"Не печалься, что люди тебя не знают,

а печалься, что ты не знаешь людей".
Конфуций



V. Угадай, кто этот исторический персонаж? (Слайд5)

1. Египетский фараон, гробница которого осталась не разграбленной до наших дней.

2. Последний из великих царей Ассирии, правил в 668 - ок. 627 до н. э. В правление … в Ниневии была собрана первая систематическая библиотека на древнем Ближнем Востоке.

3…император из династии Маурьев. Известен как царь - покровитель буддизма, к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Его деяния описаны в книге "Легенды об ….".

4. В 558 до н. э. стал царем Персии; через пять лет в 553 до н. э. он побудил персидские племена восстать против мидян и, захватив столицу Мидии Экбатаны, лишил власти царя Астиага. После захвата принадлежавших Мидии земель в состав Персидской державы вошли Ассирия, Армения, Каппадокия и Парфия. В течение десятилетия персы покорили Лидийское царство и подчинили своей власти племена, жившие на Иранском нагорье и в Средней Азии. К концу 540-х гг. до н. э. границы царства достигли р. Сырдарьи и отрогов Гиндукуша. В 539 до н. э. обратил свою армию против Вавилона и захватил его.

е) Сразу после прихода к власти возглавил поход против восставшего Вавилона, который в декабре 522 до н.э. был захвачен персидскими войсками. В дальнейшем, в 519-512 до н. э., персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии, раздвинув пределы государства от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, Армянского нагорья на севере и первого порога Нила на юге.

5. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул …, что значит "Первый император династии".

6. Великий мудрец Древнего Востока, который говорил, что мудрость - в знании старинных книг

VI. Религия Древнего Востока.

Выполните задания, показанные на слайде

"Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим".
Конфуций

VII. На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?

  1. "Хорошо одетому всегда рады" ("Встречают по одежке, провожают по уму")

  2. "Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку" ("Делить шкуру неубитого медведя")

  3. "Увернулся от дикого быка - натолкнулся на дикую корову" ("Из огня да в полымя)

Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:

  1. По вашему мнению, что объединяет данные тексты?

  2. Какие крылатые выражения вы помните, кроме "соломонова решения"?

VIII. Работа в парах - "Найти ошибку в тексте».

Цель: формировать умения работать в парах, отстаивая свою точку зрения, используя исторические и литературные знания.

Учитель: Каждый ученик получает текст, в котором есть ошибки. Следует их найти, работая в парах. Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов - Библию.

Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цынь Шихуан.

IX. Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.

Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.

Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:

  • Кто сегодня доволен собой на уроке?

  • Кто считает, что мог бы работать лучше?

  • Кто стал больше знать, чем в начале урока?

  • Кто устал?

  • Кто расстроен?

  • Кому было тяжело?

  • Кому было не трудно?

  • Нужно ли проводить подобные уроки?

X. Домашнее задание: заполнить таблицу.

Страна

Египет

Финикия

Вавилония

Ассирия

Индия

Палестина

Китай

Реки







Правители







Изобретения









Памятники









Письменность









Мифы









Религия











© 2010-2022