Конспект открытого урока по истории в 8г классе по теме: «Крымская война 1853-1856гг»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»



Конспект открытого урока по истории в 8г классе

по теме:

«Крымская война 1853-1856гг»


Конспект открытого урока по истории в 8г классе по теме: «Крымская война 1853-1856гг»


Учитель истории и обществознания

Хайбулаева Бика Магомедовна


п.Шамилькала

2016 учебный год


Тема урока: Крымская война 1853-1856гг.

Цель: раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества .

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;

развивающие: развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений); развивать компетенции, связанные с решением проблем; развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями

воспитательные: развивать интерес к отечественной истории; способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории; привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIXв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и цели урока.

  3. Изучение новой темы:

-Причины войны

-Силы сторон

4. Ход военных действий

-Парижский конгресс

5.Закрепление

6.Итоги урока

Новые термины и даты:

Крымская война (1853-1856 гг.)

8 сентября 1854 - битва на реке Альма

18 ноября 1853 г. - Синопское сражение

Сентябрь 1854 г. - август 1855 г. - оборона Севастополя

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний:

На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Вами была составлен конспект по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.

Назовите эти направления?

Основными направлениями внешней политики правитель-ства Николая I являлись: борьба с революционным движением в Европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к России Каспий-ского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах Босфор и Дарданеллы и влияние на Балканах.

Что собой представлял восточный вопрос в период с 1826 по 1849 гг.?

Внешняя политика Николая I обуславливалась ролью «международного жандарма», которую Россия исполняла, защищая интересы монархии перед угрозой революционного движения, и стремлением получить сферы влияния на Востоке, открывающие новые экономические возможности и гарантирующие политическое первенство в мире. Планы России в восточном вопросе столкнулись с интересами Англии, Франции и Австрии. Осуществляя свои цели, Россия вступила в войну с Турцией и Ираном, опираясь на поддержку славянских народов Балканского полуострова. В итоге Россия победила, освободив балканские народности и Кавказ из-под турецкого гнёта, но ее экономические интересы ограничивались западными державами.

В 50-е годы этот вопрос обостряется с новой силой. Апогеем этого вопроса стала Крымская война. Этому событию посвящен наш сегодняшний урок. Запишите пожалуйста тему урока: «Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя»

3.Объяснение нового материала:

План

1. Обострение Восточного вопроса.

2. Начальный этап войны.

3. Вступление в войну Англии и Франции.

4. Героическая оборона Севастополя.

5. Борьба на Кавказе.

6. Парижский мир. Итоги войны.

Вмешательство европейских держав, дважды спасало Османскую империю от распада, но привело к потере ею независимости во внешней политике. В сохранении Османской империи были заинтересованы Британская империя и Французская империя, которым было невыгодно появление России на Средиземном море. Этого же опасалась и Австрия. Существенной предпосылкой конфликта было то, что в Европе с 1840-х наблюдалось усиление антироссийских настроений. Обострение восточного вопроса обусловили три фактора: упадок и кризис Османской империи (Турции); рост национально-освободительного движения против османского ига; обострение противоречий среди европейских стран на Ближнем Востоке, вызванных борьбой за раздел мира.

Для России восточный вопрос состоял из трех основных частей: отношения ее с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах; сохранение интересов России на сопредельных с Турцией территориях; поддержка национальных и религиозных движений нетурецких народов Османской империи

Задание учащимся: Прочтите пункт №1 Параграфа №14 и ответьте на вопросы.

Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?

Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?

Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к дипломатической изоляции накануне войны.

Задание учащимся: Ознакомьтесь с целями участников войны и сформулируйте её причину.

Рассмотрим схему «Участники войны».

Османская империя

Российская империя

Франция Англия

Австрия, Пруссия - враждебный нейтралитет по отношению к России

Рассмотрим цели стран - участниц войны.

Страны - участницы войны Цели стран-участниц войны

Российская империя- Пересмотр режима черноморский проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове

Османская империя- Подавление национально-освободительного дви-жения на Балканах;Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа

Англия- Франция- Подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;

Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, император Франции, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну

4.Причина войны:

Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.

Поводом для войны стал дипломатический конфликт России с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по услови-ям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявле-нию 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.

Соотношение готовности к войне России и её противников:

Россия- Рекрутская система, Не развитость военной промышленности, Парусный флот, Устаревшее гладко-ствольное оружие

Англия и Франция- Всеобщая воинская повинность, Развитые капиталистические отношения, Паровой флот, Новейшие образцы нарезного оружия

Ход военных действий Запись на доске и в тетради: Этапы войны:

20 октября 1853 года - Николай I подписал манифест о начале войны с Турцией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 г. - апрель 1854 г.) - русско-турецкие военные действия

Второй этап войны (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.) - англо-французская интервенция в Крым, появление кораблей западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.

а) Сообщение учащегося «Синопская победа российского флота»

б) Работа по схеме «Синопский бой»

в) Просмотр к/ф «Оборона Севастополя»

г) работа с документами (учебник, с. 90 (1,2,3), вопрос 1с: 91)

д) Работа со схемой «Оборона Севастополя»

е) Сообщение учащегося «Подвиг врачей в Крымскую войну»

ж) Борьба на Кавказском фронте, Балтийском, Белом морях и на Камчатке

Парижский конгресс

Запись на доске и в тетради: После внезапной смерти в феврале 1855 г.

Николая I и падения е августе 1855 г.

Севастополя Россия согласилась на участие в мирной конференции.

Февраль-март 1856 г. - Парижский конгрессЧерное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран.

Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море.

Южные рубежи России остались без защиты.

Россия теряет права защитницы балканских народов

Потеря Россией влияния на Балкана

Каковы причины поражения России в войне

Причины поражения и последствия.

Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благоже-лательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.

Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ру-жей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.

Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей. Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.

Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые на ложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.

5.Закрепление нового материала:

Составьте три вопроса по изученному материалу.

(Письменная работа для учащихся)

Домашнее задание:

Параграф №14, Подготовить рассказ об одном из участников обороны Севастополя.

6.Рефлексия: Что Вам понравилось на уроке?

Что вызвало особую сложность?

У кого не было затруднений?


Директор МКОУ «ШСОШ»

________ Газимагомедов Г.Г.

Завуч старших классов

________ Малламагомедов А.А.

Методист кафедры истории и обществознания

_________ Маликова Э.В.

© 2010-2022