Урок из истории Казахского ханства (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макатов Жанадил

Тема: «Из истории Казахского ханства»


Цель: сформировать представления о создании Казахского ханства через активное использование материала учебника.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся осмысленного понимания научного текста, изложенного в учебнике; ознакомить с особенностью государственного устройства Казахского государства, с функциями ханов и общественно-политическим устройством ханства.

  2. Вызвать интерес к изучению государственного устройства современной Республики, воспитать чувство признательности и уважения к деяниям казахских ханов, сохранивших национальную государственность и передавших земли Казахстана предкам.

  3. Развивать логическое и интуитивное виды мышления, научить проводить причинно-следственные связи между историческими событиями.

Наглядности:

  1. Портреты казахских ханов Абылая, Кенесары.

  2. Карты, описывающие казахские государства.

  3. Схемы и таблицы.

Урок начинается с актуализации имеющихся у учащихся знаний по прошлым тема.

Ответьте на вопросы:

1. Где расположен мавзолей Жошы хана?

2. Как зовут ханов - основателей Казахского ханства?

3. В каком веке распалась Золотая Орда?

4. В состав какого государства входили племена алаш до образования Казахского ханства?

5. Какой хан основал государство Золотая Орда?

6. Какой регион населяли племена Среднего жуза?

Письменные задания

Подтверди или опровергни данные утверждения. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если сомневаешься в правильности ответа, то у тебя есть возможность заглянуть в учебник.


  1. Туркестан раньше называли Йасы

  2. Сарыарку населяют племена аргынов и найманов

  3. Вода в средневековые дома поступала из горных рек

  4. Понятие «казах» вначале имело социальное значение

  5. Монгольское нашествие на казахов произошло в 12 веке

  6. Часть средневекового города, где проживали бедняки - шахристан

  7. Великий Шелковый путь начинался в Китае и заканчивался в Риме

  8. Алимулы, Байулы, Жетіру - все эти ветви относятся к Старшему жузу

  9. Джучи хан - это старший сын Чингисхана

  10. «Отрарская катастрофа» - это история, связанная с предателем Караджой, предавшим Каир-хана

К 1 параграфу 29 параграфа.

После прочтения:

Изучи внимательно схему, иллюстрирующую систему ханской власти Казахского государства.

Урок из истории Казахского ханства (5 класс)

Вставь пропущенные слова

___ - правитель средневекового Казахского государства, глава ханства. Его власть передавалась по наследству от отца к сыну. В руках хана было сосредоточено много исключительных ____ важного государственного значения. Наряду с решением насущных политико-экономических проблем хан издавал _______ от своего имени. В деле управления государством хан опирался на приближенных к себе людей. Наследника ханского престола называли _______. У хана были свое знамя и личная _______ - нукеры. Зависимых людей, обслуживавших хозяйство, пасших его ______, называли туленгутами. Они кочевали вместе с ханским аулом. Во время войн _________ превращались в личную охрану хана, подчинявшуюся только ему.

После прочтения подтемы: «Легендарные казахские ханы»

Продолжи предложения:

Прожил 116 лет и правил до самой смерти хан ________

Земля от Иртыша до Волги была выделена хану ________

Время разделения казахского ханства на 3 жуза относится к периоду правления ________

После прочтения подтемы: «Казахские ханы»

«Собери» слова так, чтобы получилось предложение.

дольше Хакназар ханством всех правил казахским хан

_________________________________________________

торе род казахских составляют особый потомки ханов

_________________________________________________

были ханы основателями казахского Жаныбек Керей и ханства

___________________________________________________________

Поставь цифры от 1 до 10 так, чтобы было понятно, кто после кого правил

Абылай

Тауке

Тауекель

Бурындык

Есим

Касым

Жангир

Кенесары

Жошы хан

Жаныбек и Керей

Проверь ответы:

  1. Жошы хан

  2. Жаныбек и Керей

  3. Бурындык

  4. Касым

  5. Тауекель

  6. Есим

  7. Жангир

  8. Тауке

  9. Абылай

  10. Кенесары

Соедини стрелочками подходящие ответы

Жошы хан

Жаныбек и Керей

Бурындык

Касым

Тауекель

Есим

Жангир

Тауке

Абылай

Кенесары

потомок Керея

умер в 1227 году

сын Жанибека

сын Жангира

составил «Жеті жарғы»

настоящее имя - Абильмансур

внук Абылая

отец Тауке-хана

правил после Хакназара

правил до Жангира

Законы Тауке (1680-1718)

  1. За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью.


  1. По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишить жизни убийцу, а отрубивший руку, ногу, ухо и прочие должен быть лишен той части тела.


  1. Впрочем, наказания могут быть смягчаемы по приговорам судей, или согласию истцов, и тогда преступник наказывается только установленную за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя құн, т. е. отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов.


  1. Кто убьет Султана или Ходжу, тот платит родственникам убитого Кун за семь человек. Обида Султана или Ходжи словами наказывается пенею в 9 скотин, а за побои 27 скотин.


  1. Самоубийцы погребаются в отдельных местах.


  1. Родители за убийство детей своих ничем не наказываются, но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, предается смерти.


  1. Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется.


  1. Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком, корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью, а дочь связывается и предается матери, для наказания по ее произволу.


  1. Кто сделал воровство и убийство вместе, то платит за два преступления.


  1. Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить.


  1. Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должны, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежат истец.


  1. Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в средине степи, для рассуждения о делах народных.


  1. Чтобы ни один киргиз не являлся в собрания народные иначе, как с оружием. Безоружный не имел голоса, младше могли не уступать ему места.


  1. Всякому поколению, роду и отделению иметь свою собственную тамгу (знак, заменяющий герб). Тамги сии тогда же и розданы, с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество, для различений, что кому принадлежит.

Составь вопросы по каждому пункту свода правил.

1 __________________________________

2 __________________________________

3__________________________________

4__________________________________

5__________________________________

6__________________________________

7__________________________________

8__________________________________

9__________________________________

10__________________________________

11__________________________________

12__________________________________

13__________________________________

14__________________________________




© 2010-2022