Урок по истории с применением ЭОР на тему Власть и церковь. Церковный раскол

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Власть и церковь. Церковный раскол.

(Тема урока)


ФИО Щепелина Екатерина Евгеньевна

Место работы: ГБОУ школа № 1368 г. Москвы

Должность учитель истории и обществознания

Предмет история

Класс 7

Тема и номер урока в теме «Россия в XVII веке» урок 4

Базовый учебник: Данилов А.А. История России: конец XVI - XVIII вв. - М.: Просвещение, 2010

Цель: Сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в., расколе

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся продолжат формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере (на примере взаимоотношений Алексея Михайловича и патриарха Никона, патриарха Никона и протопопа Аввакума), продолжат освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах (на примере изменения религиозных обрядов)

Метапредметные: учащиеся смогут развить умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

Предметные учащиеся овладеют базовыми историческими знаниями, а также представлениями о церковном расколе, старообрядчестве; продолжится развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать своё отношение к ней

Тип урок: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: ПК, доступ в Интернет, интерактивная доска

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационная часть.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2

Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока).

1,2

Учитель представляет учащимся изображения Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича и предлагает учащимся

  1. назвать имя одного из представленных

  2. предположить, кем могла быть вторая историческая личность

  3. Представляет Никона как патриарха с именем, которого связана реформа Православной церкви, раскол церкви и

И предлагает предположить, о чем пойдет речь на уроке, сформулировать цели и задачи урока

Учитель задает наводящие и уточняющие вопросы, комментирует варианты ответов



Предлагает записать тему урока «Власть и церковь. Церковный раскол»

Учащиеся изучают портреты, определяют

  1. на одном из портретов изображен Алексей Михайлович

  2. вторая личность связана с церковью и занимала высокое положение в православной церковной иерархии (указывают признаки, по которым определили)

  3. рассуждают, как могут быть связаны царь и патриарх, предлагают возможные вопросы для изучения на уроке, постепенно выделив основной:

как складывались отношений между властью и церковью в XVII в.

Задачи:

-выяснить причины реформы церкви, содержание реформы, и почему она раскололась

Записывают тему урока в тетрадь.

6 мин

3.























Изучение нового материала.










3 (задание 4)

Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?


В 17 веке сама православная церковь оказалась в трудной ситуации и ей потребовалась реформа. Работая с материалом учебника, найдите причины реформы выпишите их в тетрадь. (контролирует работу, консультирует по возникшим вопросам)

Предлагает представить себя участником обсуждения будущей реформы и обсудить, что взять за образец проведения (координирует дискуссию)

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон - митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Предлагает записать годы реформы

Работая с текстом учебника, выполните интерактивное задание «составить рассказ о церковной реформе» (консультирует по возникающим вопросам)

Предлагает определить, как отреагировали жители на эту реформу (Учитель задает наводящие и уточняющие вопросы, комментирует варианты ответов

Предлагают варианты ответы, отмечая помощь церкви людям в трудных жизненных ситуациях

Работают с материалом учебника и выписывают в тетрадь

причины реформы

в роли участников обсуждают и предлагают свои варианты (мнения разделяются)

Записывают в тетрадь годы церковной реформы


Работают с текстом учебника и составляют рассказ, один из учащихся выходит к доске, остальные проверяют с места

Выдвигают предположения, приходят к мысли, что не все встретили одобрительно

6 мин











3 мин

3.





















Изучение нового материала.






3 (задание 1)


4



5,6


1,2

Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения? (Учитель задает наводящие и уточняющие вопросы, комментирует варианты ответов, выводит на понятие церковный раскол)




Предлагает выполнить интерактивное задание - выбрать причины и последствия раскола

(учитель координирует действия учащихся)

Последствием раскола стало возникновение старообрядчества, самым видным представителем и сторонником старины выступал протопоп Аввакум.

Прочитайте отрывок из жития Аввакума, найдите предложение, в котором Аввакум дает характеристику патриарху Никону (разбирает совместно с классом сложные слова)

Во время выполнения последних двух заданий двум-трём учащимся дается отдельное - один ищет сходство и другой различие в судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума

Предлагает учащимся описать образ, который у них сложился о патриархе Никоне

Обсуждают, приходят к пониманию, то часть общества не согласилась с реформой. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна-богохульна! (противники Никона обвиняли его во введении «латинства»

Верующие и церковь разделились, раскололись

Учащиеся по одному выходят к доске, делают выбор, комментируя его

Работают с историческим текстом, ищут информацию в источнике

Совместно с учителем обсуждают

2-3 ученика сравнивают Никона и Аввакума

Знакомят учащихся со сделанными выводами

Выявляют: качестваа своенравный, волевой

8 мин












7

3

Изучение нового материала.





Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Предположите, какой ответ был дан царем? Подтвердите свои предположения материалом параграфа


Запишите год созыва церковного собора и его решения

Приходят к общему мнению - резко отрицательный.

Алексей Михайлович в 1666 г. созвал Церковный собор для суда над Никоном и отправил его в ссылку. Светская власть подчинила себе церковную.

Записывают дату и событие,





4

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей).

3 (аудио-выводы)

Для закрепления материла, предлагает учащимся в паре обсудить и записать в тетради вывод по вопросу урока «В чем значение реформы Никона» (консультирует учащихся)

Предлагает сопоставить выводы получившиеся у учеников и выводы разработчиков модульного курса.

Комментирование и выставление оценок за работу на уроке.

формулируют и записывают выводы

Совместно обсуждают выводы обмениваются идеями, сопоставляют с выводами из аудиофайла

Подводят итог урока совместно с учителем. Анализируют свою работу на уроке.

6 мин

5

Домашнее задание (инструктаж).

Информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует и проводит инструктаж по его выполнению

Фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают вопросы.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Власть и церковь. Церковный раскол.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

2

Патриарх Никон. Портрет работы неизвестного художника XVII в.

Информационный

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8806b048-91e4-41e3-93b5-e4b0eacef24c/%5BIS7IR_2-4%5D_%5BPD_01%5D.html

3

Церковный раскол

Практический модуль

Интерактивная модель

fcior.edu.ru/card/21721/cerkovnyy-raskol.html

4

Житие протопопа Аввакума

информационный

Текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4251-0a01-01b2-014d-a86bea7214e7/%5BIS67IR_2-4%5D_%5BTS_01%5D.html

5

Биографическая справка о церковном и государственном деятеле реформаторе Никоне и его портрет работы неизвестного художника XVII в.

информационный

Текст с иллюстрацией

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4217-0a01-01b2-0078-9d6354c9605d/%5BIS67IR_2-4%5D_%5BTD_01%5D.html

6

Биографическая справка о церковном деятеле Аввакуме (1620-1682)

информационный

Текст с иллюстрацией

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4220-0a01-01b2-00b1-be82c4bd5ba2/%5BIS67IR_2-4%5D_%5BTD_03%5D.html


© 2010-2022